Я не завершил уж конечно, свою «сагу» о когнитивных искажениях. Но вот сегодня решил сделать паузу и рассказать о том, что волнует меня в связи с предначальным периодом (знакомства с потенциальным клиентом, ещё до обсуждения контракта), когда я принимаю решение о работе с человеком, либо делаю вывод, что психологическое консультирование его пока невозможно.
Как же так? Разве то, что человек испытывает проблему, что он страдает от неё не основное и главное условие допустимости психологического консультирования?
Нет. И сейчас объясню, почему.
Так вот, друзья мои, однажды ко мне обратился мужчина примерно одних лет со мной. Он страдал от серьёзного кризиса отношений с любимой женщиной. Это мужчина как будто понимал (признавал), что проблемы в отношениях возникли от его требовательности, а порой и нетерпимости, от желания контролировать свою более молодую спутницу. Казалось, что мужчина был готов искать причины своих поступков и меняться, складывалось впечатление, что он вполне готов к психологической работе. Но…
Но вдруг в процессе беседы я понял, что главная цель мужчины — ИЗМЕНИТЬ свою любимую. Да, он признавал, что и сам что-то делает не так, но он был убеждён, что ещё более «не так» реагирует его спутница. Он хотел, чтобы в процессе нашей работы он бы изменился так, чтобы он мог ПОВЛИЯТЬ НА СВОЮ ЖЕНЩИНУ, ЧТОБЫ ИМЕННО ОНА ИЗМЕНИЛА СВОИ РЕАКЦИИ.
Простите, что я пишу капсом, но меня поразила эта установка. Поразила, хотя во время обучения меня предупреждали, что такие люди (то есть люди с нереалистичными запросами) обязательно будут. И всё же это было настолько неожиданно.
Я задал ещё несколько вопросов, уточнил, переспросил — мужчина стоял на своём: он допускает изменения в своём поведении, но хочет, чтобы изменилась, главным образом, его жена.
Конечно, в таких случаях, психологу только и остаётся, что вежливо и спокойно объяснить человеку, почему его ожидания нереалистичны и предложить обдумать свой запрос.
А вот ещё несколько абсолютно нереалистичных запросов, с которыми сталкивался уже не я лично, но которые весьма распространены.
Человек пережил расставание (или измену) и хочет забыть эту страницу своей жизни и начать будто бы с чистого листа.
Либо человек пережил расставание, но хочет вернуть любимую и считает, что консультирование может ему помочь решить эту задачу.
Человек хочет избавиться от любых неприятных чувств, которые ему доставляет общение с критически настроенным сослуживцем (начальником).
Человек заявляет, что его цель — стать лучшей версией себя, то есть, не просто лучшей, а идеальной версией, иными словами, разрешить все внутренние противоречия, раз и навсегда обрести гармонию и счастье.
Родитель хочет, чтобы его ребёнок был послушным, вежливым, внимательным и хорошо учился.
Есть ещё один тип нереалистичного запроса — когда человек просто не знает, чего он хочет, у него никак не получается сформулировать запрос конкретно, а получается что-то вроде: «Хочу, чтобы было то, что планирую и вообще нормально жить». Но тут психолог может помочь с помощью наводящих вопросов. Правда, иногда сама постановка запроса может отнять немалое количество времени.
Помним, что важнейшее «качество» клиентского запроса — его реалистичность.
Но реалистичный запрос — ещё не достаточное основание, чтобы начать работу. О прочем расскажу в следующем раз.
И очень хорошая картинка в качестве иллюстрации.