Франсуа Трюффо (François Truffaut) 6.02.1932 – 21.10.1984
Знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо (1932-1984) начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино. Таким, по его мнению, был весь кинематограф, за исключением фильмов Альфреда Хичкока и некоторых других режиссеров, любящих эксперименты.
Желая на практике показать, как же надо ставить настоящие фильмы, ведущий критик журнала «Кайе дю синема» Франсуа Трюффо вместе с Жаном-Люком Годаром и Клодом Шабролем (1930-2010) возглавил яркое течение в мировом искусстве, названное «новой волной». Его основным творческим принципом стало обращение к жизни средних слоев общества, люмпенов, изгоев, эксперименты с формой и монтажом, съемки скрытой и ручной камерой.
В творчестве Франсуа Трюффо отчетливо можно различить три главных направления.
Первое и, думается, самое важное из них – полуавтобиографический рассказ о своем поколении, стремление (по-своему уникальное в мировой практике) проследить в фильмах разных лет жизнь одного и того же героя – Антуана Дуанеля – от детства («400 ударов») и юности («Любовь в 20 лет») до службы в армии и первых самостоятельных взрослых шагов («Украденные поцелуи»). От первых лет супружества («Семейный очаг») до зрелости и этапа подведения итогов («Ускользающая любовь»).
Во всех пяти фильмах сыграл один и тот же актер Жан-Пьер Лео, для которого Трюффо стал поистине крестным отцом в искусстве.
И я с удовольствием вспоминаю, как во время одного из кинофестивалей мне довелось встретиться и поговорить с Жаном-Пьером Лео о его работе с Франсуа Трюффо.
Второе направление в творчестве Франсуа Трюффо – тема детства. Сюда, кроме «400 ударов», входят драматическая история европейского Маугли «Дикий ребенок» и наполненная блистательными импровизациями картина о школьниках 1970-х «Карманные деньги».
Любовь к пародии, стилизации отразилась на режиссерском пути Трюффо, автора монографий о творчестве мастеров западного детектива и триллера: в лихо закрученных фильмах «Стреляйте в пианиста», «Новобрачная была в черном» и «Веселенькое воскресенье».
И, наконец, вечная тема любви. Ей посвящены такие известные работы режиссера, как «Жюль и Джим», «Нежная кожа», «Сирена Миссисипи», «Зеленая комната», «Мужчина, который любил женщин», «Соседка».
Интонация многих из этих фильмов иронична и насмешлива. И в то же время эти изысканные по форме и музыкально-пластическому решению картины наполнены грустью, философской печалью, ощущением невозвратимости прошлого и горечи потерь. В этом и состоит, на мой взгляд, притягательная магия Франсуа Трюффо – сценариста и режиссера.
Четыреста ударов / Quatre cents coups / Les 400 coups. Франция, 1959. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Марсель Мусси. Оператор Анри Декэ. Актеры: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми, Ги Декомбль, Жорж Фламан, Жан-Клод Бриали, Жанна Моро и др. Премьера: 4 мая 1959. Приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. 4,2 млн. зрителей (Франция).
Подросток Антуан Дуанель, видя постоянные ссоры родителей, чувствует себя одиноким и отдается стихии «свободы»: прогуливает уроки, подворовывает, попадает в полицию и в итоге (с согласия родителей) оказывается в колонии…
Пожалуй, «Четыреста ударов» – один из самых личных и трогательных фильмов Франсуа Трюффо (1932-1984), где он рассказал, по сути, историю своего детства.
При этом в Жане-Пьере Лео ему удалось найти настолько идеального исполнителя роли подростка, что история Антуана Дуанеля затем получила продолжение в серии фильмов 1960-х – 1970-х годов («Любовь в двадцать лет», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг», «Ускользающая любовь»), где последовательно показывался путь взросления этого персонажа.
Стреляйте в пианиста / Tirez sur le pianiste. Франция, 1959.Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Марсель Мусси (по роману Дэвида Гудиса «Там внизу»). Оператор Рауль Кутар. Актеры: Шарль Азнавур, Мари Дюбуа, Николь Берже, Мишель Мерсье, Клод Мансар и др. Премьера: 21 октября 1960. 1,0 млн. зрителей (Франция).
Это полупародийная криминальная история, в которой персонаж Шарля Азнавура (1924-2018) – пианист в парижском кафе, куда часто приходят разного рода криминальные личности…
Как известно, до того, как стать режиссером, Франсуа Трюффо (1932-1984) был кинокритиком, обожавшим детективы и триллеры Хичкока. Эта любовь своеобразно проявилась в его (полу)пародийных стилизациях на криминальную тему («Стреляйте в пианиста», «Новобрачная была в черном», «Веселенькое воскресенье»).
Но все началось с фильма «Стреляйте в пианиста», где Трюффо умело обыграл сюжетные ходы многих знаменитых американских картин из «черной» гангстерской серии 1940-х годов. Но, как верно говорил сам Трюффо, в этом фильме «в самых яростных драках, во время похищений, погонь, все разговоры ведутся только о любви»...
Этот ироничный черно-белый фильм, снятый в стилистике «новой волны», быть может, больше рассказывает не о гангстерах, а о женщинах. Мари Дюбуа (1937-2014) ведет в этом фильме романтичную линию, а Мишель Мерсье – воплощает любовь земную.
Одну из ролей в этом фильме должна была сыграть Бернадетт Лафон (1938-2013), однако ее «увел» в свой фильм «Милашки» Клод Шаброль (1930-2010).
Лодырь / Перестрелка-62 / Tire-au-flanc 62. Франция, 1961.Режиссеры: Франсуа Трюффо и Клод де Живре. Сценаристы: Франсуа Трюффо и Клод де Живре (по одноименной пьесе Андре Муэзи-Эона и Андре Сильвана). Оператор Рауль Кутар. Актеры: Кристиан де Тильер, Рисе Барьер, Жак Балютен, Пьер Магелон, Серж Корбер, Пьер Фабр, Бернадетт Лафон, Жан-Клод Бриали, Пьер Этекс, Анри Серр, Франсуа Трюффо и др. Премьера: 20 декабря 1961. 1,3 млн. зрителей (Франция).
...Молодой аристократ Жан Эмильен призван в армию, где ведет себя высокомерно, что, разумеется, не нравится, начальству…
В этой комедии Франсуа Трюффо (1932-1984) и Клода де Живре едко высмеивается армейская муштра, хотя в ней есть и лирическая тема…
Разумеется, эта работа не относится к числу лучших фильмов Трюффо, но с точки зрения истории французского кино 1960-х она, на мой взгляд, любопытна…
Жюль и Джим / Jules et Jim. Франция, 1961. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Жан Грюо (по роману Анри-Пьера Роше). Оператор Рауль Кутар. Актеры: Оскар Вернер, Анри Серр, Жанна Моро, Сабин Одепен, Мари Дюбуа и др. Премьера 23 января 1962. Приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Мар-дель-Плата (1962). Гран-при Французской киноакадемии (1962). 1,6 млн. зрителей (Франция).
Два друга – австриец Жюль (Оскар Вернер) и француз Джим (Анри Серр) – накануне первой мировой войны влюбляются в остроумную и обворожительную француженку Катрин (Жанна Моро), которая так и не может решить, кто из молодых людей ей больше нравится…
«Жюль и Джим» – один из самых знаменитых фильмов Франсуа Трюффо (1932-1984), где (практически в нарушении принципов «новой волны») очень много закадрового текста, придающего открытый литературный шарм этой экранизации одноименного романа Анри-Пьера Роше (1979-1959). Роман «Жюли и Джим» был опубликован в 1953 году, а незадолго до смерти вышел еще один роман Анри-Пьера Роше – «Две англичанки и Континент» (1956), который был экранизирован Франсуа Трюффо в 1971 году.
Интересно, что Франсуа Трюффо показал в фильме тринадцать репродукций картин Пабло Пикассо. По мнению М. Лефевра, эти картины – «временные маркеры в фильме, действие которого происходит на протяжении более двадцати лет без признаков старения персонажей, и подсказки, отражающие душевное состояние или трансформации героев».
Французские кинокритики также обращали внимание на сюжетное сходство «Жюля и Джима» с комедией Эрнста Любича «Дизайн для жизни» / «Серенада трех сердец» (Design for Living. США, 1933). Но там, где Э. Любич (1892-1947) вел свою легкомысленную историю к счастливому финалу, Франсуа Трюффо выстраивал тонкую вязь психологической драмы.
Влияние изысканной стилистики «Жюля и Джима» на мировое кино было довольно значительным, и многие мэтры экрана с удовольствием цитировали эпизоды и реплики этой картины в своих фильмах XX и даже XXI века.
Тонкое обаяние изображения в «Жюле и Джиме» во многом обеспечила чуткая к малейшим оттенкам света и тени и очень подвижная камера выдающегося оператора «новой волны» (и не только) Рауля Кутара (1924-2016), киноживописи которого принадлежат такие знаменитые фильмы, как «На последнем дыхании» (1959), «Женщина есть женщина» (1961), «Жить своей жизнью» (1962), «Альфавиль», «Безумный Пьеро» (1965), «Китаянка» (1967), «Страсть» (1982), «Имя Кармен» (1983) Жан-Люка Годара, «Нежная кожа» (1964) Франсуа Трюффо, «Дзета» (1969) и «Признание» (1970) Коста-Гавраса и др.
И, разумеется, нельзя не сказать о потрясающем актерском ансамбле, сыгравшем в «Жюле и Джиме» любовный треугольник: Оскар Вернер (1922-1984), Анри Серр и Жанна Моро (1928-2017).
В заключение отмечу, что судьба распорядилась так, что 21 октября 1984 года Оскар Вернер узнал о смерти Франсуа Трюффо (у которого он снимался не только в «Жюле и Джиме», но и в экранизации фантастического романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»), а через два дня – 23 октября того же года ушел из жизни сам – скончался от сердечного приступа…
Любовь в двадцать лет / L’Amour à vingt ans. Франция-Италия-Германия-Польша-Япония, 1962. Режиссеры: Франсуа Трюффо, Марсель Офюльс, Ренцо Росселлини, Анджей Вайда, Синтаро Исихара. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Марсель Офюльс, Ренцо Росселлини, Ежи Стефан Ставиньский, Синтаро Исихара. Операторы: Рауль Кутар, Ежи Липман, Вульф Вёрт, Марио Монтуори. Актеры: Мари-Франс Пизье, Жан-Пьер Лео, Джеронимо Меиньер, Элеонора Росси Драго, Нами Тамура, Кристина Гаиони, Барбара Фрэй, Кристиан Дёрмер, Вера Чехова, Владислав Ковальский, Барбара Квятковская-Лясс, Збигнев Цибульский, Ян Энглерт и др. Премьера: 22 июня 1962. Приз «Золотой медведь» на кинофестивале в Западном Берлине. 0,3 млн. зрителей (Франция).
В 1960-х в Европе было модно снимать киноальманахи, в том числе и при участии кинематографистов из разных стран. Альманах «Любовь в двадцать лет» объединил короткие новеллы о любви, снятые Франсуа Трюффо (1932-1984), Марселем Офюльсом, Ренцо Росселлини (1908-1982), Анджеем Вайдой (1926-2016) и Синтаро Исихара (1932-2022).
Новелла Франсуа Трюффо «Антуан и Колетт» («Antoine et Colette») продолжила историю, начатую в драме «Четыреста ударов» (1959) и повествовала о взрослении Антуана Дуанеля (его роль по-прежнему играл Жан-Пьер Лео).
Нежная кожа / La Peau douce. Франция, 1964. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Жан-Луи Ришар. Оператор Рауль Кутар. Актеры: Жан Десайи, Франсуаз Дорлеак, Нелли Бенедетти, Поле Эманюэле, Даниэль Чекальди и др. Премьера 20 апреля 1964. 0,6 млн. зрителей (Франция).
Драма «Нежная кожа» Франсуа Трюффо (1932-1984) – это история писателя, у которого личная жизнь вроде бы сложилась: симпатичная жена, маленькая дочь… Однако однажды он влюбляется в стюардессу, и она становится его любовницей…
Банальная фабула в тонкой трактовке Франсуа Трюффо получила, на мой взгляд, убедительное психологическое обоснование, чему, разумеется, помогла талантливая игра актеров – Жана Десайи (1920-2008), рано ушедшей из жизни сестры Катрин Денев – Франсуаз Дорлеак (1942-1967) и Нелли Бенедетти (1921-2011).
В «Нежной коже» несомненен автобиографический аспект: в какой-то степени Франсуа Трюффо рассказывал о кризисе собственной семейной жизни с Мадлен Моргенштерн (с которой режиссер был в браке с 1957 по 1965 год) и о своих близких отношениях с актрисой и модельером Лилиан Давид (1937-2018).
451 градус по Фаренгейту / Fahrenheit 451. Великобритания-Франция, 1966. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Жан-Луи Ришар, Франсуа Трюффо, Хелен Скотт, Рэй Брэдбери, Дэвид Радкин (по одноименному роману Рэя Брэдбери). Оператор Николас Роуг. Актеры: Джули Кристи, Оскар Вернер, Антон Диффринг, Сирил Кьюсак, Джереми Спенсер и др. Премьера: 15 сентября 1966. 0,8 млн. зрителей (Франция).
Неприятие технократического прогресса, нивелирующего индивидуальность, низводящего ее до элементарного "функционирования" и бездумного потребления того, что "дают" правители... Вот основной стержень фантастического фильма Франсуа Трюффо (1932-1984), поставленного по одноименному роману Рэя Брэдбери (1920-2012).
Режиссеру великолепно удалось передать на экране стерильность мира будущей цивилизации, паническую боязнь ее рядовых граждан нарушить малейшие запреты (включая чтение и хранение книг, самостоятельное мышление и т.д.). Яркие, лишенные полутонов цвета, строгие костюмы, напоминающие военную форму, обустроенный всяческой машинерией быт...
Лично я предпочитаю французские фильмы Франсуа Трюффо ("Жюль и Джим", "Украденные поцелуи", "Семейный очаг", "Последнее метро"). Они поставлены тоньше, изысканнее, эмоциональнее. Но роман Брэдбери диктовал иные правила игры. И Трюффо, по-моему, справился с этим неплохо...
Новобрачная была в чёрном / La Mariée était en noir. Франция-Италия, 1968. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Жан-Луи Ришар, Франсуа Трюффо (по роману Уильяма Айриша). Оператор Рауль Кутар. Актеры: Жанна Моро, Мишель Буке, Жан-Клод Бриали, Шарль Деннер, Клод Риш, Мишель Лонсдаль, Даниель Буланже, Александра Стюарт и др. Премьера 22 марта 1968. 1,3 млн. зрителей (Франция).
Жюли (Жанна Mopо) овдовела сразу же после венчания: ее мужа убили на ее глазах, когда новобрачные выходили из церкви… И вдова решает отомстить…
Откровенно стилизованный под триллеры и детективы Альфреда Хичкока (1899-1980), фильм Франсуа Трюффо «Новобрачная была в чёрном» был поставлен по мотивам романа Уильяма Айриша (1903-1968), автора рассказа «Окно во двор».
Главная ставка в «Новобрачной…» была сделана на находившуюся в ту пору в расцвете своей актерской славы Жанну Моро (1928-2017), которая, следуя режиссерской линии пастиша, блестяще сыграла свою роль в стиле яркого эмоционального стаккато.
Украденные поцелуи / Baisers volés. Франция, 1968.Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Клод де Живре, Бернар Ревон. Оператор Дени Клерваль. Актеры: Жан-Пьер Лео, Клод Жад, Дельфин Сериг, Клер Дюамель, Арри-Макс, Андре Фалькон, Катрин Лутс, Даниэль Чекальди, Мишель Лонсдаль и др. Премьера: 14 августа 1968. Премия Мельеса, Приз Луи Деллюка, Гран-при французского кино (1968). 1,2 млн. зрителей (Франция).
В этой изящной комедии нравов Франсуа Трюффо (1932-1984) снова рассказывает о своем любимом герое – Антуане Дуанеле, история которого началась в фильмах «Четыреста ударов» (1959) и «Любовь в двадцать лет» (1962).
На сей раз Антуан Дуанель (его опять играет Жан-Пьер Лео) демобилизуется из армии, встречает очаровательную Кристин (Клод Жад) и устраивается на работу в частное детективное агентство…
В какой-то степени «Украденные поцелуи» и их продолжение «Семейный очаг» снова перекликались с событиями в личной жизни самого Франсуа Трюффо: он влюбился в обаятельную актрису Клод Жад (1948-2006) и даже попросил у ее родителей руки их дочери. Но… потом передумал на ней жениться…
Но нет худа без добра: после «Украденных поцелуев» Клод Жад пригласил на съемочную площадку в «Топазе» сам Альфред Хичкок, она также снималась у многих известных французских режиссеров и даже в советском кино (в «Тегеране-43» А. Алова и В. Наумова и в «Ленине в Париже» С. Юткевича, где сыграла Инессу Арманд).
«Украденные поцелуи» были, что называется, усыпаны французскими кинопризами. И есть за что: Франсуа Трюффо был здесь в своей стихии, иронично играя с жанрами, с персонажами, он при этом полностью сохранял эмоциональное воздействие на зрителей, в котором ощущались пронзительные нотки ностальгии…
Сирена Миссисипи / La Sirène du Mississipi. Франция-Италия, 1969. Режиссер и сценарист Франсуа Трюффо (по роману Уильяма Айриша "Вальс в темноте"). Оператор Дени Клерваль. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Катрин Денёв, Нелли Боржо, Мартина Ферьер, Марсель Бербер, Мишель Буке и др. Премьера 18 июня 1969. 1,2 млн. зрителей (Франция).
…Богатый плантатор (Жан-Поль Бельмондо), живущий в одной из французских колоний, находит себе невесту по переписке. Однако по пути к жениху невесту убивает парочка преступников, и героиня Катрин Денев, выдавая себя за убитую, выходит замуж за персонажа Жана-Поля Бельмондо (1933-2021)…
Такова завязка этой стилизованной мелодрамы Франсуа Трюффо (1932-1984), суть которой можно, наверное, свести к непредсказуемости любовной страсти, которая порой преступает через любые правила и законы…
Как ни парадоксально, но этой любовной истории с тонкими отсылками к фильмам Хичкока, на мой взгляд, не хватило эротизма, и знаменитые актеры сыграли свои роли как-то без огонька, холодновато…
Дикий ребенок / L’Enfant sauvage. Франция, 1970. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Жан Грюо (по "Воспоминаниям и докладу о Викторе из Айверона" Жана Итара). Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Жан-Пьер Карголь, Франсуа Трюффо, Франсуаз Сенье, Жан Дасте, Натан Миллер, Энни Миллер, Клод Миллер, Поль Вийе, Мэтью Шиффман, Жан Грюо, Джитт Магрини, Жан-Франсуа Стевенен, Лаура Трюффо, Эва Трюффо и др. Премьера 26 февраля 1970. Премия Французского общества кинокритиков, Премия Национального общества кинокритиков США (1971). 1,7 млн. зрителей (Франция).
…Конец XVIII века. В лесу пойман одичавший мальчик. Дикаря отдают в парижский исследовательский институт для изучения и потом хотят поместить в психиатрическую клинику. Но доктор Итар (его роль сыграл сам режиссер фильма – Франсуа Трюффо) оформляет опеку над «французским Маугли» и привозит его в свой загородный дом…
Эта трогательная психологическая драма рассказала историю о трудностях Воспитания Человека и стала одним из самых личных фильмов Франсуа Трюффо (1932-1984).
Семейный очаг / Domicile conjugal. Франция-Италия, 1970.Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Клод де Живре, Бернар Ревон, Франсуа Трюффо. Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Жан-Пьер Лео, Клод Жад, Барбара Лааж, Клер Дюамель, Ги Пьеро, Даниэль Жирар, Даниэль Чекальди, Даниель Буланже и др. Премьера: 1 сентября 1970. 1,0 млн. зрителей (Франция).
Комедия «Семейный очаг» продолжила историю любимого персонажа Франсуа Трюффо (1932-1984) Антуана Дуанеля, начатую в фильмах «Четыреста ударов», «Любовь в двадцать лет» и «Украденные поцелуи».
…Познакомившиеся в «Украденных поцелуях» (1968), Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео) и Кристин (Клод Жад) в «Семейном очаге» поженились, у них родился сын… Однако тут Антуан безрассудно увлекся японкой Киёко…
И здесь блестяще разыграна сцена, когда Кристин, узнав об увлечении супруга, одевается как японка, делает соответствующий макияж и мстительно поджидает возвращения домой своего мужа-изменника…
В «Семейном очаге» Франсуа Трюффо снова балансировал между жанрами ироничной комедии и мелодрамы, наслаждался нюансами дуэта Жан-Пьера Лео и Клод Жад (1948-2006), пересыпая сюжет киноцитатами и намеками…
Две англичанки и континент / Les Deux anglaises et le continent. Франция, 1971. Режиссёр Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Жан Грюо (по одноимённому роману Анри-Пьера Роше). Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Жан-Пьер Лео, Кика Маркэм, Стэйси Тендетер, Мари Мансар, Филипп Леотар и др. Премьера 26 ноября 1971. 0,4 млн. зрителей (Франция).
…Начало XX века. Клод (Жан-Пьер Лео) знакомится с англичанкой Анн, и та приглашает его к себе в Великобританию, чтобы познакомить со своей сестрой Мюриель…
«Две англичанки и континент» – одно из самых интимных произведений Франсуа Трюффо. Считая эту работу одной из лучших в своем творчестве, Трюффо утверждал, что это фильм «не о физической любви, а физический фильм о любви», в котором особая роль придается изобразительному решению (камера оператора Нестора Альмендроса превосходно играла на контрастах света и тени, малейших оттенках мягкого цвета и местами цитировала полотна Ренуара).
Интересно, что к съемкам этого фильма Франсуа Трюффо готовился после разрыва своих близких отношений с Катрин Денев, и роман Анри-Пьера Роше «Две англичанки и континент» (1956) стал его настольной книгой, «излечившей» его от глубокой депрессии.
В итоге «Две англичанки…» превратились в какой-то мере в историю о слабом и нерешительном мужчине, находящемся во власти (страдающих) женщин… Жан-Пьер Лео, своего рода вечный подросток французского кино, идеально подошел для главной мужской роли в этой картине…
Фильм вышел в прокат осенью 1971 года и оказался практически не понят тогдашней европейской публикой: его романтические мотивы платонической и физической любви показались в эпоху набирающей силу сексуальной революции архаичными. К тому же по ряду причин Франсуа Трюффо пришлось вырезать из картины несколько важных для сюжета сцен.
В последний год своей жизни Трюффо вновь вернулся к этой своей работе: он восстановил вырезанные эпизоды и к осени 1984 года смонтировал режиссерскую версию «Двух англичанок…», показ которой состоялся уже после смерти режиссера – в 1985 году…
Красотка как я / Une belle fille comme moi. Франция, 1972. Режиссёр Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Жан-Луп Дабади. Оператор Пьер-Вильям Гленн. Актеры: Бернадетт Лафон, Клод Брассёр, Шарль Деннер, Ги Маршан, Андре Дюссолье, Филипп Леотар и др. Премьера 13 сентября 1972. 0,7 млн. зрителей (Франция).
…Социолог Станислас решает взять интервью у преступницы Камиллы, убившей мужа и любовника, а теперь «мотающей строк» в тюрьме…
Эту криминальную комедию Франсуа Трюффо (1932-1984) превращает в бенефис Бернадетт Лафон (1938-2013), которая в роли Камиллы иронично демонстрирует весь букет своих незаурядных актерских способностей…
Картина «Красотка как я», наполненная подлинно французским легким юмором, стала для Франсуа Трюффо своего рода перерывом-передышкой между такими важными для его творчества работами, как «Две англичанки и континент» (1971) и «Американская ночь» (1973).
Американская ночь / La Nuit americaine. Франция-Италия,1973. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Жан-Луи Ришар, Сюзанн Шиффман, Франсуа Трюффо. Оператор Пьер-Уильям Гленн. Актеры: Жаклин Биссе(т), Валентина Кортезе, Дэни, Александра Стюарт, Жан-Пьер Омон, Жан Шампьон, Жан-Пьер Лео, Франсуа Трюффо, Нике Арриги, Натали Бай и др. Премьера 14 мая 1973. Премия Оскар (1973) за лучший фильм на иностранном языке. Премия BAFTA (1973) за лучшую режиссуру. 0,8 млн. зрителей (Франция).
В мировом кинематографе жанр исповеди встречается нечасто. Однако история искусства знает такие шедевры, как "8 1/2" Ф. Феллини, "Все на продажу" А. Вайды или "Зеркало" А. Тарковского.
"Американская ночь" стоит в этом ряду несколько особняком. Фильм Франсуа Тюффо (1932-1984) не претендует на философскую глубину или новаторство формы. Язык "Американской ночи" – мягок и лиричен. Мир кинематографа, мир взаимоотношений автора-режиссера (здесь Трюффо выступил как бы в роли самого себя), его актеров и персонажей показан в череде бытовых неурядиц, мелких конфликтов, неизбежных романов. Всё происходящее на экране, словно, иллюстрирует знаменитые ахматовские строки: "Когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда"...
Франсуа Трюффо – большой ценитель женской красоты и артистического таланта не мог отказать себе в удовольствии пригласить на съемочную площадку Жаклин Биссе(т) ("Великолепный", "Бездна"), Александру Стюарт ("Закон выжившего") и Натали Бай ("Провинциалка", "Неделя отпуска", "Возвращение Мартина Герра")...
А что касается названия фильма, то «Американская ночь» прямого отношения к Америке не имеет. Просто этим термином называют дневные съемки, имитирующие на экране ночь. Ведь киноискусство – это, действительно, Великая Иллюзия...
История Адели Г. / L’Histoire d'Adèle H... Франция, 1975. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Жан Грюо, Сюзанн Шиффман, Франсуа Трюффо (по книге "Дневник Адель Гюго" Франс В. Гия). Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Изабель Аджани, Брюс Робинсон, Сильвия Марриотт и др. Премьера 8 октября 1975. Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке и лучшей актрисе (И. Аджани) (1975). Премия «Давид ди Донателло» — лучшей иностранной актрисе (И. Аджани) (1976), приз Мельес (1976). 0,8 млн. зрителей (Франция).
…1863 год. Младшая дочь Виктора Гюго – Адель (Изабель Аджани) – в канадском Галифаксе разыскивает английского лейтенанта, в которого она влюбилась, когда жила в Великобритании. Лейтенант встречает ее холодно, но Адель пытается во что бы то ни стало вернуть его любовь…
Эта психологическая драма Франсуа Трюффо (1932-1984) поставлена на основе реальных фактов, но под кинопером выдающегося режиссера и в проникновенном исполнении Изабель Аджани, получившей за эту роль несколько престижных наград, приобрела новые краски.
Как всегда превосходна здесь операторская работа Нестора Альмендроса, создавшего исключительные по своему светоцветовому качеству портреты персонажей.
Нестор Альмендрос (1932-1992) успешно работал с Франсуа Трюффо в фильмах «Дикий ребенок» (1969), «Семейный очаг», (1970), «Две англичанки и Континент» (1971), «Мужчина, который любил женщин» (1977), «Зеленая комната» (1978), «Ускользающая любовь» (1979), «Последнее метро» (1980) и «Веселенькое воскресенье» (1983). Не менее значимо было его сотрудничество с такими режиссерами, как Эрик Ромер («Моя ночь у Мод», «Колено Клер», 1969; «Любовь после полудня», 1972; «Полин на пляже», 1983 и др.), Теренс Малик («Дни жатвы», 1976), Роберт Бентон («Крамер против Крамера, 1978; «Места в сердце», 1984 и др.), Алан Пакула («Выбор Софи», 1982). За операторскую работу в «Днях жатвы» Н. Альмендрос был награжден Оскаром.
Карманные деньги / L’Argent de poche. Франция, 1976. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман. Оператор Пьер-Уильям Гленн. Актеры: Жорж Демусо, Эва Трюффо, Виржини Тевене, Николь Феликс, Жан-Франсуа Стевенен и др. Премьера 17 марта 1976. 2,1 млн. зрителей (Франция).
В поставленной на стыке комедии и драмы картине «Карманные деньги» Франсуа Трюффо (1932-1984) рассказывает о жизни школьников из французского провинциального городка.
В этом фильме Трюффо в серии эпизодов в лирических тонах раскрывает внутренний мир нескольких персонажей-школьников и их часто непростые отношения со взрослыми. В картине царит дух импровизации и юмористических бытовых зарисовок…
Мужчина, который любил женщин / L’Homme qui aimait les femmes. Франция, 1977. Режиссёр Франсуа Трюффо. Сценаристы: Мишель Фермо, Сюзанн Шиффман, Франсуа Трюффо. Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Шарль Деннер, Брижит Фоссе, Нелли Борго, Женевьева Фонтанель, Лесли Карон, Натали Бай и др. Премьера 27 апреля 1977. 1,0 млн. зрителей (Франция).
Эта ироничная комедия начинается со сцены похорон главного персонажа, с которым пришли попрощаться женщины его жизни. А далее на экране ретроспективно разворачиваются истории любовных интрижек…
В одном из своих интервью Франсуа Трюффо (1932-1994) рассказал, что сценарий фильма писался специально в расчете на Шарля Деннера (1926-1995), до этого сыгравшего у него в фильмах «Новобрачная была в черном» (1968) и «Красотка как я» (1972). И надо сказать, что Деннер оправдал эти ожидания: герой-соблазнитель получился у этого актера весьма колоритным.
Интересно, что в 1983 году, еще при жизни Франсуа Трюффо, известный американский режиссер Блейк Эдвардс (1922-2010) снял англоязычный ремейк под тем же названием - «Мужчина, который любил женщин». Главные роли в нем сыграли Берт Рейнольдс (1936-2018) и Джули Эндрюс.
Зеленая комната / La Chambre verte. Франция, 1978. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Жан Грюо, Франсуа Трюффо (по мотивам новелл Генри Джеймса «Алтарь мертвых» (1895), «Зверь в джунглях» (1903) и «Так оно пришло» / «Друзья моих друзей)» (1896). Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Франсуа Трюффо, Натали Бай, Жан Дасте и др. Премьера 5 апреля 1978. 0,2 млн. зрителей (Франция).
…Французская провинция вскоре после окончания первой мировой войны. Главный герой фильма – журналист Жюльен (Франсуа Трюффо) – работает в местной газете. Он вдовец, и образ его жены, скончавшейся вскоре после свадьбы, становится для него неотступным наваждением…
Психологическая драма «Зеленая комната», пожалуй, самая мрачная и пессимистичная картина Франсуа Трюффо (1932-1984). Вот что он сам говорил о своем фильме: «Не будучи верующим, я — как и Жюльен Давенн — люблю мертвых. Я думаю, что мы забываем их слишком быстро, мы не чтим их достаточно. Не заходя так далеко, как Давенн — который одержим, любя мертвых больше, чем живых, — я считаю, что память о мертвых позволяет справляться с ощущением мимолетности жизни… Мораль фильма — нужно иметь дело с живыми! Этот человек отвернулся от жизни. Произошло крушение принципа выживания».
Талантливый оператор Нестор Альмендрос (1932-1992) достиг в «Зеленой комнате» поистине виртуозного мастерства, передавая на экране мистическое мерцание свечей и погружая изображение в атмосферу полусновидения…
Ускользающая любовь / L’Amour en fuite. Франция, 1979. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Мари-Франс Пизье, Жан Орэль, Сюзанн Шиффман. Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Жан-Пьер Лео, Мари-Франс Пизье, Клод Жад, Дэни, Даниель Месгиш, Жюльен Берто и др. Премьера 24 января 1979. 0,4 млн. зрителей (Франция).
«Ускользающая любовь» – заключительная часть истории жизни Антуана Дуанеля (Жан-Пьер Лео), любимого, во многом автобиографического персонажа Франсуа Трюффо (1932-1984). Эту историю Трюффо снимал целых двадцать лет. Она началась с «Четырехсот ударов», затем была продолжена в фильмах, «Любовь в 20 лет», «Украденные поцелуи» и «Семейный очаг».
И вот наступил этап подведения итогов – «Ускользающая любовь». В этой картине Антуан Дуанель уже развелся с Кристин. Теперь он работает корректором, пишет автобиографический роман и неравнодушен к продавщице из музыкального магазина…
«Ускользающая любовь» насыщена цитатами из прежних фильмов Франсуа Трюффо и воспринимается как грустное прощание с Антуаном Дуанелем…
Последнее метро / Le Dernier métro. Франция, 1980. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Жан-Клод Грумберг. Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Катрин Денёв, Жерар Депардье, Андреа Ферреоль, Полетт Дюбо, Жан-Луи Ришар, Морис Риш, Сабин Одепен, Хайнц Беннент, Ришар Боринже и др. Премьера 17 сентября 1980. Премии "Сезар" (1980): Лучший фильм, Лучшая режиссура и сценарий, Лучшие актеры (Жерар Депардье, Катрин Денев), Лучший оператор (Нестор Альмендрос), Лучший художник (Жан-Пьер Когут-Свелко), Лучший композитор (Жорж Делерю), Лучший звукооператор (Мишель Лоран), Лучший монтаж (Мартен Баррак-Кюррис). 3,4 млн. зрителей (Франция).
Несколько особняком в творчестве Франсуа Трюффо (1932-1984) стоит его «Последнее метро», признанное лучшим французским фильмом 1980 года.
«Последнее метро» – психологическая драма о времени немецкой оккупации Парижа, о неизбежности выбора, который должен сделать художник в творчестве и судьбе, о сильной и страстной любви...
Героиня Катрин Денев – отважная женщина, скрывающая своего мужа-еврея от нацистов. Эта роль отмечена мастерским психологизмом и подлинно французским шармом.
Жерар Депардье также исполнил здесь одну из лучших своих ролей. Его герой, театральный актер, связанный с движением Сопротивления, сыгран с проникновенной искренностью.
Дуэт Депардье и Денев в "Последнем метро", на моей взгляд, просто великолепен...
Вечная тема любви... Ей посвящены такие известные фильмы Трюффо, как «Жюль и Джим», «Нежная кожа», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг», «Две англичанки и Континент», «Соседка». Интонация иных из его картин иронична и насмешлива. И в то же время эти изысканные по форме и музыкально-пластическому решению работы наполнены грустью, философской печалью, ощущением невозвратимости прошлого и горечи потерь. В этом и состоит, наверное, притягательная магия Трюффо.
Соседка / La Femme d'à côté. Франция, 1981. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Жан Орэль. Оператор Вильям Любчански. Актеры: Фанни Ардан, Жерар Депардье, Анри Гарсен, Роже Ван Хол, Вероника Сильвер, Филипп Морье-Жено, Мишель Баумгартнер и др. Премьера 30 сентября 1981. 1,1 млн. зрителей (Франция). Кинопрокат в СССР – с 1986: 13,1 млн. зрителей.
«Соседка», одна из последних картин Франсуа Трюффо (1932-1984), отмечена тонким психологическим рисунком изысканной камерной мелодрамы.
История любви инженера Бернара (Жерар Депардье) и начинающей писательницы и художницы Матильды (Фанни Ардан) выходит далеко за рамки тех банальных ситуаций супружеской измены, над которыми не раз подшучивал в своих прежних фильмах сам Франсуа Трюффо. Здесь любовь – наваждение, всепоглощающая страсть, исступление. Полутона и затейливые узоры намеков, ассоциаций сменяются ближе к финалу сверхэмоциональной экспрессией, фатальностью трагической развязки.
Весёленькое воскресенье / Vivement dimanche! Франция, 1983. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Жан Орэль. Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Фанни Ардан, Жан-Пьер Кальфон, Филипп Лауденбах и др. Премьера 10 августа 1983. 1,2 млн. зрителей (Франция).
Фанни Ардан стала подлинным открытием французского экрана. После сложной роли психически неуравновешенной, остро чувствующей призрачность короткого счастья Матильды в «Соседке» (1981), актриса сыграла в роскошной стилизации под «убийственные страсти» американских детективов и триллеров 1940-х «Веселенькое воскресенье» неунывающую, отважную и деятельную секретаршу агентства по продаже недвижимости Барбару. В опасной борьбе с преступниками Барбара спасает своего меланхоличного шефа (Жан-Луи Трентиньян), несправедливо обвиненного в нескольких убийствах.
В этой изящной пародии, наполненной аллюзиями известных фильмов Хичкока, все время чувствуется ирония авторов по отношению к своим персонажам, да и к замысловатой фабуле, насквозь условной и намеренно «хрестоматийной».
Только в своеобразном эпилоге фильма Франсуа Трюффо (1932-1984) позволяет себе выйти за рамки пародии, и в сцене, когда дети увлеченно играют в футбол упавшей деталью от фотоаппарата во время... бракосочетания в церкви, звучит лирическая тема.
Этот фильм, к несчастью, стал последним в жизни выдающегося мастера. 28 октября 1984 года Франсуа Трюффо скончался от неизлечимой болезни. Ему шел всего лишь 53-й год.