Директор фонда «Арифметика добра», Нелли Новожилова, стала героиней программы «Доброволец» на радио «Комсомольская правда».
Чем старше человек, тем сложнее он находит друзей. Но есть приятные исключения, когда взрослый не просто находит в себе силы и желание открыться и дружить, но и становится старшим наставником для младшего друга из детского дома. Программу наставничества ведут разные благотворительные фонды в России. «Арифметика добра» - один из них. Одиннадцать лет команда фонда работает для того, чтобы каждый ребенок воспитывался в заботливой семье, а сиротские учреждения стали не нужны. О программе наставничества в эфире передачи «Доброволец» на радио «Комсомольская правда» рассказала Нелли Новожилова, директор благотворительного фонда «Арифметика добра».
1. За подростками в детдомах не стоит очередь из родителей, поэтому им особенно нужны наставники
- В детских домах и интернатах около 70% детей - это дети подросткового возраста, 10+. На них не стоит очередь из усыновителей. Есть миф о том, что, если ребенок уже подросток, то он сформировался в личность, ему родители не нужны. Это не так, потому что подростки, выходя из учреждений, часто не готовы к реальной жизни.
Ребенку нужен родитель. Какие бы ни были у него шикарные девайсы, красивая одежда – это не заменит любовь. Лучший близкий взрослый - это родитель. Если он не может или не готов, по-разному бывает, важно, чтобы это был либо кто-то из кровного окружения - бабушка, тетя, дядя, близкие люди, с кем он жил. Если это невозможно, то, конечно, приемная семья. Если этого нет, то нужен наставник - это значимый взрослый, который общается с ребенком из детского дома персонально, только с ним, помогает, становится близким другом, с которым можно поделиться, посоветоваться, выговориться или просто начать разговаривать.
Фото: "Арифметика добра"
2. К наставникам нет жестких требований, важно желание.
- Наставником может стать человек в возрасте от 25 лет с отсутствием судимости, без психических заболеваний и нарко-, алкозависимости, без лишения родительских прав.
Особенно чувствуется дефицит наставников в регионах. Детям нужны взрослые, вовлеченные, активные. Требований мало, нужно два раза в месяц очно общаться с ребенком, онлайн общаться чаще, быть готовым сохранить общение не меньше года.
Требования к наставникам
- Возраст от 25 лет
- Психическое здоровье
- Отсутствие судимости
- Взаимодействие с подопечным не менее одного года
- Нет алкогольной и наркотической зависимости
- Не имел травматического опыта за последний год (утрата)
- Общение с подопечным офлайн не менее двух раз в месяц и регулярное общение онлайн
- Не лишен родительских прав, не имеет отказа от приёмных детей
- Документы для наставнической пары
3. Наставники проходят обучение.
До момента принятия решения и до знакомства с ребенком, у вас есть возможность лучше понять, что такое наставничество – это онлайн-школа наставничества, очный тренинг, консультация с психологом.
Мы готовим наставника, он должен разобраться в себе, в своих интересах, мотивациях, понимать особенности этих детей, с чего начать общение. Конечно, лучше всегда «ехать» на интересе ребенка. Ребенок чем-то увлекается или он о чем-то готов разговаривать. Ребенок должен видеть, что он кому-то нужен. Когда разговор складывается, можно сказать: а что тебе интересно, что тебе сложно? И дальше взрослый может помочь. Кандидаты проходят «Школу наставника», где получают базу о том, как себя вести, как настроиться на общение.
4. Старший друг не делает все за младшего, а помогает научиться самостоятельности
- Ваша задача - не сделать что-то за ребенка, например, уроки, а научить его делать их самостоятельно. Это одна из фундаментальных установок - вы должны научить ребенка пользоваться информацией, научить его разговаривать о своей потребности. У нас есть пример. Парень увлекался метро, ему было интересно. И они начали делать совместный проект с наставницей по метро, ездить по станциям. Для парня тот факт, что кто-то начал о его интересах рассказывать, уже было отдушиной. А потом он начал больше заниматься, уже сам, и задумался об учебе, чтобы работать в метро после.
5. Среди наставников не хватает мужчин.
- 90 процентов наставников в проекте - это девушки. А в детских домах много мальчиков. И, конечно, им проще довериться, рассказать что-то о себе мужчине. Стесняются в чем-то довериться женщине. Взрослый наставник, он может подсказать какие-то решения, как в таких ситуациях быть. Наставник дает ту самую удочку и показывает, как можно поступить в этой ситуации, а как можно в другой. Подросток не знает, куда хочет поступить, а старший друг предлагает не конкретное направление, а, к примеру, сходить на дни открытых дверей в разные колледжи.