Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

Из Вологды к фъордам Норвегии: как я проехал 5000 километров по северу Европы🇳🇴

Оглавление

Год назад съездил по маршруту в 5000 км с 17-ю городами. Расскажу, как мы объехали север Скандинавии и Кольского полуострова.

Старт — в Вологде

Стартовая точка — в лучшем городе на планете — Вологде.

Выезжаю. Еду через Кириллов и Вытегру. Два абсолютно замечательных города Вологодской области.

В Перовом — монастырь, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А второй — перекрёсток пяти морей. При Петре здесь было заложено много шлюзов, один из них — на последней фотке. Отсюда можно уплыть в Белое, Балтийское, Азовское, Чёрное и Каспийское моря.

Через всю Карелию

Дальше заезжаю в Карелию.

Карельский язык сильно похож на финский, и я понимаю всё, что написано.

Сразу виднеются ГОРЫ карельского гранита. Его добывают и свозят в распределительный центр. И довольно много тягачей, которые везут по два-три камня. Больше просто не потянут.

Заезжаю в Петрозаводск. Раньше эта территория называлась Петровский Завод. Вокруг него начали строить жилые дома для рабочих. Так дорос и до города.

Еду дальше на север. Проезжаю Медвежьегорск. И еду ещё дальше на север, до Кеми.

Соловки как Диснейленд

Из Кеми ходят катера на Соловки. Плыть около часа по Белому морю.

Издалека выглядит как сильно православный диснейленд. Оч красиво и старинно. Можно посмотреть на размеры булыжников в башнях и удивиться.

Вообще Соловки занимают огромную территорию, и это не один остров. Но больше одного дня уделять не стал бы. Так я и сделал.

Медитативная трасса недалеко от полярного круга

Севернее Кеми уже начинаются российские фьордики. Видно, как вода прорезается сквозь землю. Особенно заметно в селе Чупа.

В 50 км за Чупой — Северный полярный круг. Это такой воображаемый круг, за которым бывает полярный день, то есть солнце не садится. Но не бывает полярной ночи.

Самая милая вещь, которая сильно тронула меня, — сейды. Это такие пирамидки из гранита. Саамы, местные жители, строят их в виде тотема. А туристы это подхватили.

Итого на протяжении всей трассы Петербург — Мурманск, а это 1400 км, вдоль дороги непрерывно стоят сейды. Ну и, естественно, я тоже свой собрал.

Ещё отмечу саму трассу. Это самая медитативная дорога в моей жизни. Идеальный асфальт, отсутствие машин и красивые виды. Спокойствие. И заправки раз в 100 км.

Брутальный Кировск у Хибин

Заезжаю в Кировск, он находится у подножья Хибин. Кировск замечателен, брутальные советские панельки среди гор открываются отличным видом с Хибин.

И сами Хибины невероятны. Смотрятся по-неземному среду панелек. И это один горный массив с норвежскими горами и фьордами.

До Мурманска остаётся всего ничего.

Это был последний город, основанный в царской России. И тогда он назывался Романов-на-Мурмане. В советское время царское убрали.

А «Мурман» происходит от «норман», что означает «северный человек».

Въезжаем в Мурманск.

Атмосферная Териберка

На следующий день поехал в Териберку.

Сильно атмосферная точка. Это тундра. Очень ветрено и маленький слой плодородной почвы, поэтому вообще нет деревьев.

Главная цель — увидеть китов. Для этого на лодке выплываем в океан. Но, увы, киты показываться не захотели.

В остальном виды — что-то с чем-то.

Самая северная граница в мире

От Мурманска на запад 100 км — и оказываешься на самой северной границе в мире.

Всё чётко: час на выезд, час на въезд. Заобщался с пограничниками на финском, они сказали, что у меня он хороший.

В Норвегии ближайший город — Киркенес. Из интересного: отсюда ходят туры на ГРАНИЦУ с Россией. То есть не в саму страну, а на лодке подплыть к приграничной территории.

Дороги местами такие, что не поверишь, что ты в Норвегии.

Норвежские цены, Наташа и автодом-мечта

Следующая точка — город Карасйок. Здесь я познакомился с офигевшими ценами Норвегии. Такой набор без напитков стоил 4500 рублей.

-14
-15

Также никто не говорил по-английски, но нам дружелюбно предоставили Наташу, которая говорила на русском :)
Также никто не говорил по-английски, но нам дружелюбно предоставили Наташу, которая говорила на русском :)

Заночевал в кемпинге. Это самая красивая точка, где я мог проснуться.

Все такие красивые, со своими автодомами, и палатками, и велосипедами. Тоже мечтаю так когда-нибудь прокатиться.

Нордкап: самая северная точка континентальной Европы

Дальше на север некуда ехать.

Получилось так, что мы туда прибыли в полночь. Ремонтировали туннель и не пускали больше часа. Боялся, что будет закрыто. Оказалось, что это гигатуристическое место. Рядом приплывают паромы и толпами на автобусах везут туда. Там толпищи людей. И сильнейший туман. По идее, это обрыв метров на 50–70 вниз.

Это 2700 км от Вологды. И на вологодской машине.

Фьорды vs карта. Русский vs норвежец

Дальше уже начались фьорды. Что сказать — очень красиво.

На севере Норвегии на карте кажется, что расстояния короткие. Но на деле там, где 10 км точка от точки, нужно проехать 50 км. Всё из-за фьордов.

И здесь же произошла интересная история. Так как дорога виляет из стороны в сторону, я иногда позволял себе срезать углы и проехать посередине дороги, а не чётко по своей полосе. Делал это, когда был на 100% уверен в безопасности.

А норвежцы совсем не такие. Они едут строго по правилам и по своей полосе. Не дай бог на 1 км/ч превысить и выехать за разметку.

Итого: я подъезжаю к Тромсё, самому большому северному норвежскому городу. И при въезде стоит наряд полиции. Как видят русские номера, так сразу начинают махать руками и жезлом.

Торможу. Ко мне подходит норвежец и говорит: «Нам кто-то позвонил и сказал, что по дороге в Тромсё едет пьяный русский. „Проверьте его, пожалуйста“».

Начинаю с ними общаться, говорю, что ехал максимально осторожно и нигде не нарушал. Да и вообще ваша страна — самое лучшее, где я бывал.

У них появились подозрения, что у меня хороший английский, а я на русской машине, где-то далеко от границы. Вдруг я шпион. Но сказал ещё пару комплиментов про Норвегию, и они успокоились.

Потом я дунул в трубку, забрал её как сувенир и уехал.

Уютный Тромсё

Тромсё — очень уютный город. С визитной карточкой в виде высочайшего моста. Он такой, чтоб под ним проходили огромные суда.

-20

Вокруг — горы.

Из Нарвика — в Швецию

По моему маршруту должен был попасть на Лофотены. Но из-за серпантинов и фьордов затраченное время увеличилось в разы. Поэтому доезжаю до Нарвика и сворачиваю в Швецию.

Ещё по норвежским ценам. На заправках работает ужасная система. С твоей карты снимается 25 000 рублей. Потом заполняется бак. И сколько не израсходовал, столько вернётся на карту.

Поэтому я ехал максимально экономно, и машина показывала 750 км возможного пробега.

Потом заехал в Spar. Ресторанов в Нарвике нет, поэтому только магазинной едой питаюсь.

Проезжаю в Кируну. Ухоженно, но людей нет совсем. Местами угнетает.

А вот ночёвка была в типичном шведском домике. Меня встретил швед — сильно колоритный и позитивный дед.

После Кируны поехал домой. Были сутки вождения, но мне понравилось.

Это статья от читателя Журнала Путешествий. Мы её немного доработали, поправили опечатки и опубликовали. Вы тоже можете написать свою.

Текст: Андрей Механиков для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!