Прототипом «Черной кошки» стала «Банда высокого блондина» - так в милицейских отчетах называли группировку Ивана Митина.
И была она по составу крайне удивительна. Те, кто в «Месте встречи изменить нельзя» были показаны как уголовники с наколками, на деле оказывались студентами, стахановцами, членами ВКП(б). Это стало главной причиной, почему банду никак не могли поймать три года.
Красногорские передовики
Комсомольцы, заводские спортсмены, стахановцы — именно так выглядели участники банды. Главарь Иван Митин (1927 г.р.), мастер смены авиаремонтного завода №34 в Красногорске, был представлен к ордену Трудового Красного Знамени.
Иван Митин был выше 180 см, что в то время явно выделяло его на фоне окружающих. Почему их и прозвали «Бандой высокого блондина».
Его ближайшие соратники:
- 8 работников Красногорского механического завода, все - ударники труда.
- Пётр Болотов, член ВКП(б), стахановец завода №500, снабжал оружием.
- Вячеслав Лукин, студент МАИ, отличник, спортсмен и комсомольский активист.
- Два курсанта военных училищ, прекрасно обученные обращению с оружием.
Цитата следователя Арапова (прототип Володи Шарапова, я к нему еще вернусь в статье) звучала как приговор эпохе:
«Все 12 преступников в реальности были высокими спортивными красавцами арийского типа. А это, согласитесь, куда страшнее».
Как они действовали
Начали с того, что раздобыли оружие. Иван Митин и его ближайшие соратники работали на Красногорском авиаремонтном заводе № 34 - это было предприятие оборонного значения. Связи были хорошие, доступ к вооружению был.
Оружие (ТТ, ПМ) банда получала через партнёрские связи на военных заводах. Второй источник оружия - похищение у охраны гособъектов во время налетов. Бандиты тщательно планировали нападение, выслеживали охрану. Обезвреживали и отбирали оружие - так они разжились не только пистолетами, но и винтовками.
Подделали документы - представлялись сотрудниками МГБ (Министерство госбезопасности, предшественники КГБ). Приходили, дескать, устраивать обыск и неожиданно нападали, когда их приглашали внутрь ничего не подозревающие охранники.
Некоторые участники играли за заводские футбольные и хоккейные команды. И эффектно использовали это себе на пользу.
Бандиты часто нападали рядом со спортивными объектами. И это было неслучайно. Приезжала милиция, а они маскировались под атлетов - дескать, тренируемся тут, всё официально - смотрите, мы из команды. Притом, что ребята то были спортивные, позитивные - поверить им было легко.
Еще два очень важных момента, которые сбивали с толку милицию. Бандиты никогда не тратили награбленное на показ. Это их резко отличало от типичных преступников, которых как раз на гулянках и отлавливали.
Плюс действовали дисциплинированно, молниеносно и точно.
Поэтому их и не могли поймать три года. Милиция искала уголовников, которые обычно такие преступления и совершали. А искать нужно было спортсменов и комсомольцев.
Однажды, их едва не схватила милиция на месте преступления - они ушли через канализацию.
Но традиционный маршрут был другой. Бегство осуществлялось по тайным тропам лесных массивов в окрестностях станций и железнодорожных путей.
В то время один из самых простых способов нажиться был - грабить богатые квартиры. Для этого они стали использовать студенток в качестве наводчиц - последних никто не подозревал в связи с бандитами. Но квартиры - редкие эпизоды в их преступной карьере.
Основная специализация банды - налёты на стационарные объекты (магазины, сберкассы, рестораны).
Похищено более 300 000 рублей - на тот момент это было эквивалентно годовому бюджету города уровня Ярославля или Вологды.
Деньги тратили не как обычные уголовники - на пьянки и гулянки. А относились к этому, как к бизнес-проекту. Расширяли связи, давали взятки (в том числе ради доступа к оружию), покупали жилье (где можно было спрятаться безопасно).
И лишь небольшая часть шла на продукты и развлечения участников банды.
Хронология террора
С 1950 по 1953 год банда совершила:
- 28 разбойных нападений
- 11 убийств
- 18 тяжёлых ранений
1 февраля 1950 года. Первый налёт и сразу убийство. Магазин в Химках. Милиционер Кочкин требует документы. Один из налётчиков выхватывает пистолет и стреляет в упор. Это была первая кровь в длинной хронике террора.
11 марта 1951 года бандиты ворвались в модный ресторан «Голубой Дунай». Лейтенант милиции Михаил Бирюков отдыхал с женой. Он попытался оказать сопротивление - Митин хладнокровно застрелил его, а заодно двух свидетелей.
Эта дерзость потрясла столицу. Народ начал паниковать.
Почему дело засекретили
Газеты молчали - в то время было не принято нагнетать панику среди населения. Понять власти можно, с другой стороны - в условиях информационного вакуума люди начали фантазировать, раздувая масштаб угрозы в сотни раз.
Однако советская власть не могла допустить, чтобы страна узнала: передовики, комсомольцы и члены партии могут превратиться в хладнокровных убийц. Это правда было странно и шокировало даже бывалых следователей.
Уголовное дело №137/50 вели в строгом секрете, а прессу не подпускали к материалам вплоть до 2000-х годов.
Еще одна причина секретности - дело велось вблизи дачи Сталина.
Вызов Сталину
27 марта того же года — налёт на Кунцевский рынок, буквально в нескольких километрах от дачи Сталина. Убит директор, преступление поставлено на личный контроль Хрущёва и МГБ.
В этот момент окончательно поняли: это не типичная шпана, а хорошо организованная преступная группа.
Преступная группа, которая работает рядом с главой страны и уходит незамеченной? Немыслимая ситуация!
Пивная роковая ошибка
Всё закончилось банально. В феврале 1953 года Вячеслав Лукин устроил пивную вечеринку у Красногорского стадиона.
Все-таки проколись на гулянке, как обычные уголовники. Подвела череда неожиданных совпадений.
Лукин купил бочку пива и поил всех подряд. В толпе оказался сотрудник МУРа Владимир Арапов. Он участвовал в поисках банды. Выпил кружку и начал наблюдать за подозрительной молодежью.
Арапов обратил внимание на легкость, с которой Лукин расставался с деньгами, что показалось подозрительным опытному сыщику. Молодежь в то время так себя не вела, просто не могла себе позволить.
У Арапова было описание одного из бандитов, сильно похожего на Лукина. Один из ранее задержанных участников банды описал его муровцам.
Эта неожиданная случайность и привела к поимке банды.
Арест на хоккее
Брали банду на хоккейном матче в Красногорске. Страшно рискованная операция, но муровцы провели ее идеально.
Свидетелей ограблений рассадили среди зрителей. В толпе они и опознали Митина и Лукина. Оперативники действовали быстро и без единого выстрела.
Название «Чёрная кошка» появилось уже в уголовном розыске, когда следователи искали общую нитку между десятками налётов, в том числе и других банд, послабее. Журналисты и писатели подхватили образ и раскрасили его в стиле нуар.
Авторы романа «Эра милосердия», братья Вайнеры, взяли за основу дело банды Митина, но кардинально переосмыслили состав и характер героев.
Шарапов и Жеглов: кто есть кто в реальности
Прототип Жеглова - полковник милиции Владимир Корнеев.
Корнеев был разведчиком в годы Великой Отечественной войны, был главой МУРа. Его характер и принципиальная позиция «вор должен сидеть в тюрьме» легли в основу образа Жеглова.
Чтобы сделать персонажа более ярким и интересным (потому что - будем честны, в жизни мы все скучнее литературных и кино- героев), ему добавили еще черты нескольких реальных оперативников.
Ну а про следователя Арапова я упоминал. Позднее он станет прокурором Москвы.
Достойные люди. И прототипы. И киногерои.
Финал банды
Весной 1953 года, в разгар перемен после смерти Сталина, в Красногорске прошёл суд над бандой Митина. Заседание длилось несколько дней, никого из журналистов не пустили, фотографировать было запрещено. В зале - только партийные представители и чекисты.
8 участников приговорены к расстрелу. Остальные — к длительным срокам. Известно, что:
- Иван Митин был расстрелян
- Пётр Болотов, снабженец - поставлял оружие банде, получил 25 лет
- Александр Самарин получил 15 лет, умер в лагере
Публике сообщили лишь: «Разоблачена и обезврежена преступная группировка».
Легенда же о «Черной кошке» началась с детской шалости. В 1946 году московские школьники нарисовали на двери директора магазина кошку и оставили угрожающую записку. Никто тогда не знал, что эта символика станет всесоюзной криминальной страшилкой.
Однако она быстро распространилась, как городская легенда. Потому что в условиях скудной информации люди начинают додумывать сами.
По Москве поползли слухи, что действует страшная банда. А в прессе о ней - ничего. Вот история с черной кошкой быстро, как это сейчас говорят - завирусилась.
Даже в 1970-х дело все еще было засекречено, и лишь благодаря Вайнерам, которые сменили лица и биографии, эта история стала известной под новым именем — «Черная кошка».