Тут я не стану говорить об одной из главных загадок русской истории — возможном инсценировании своей смерти императором Александром I и уходе им в странствие под именем сибирского старца Фёдора Кузьмича. Эта тема для целой серии статей.
В этой статье мы поговорим о том, от чего мог умереть император Александр I в ноябре 1825 года, находясь в Таганроге. И о том, чем при жизни болел царь, и могло ли это как-то сказаться на его смерти во время путешествия в Крым.
Нам известно, в каких условиях родился и рос любимый внук императрицы Екатерины II – будущий император Александр. Екатерина специально для своих старших внуков написала «Методические рекомендации по уходу за царскими внуками». Кроме того, императрица вела дневники первые несколько лет жизни Александра. Из них следует, что спальня будущего императора находилась в просторной комнате, там была большая кровать, окружённая бортиками, а также имелся балдахин (дабы комарики не кусали). В спальне также имелась кровать кормилицы Александра. Спал внук Екатерины на кожаном матрасе с простынёй. Температура воздуха была стабильно 14–15 градусов (что по нашим меркам довольно прохладно). Уборку в комнате Александра производили каждый день, на время чего его всегда уносили в другое помещение.
К сожалению, стоит констатировать и то, что несмотря на довольно здоровую бабушкину заботу и опеку, в воспитании Александра были недостатки с точки зрения здравоохранения. Так как он был потенциальным наследником престола, то его рано приучали к артиллерийским играм (это повлекло за собой проблемы со слухом). Подобные вещи, которым наследник обязан был учиться, ухудшали слух и зрение Александра. Но от таких игр были и положительные моменты. Так, например, частые физические игры, военные и кавалерийские занятия сделали мальчика ловким и выносливым.
Из воспоминаний, дневников и всевозможных дворцовых журналов можно вынести, что до 1817 года у Александра не было никаких сколько-нибудь серьёзных заболеваний. В этом году лейб-медики императора сделали заказ «О высылке устриц для составления лекарства». Увы, чем именно изнемогал император, неизвестно. Вполне возможно, что лекарства предназначались не ему, а либо одной из фавориток царя, либо его внебрачной дочери.
За исключением трёх случаев (1817, 1823 и 1825 гг.), Александр не был болезненным или часто больным человеком. В 1823 году случилась новая опасность для здоровья Александра Павловича. В Брест-Литовске лошадь сильно лягнула императора по ноге (правая голень). Появившееся вскоре прогрессирующее воспаление грозило привести к гангрене и даже к ампутации ноги (!). Даже вскоре после улучшения ситуации, императора какое-то время всюду возили на инвалидной коляске.
Как мы видим, вплоть до 1825 года со здоровьем императора Александра практически не происходило ничего такого, что могло бы спровоцировать его смерть в ноябре 1825 года. Первые признаки недомогания император почувствовал по дороге в Таганрог, ещё в Бахчисарае в конце октября. Александр Павлович отмечал в письме Петру Волконскому, что здесь он впервые почувствовал лихорадку. Вскоре его лейб-медик Виллие понял, что это скорее всего (и скорее всего был прав) была малярия. В первой половине XIX века такая неприятная (и во многих случаях опасная) болезнь, как малярия, была распространена не только в Африке, как сейчас, но и в Европе и юго-западной части России, так как с комарами, провоцирующими эту болезнь, никто не боролся, а лесных болот (где комары только множились) в то время было сильно больше, чем сейчас.
Всю первую половину ноября состояние императора было по-разному плохим. Но он всё равно продолжал переносить недомогание на ногах. То у него случался обморок, то опять лихорадочное состояние, то сильный жар, то состояние нормализуется, то снова обморок, жар, забытье, сильная головная боль. Симптоматика, описанная очевидцами, окружавшими царя, позволяет сказать, что главным заболеванием, приведшим вскоре к смерти, была вовсе не малярия. Вероятнее, это был менингит. Какой именно (менингококковый или вирусный), сказать сложно. Считается, что менингококковый менингит могла вызвать сильная травма голени в 1823 году. Кроме того, частая практика лечить почти всё, что угодно, порошками из шпанской мухи (жук такой), тоже могла сказаться в негативном ключе, поскольку в этом насекомом, пускай и в небольших дозах, но всё же содержится яд небелкового происхождения — кантаридин, который оказывает осложнение работы центральной нервной системы и желудочно-кишечного тракта.
Резюмируя, можно сказать, что император Александр I 19 ноября 1825 года скончался (если всё же не ушёл тихо скитаться по России) от комплексного действия нескольких недугов: малярии, менингита (вероятно, менингококкового) и негативного действия на и без того ослабленный организм царя порошка шпанской мухи.
Твой лайк, комментарий и подписка помогают каналу расти!