Найти в Дзене
Шехтель

Торговые помещения XIX века в доходном доме Черткова

Дом на углу Казанской и Гороховой улиц в Петербурге в привычном нам облике существует без малого двести лет. Менее масштабное, но тоже каменное строение, стоявшее на этом месте ранее, в 1830 годах приобрёл статский советник Иван Дмитриевич Чертков. Решив увеличить площадь дома для сдачи помещений внаём, он пригласил архитектора Александра Христофоровича Пеля, который в 1840 году переработал проект здания, надстроив его несколькими этажами и оформив фасад в стиле классицизма. Впоследствии дом унаследовала дочь Черткова - Елена Ивановна Шувалова. В 1874 году она решила незначительно его перестроить, увеличив окна полуподвального этажа и изменив лестницу. В историю дом Черткова вошёл благодаря знаменитой фармакологической династии Пелей. Её основателем стал немец Вильгельм Христофор Эренфрид Пель (на русский манер он называл себя Василием Васильевичем), который, окончив медицинский факультет Дерптского университета, купил старую аптеку на 7-линии Васильевского острова и переоборудовал её,
Оглавление

Дом на углу Казанской и Гороховой улиц в Петербурге в привычном нам облике существует без малого двести лет. Менее масштабное, но тоже каменное строение, стоявшее на этом месте ранее, в 1830 годах приобрёл статский советник Иван Дмитриевич Чертков. Решив увеличить площадь дома для сдачи помещений внаём, он пригласил архитектора Александра Христофоровича Пеля, который в 1840 году переработал проект здания, надстроив его несколькими этажами и оформив фасад в стиле классицизма. Впоследствии дом унаследовала дочь Черткова - Елена Ивановна Шувалова. В 1874 году она решила незначительно его перестроить, увеличив окна полуподвального этажа и изменив лестницу.

Самая старая аптека Петербурга

В историю дом Черткова вошёл благодаря знаменитой фармакологической династии Пелей.

Её основателем стал немец Вильгельм Христофор Эренфрид Пель (на русский манер он называл себя Василием Васильевичем), который, окончив медицинский факультет Дерптского университета, купил старую аптеку на 7-линии Васильевского острова и переоборудовал её, оснастив грануляторами и таблетаторами, привезёнными из Европы. К тому же Пель сам разрабатывал новые рецепты лекарств, и аптека пользовалась большой популярностью в городе. Двое из шести его сыновей не только продолжили, но и значительно расширили дело отца. Старший - Александр, отучившись на фармацевтическом факультете Медико-хирургической академии, был удостоен звания доктора химии и вскоре модернизировал аптеку до целого комплекса с лабораторией, амбулаторией, исследовательским отделением, научной библиотекой и органотерапевтическим институтом. Младший - Оскар, также был химиком и сначала заведовал лабораторией в аптеке брата, а затем основал сеть собственных аптек «Фридландер».

Поскольку обычной практикой того времени было размещение владельцами своих лавок, магазинов и различных контор прямо по месту проживания, Оскар Васильевич не стал исключением и одну из своих аптек открыл в помещении второго этажа доходного дома Черткова, в котором он проживал в арендованной квартире.

Примечательно, что помещение, некогда приспособленное Пелем под аптеку, сохраняло своё предназначение более ста двадцати лет. Менялись эпохи, арендаторы и названия, но вплоть до 2024 года там неизменно продавали лекарства. Но особенно впечатляет интерьер, дошедший до нас практически в первозданном виде. Только представьте – мы заходим в парадную, поднимаемся на второй этаж и видим перед собой тяжёлые массивные двери с травлеными стёклами с надписями «PHARMACIE» и «G. FRIEDLANDER» с перевёрнутой N. Открываем их и переносимся в аптеку конца XIX века – пол устлан метлахской плиткой, на стене тикают старинные часы, а люстра на лепном потолке обволакивает приглушённым светом стоящие по периметру дубовые резные витрины, из которых смотрят на нас различные склянки из тёмного стекла. И только соседствующие с ними современные цветные упаковки с лекарствами возвращают нас в действительность. Именно такой можно было увидеть действующую аптеку до прошлого года.

В этом году история аптеки Пеля прервалась (надеюсь, не завершилась) открывшейся на её месте кофейней. На мой взгляд вышло неудачно – слишком светло, слишком шумно, слишком многолюдно. Детали остались, а атмосфера, увы, исчезла.

Молочная лавка XIX века

Но вернёмся к истории дома. Помимо аптеки в нём располагались мясная, свечная и молочная лавки, чайный и часовой магазины, парикмахерская, позолотная мастерская и типография. Казалось, их интерьеры были безвозвратно утрачены, пока в 2018 году при ремонте помещений первого этажа случайно ни открылись изразцовые панно на стенах и историческая напольная плитка бывшей молочной лавки.

Выявленные объекты взяли под охрану как культурное наследие, а полюбоваться ими можно, зайдя в магазин одежды на первом этаже дома Черткова.

Адрес: Санкт-Петербург, Гороховая, 24 / Казанская, 24 / Наб. канала Грибоедова, 47.