В какой-то момент появились термины «традиционное каратэ» и «спортивное каратэ». Одни исповедуют традиционные ценности, другие развивают спортивные — быстрее, выше, сильнее.
В истоках каратэ не было сути длительного боя и обмена ударами, не было подсчёта «кто кого больше раз убил». Тренировали ситуативные действия на угрозу с мгновенной реакцией, то есть — самозащиту.
В традиционном каратэ присутствует обязательная практика разделов «ката», «кихон», «кумите», «теми-шевари». Только наличие в тренировочном процессе всех этих разделов обеспечивает подготовку человека к необходимым реакциям и возможностям. Обеспечивает, но не гарантирует, так как у каждого человека его нервная система имеет свои особенности реагирования на стресс. В итоге, конечно, главным будет не система, а мастер, который ею владеет.
В ходе развития нашей жизни постепенно разделы каратэ, такие как «ката» и «кумите», получили отдельное своё развитие в спорте. Появились спортсмены «катисты», «кумитисты» и даже «шеваристы», то есть возникли направления в спорте и соответствующие соревнования по этим разделам каратэ. Соответственно, и суть каратэ в них только осталась в виде формы одежды и названий технических приёмов. Поэтому говорить о спортивном каратэ как боевом искусстве не следует, но, конечно, как любой другой вид спорта, он несёт в себе определённое развитие и возможности по сравнению с обычным человеком.
В спортивных соревнованиях борьба идёт на основе утверждённых правил. Вот в этом и есть различия. Есть правила поединков в «киокушине», «всестилевом», «шотокане», «косики», «WKF». В основном идут разногласия в степени «контакта» и использования защитных снаряжений. Можно бить в голову или нельзя, как оценить удары по ногам, броски и другие приёмы. В результате правил меняется тактика подготовки спортсменов, оценки их скоростных возможностей, конкуренции в возрастных группах. Защитные приспособления на голову и корпус убирают чувство опасности, поединок становится для зрителей более зрелищным, так как спортсмены наносят много ударов. Запрет на удары в голову снижает чувство дистанции, вход в атаку менее скоростной, не нужно много тактических приёмов. Запрет контакта ведёт к другим проблемам. Так, на Олимпиаде в Токио выиграл спортсмен, который проигрывал весь бой, но подставился под удар и стал Олимпийским Чемпионом. Такого каратэ больше в Олимпийском спорте не захотели видеть.
В разделе «ката» другие проблемы, похожие как в фигурном катании и художественной гимнастике. Задача стоит понравится судьям, причёски, подвёрнутое кимоно, хлопки по туловищу руками для озвучивания ударов и другие артистические «штучки». Хотя в традиционном исполнении в ката тренировали совершенно другие цели. Большинство спортсменов не понимают движений, которые исполняют, и их суть, то есть «бункай» (применение), а без этого становится всё, как я и писал, «красивой гимнастикой».
Поскольку все это виды спорт и главное в них — правила соревнований, то появилась новая категория «каратистов» — это судьи. Когда я ещё выступал на соревнованиях 79–92 гг., то судьями были каратисты, которые по возрасту уже не могли выходить на площадку, авторитетные каратэки с очень хорошей академической подготовкой в каратэ. Сейчас всё совершенно не так. Академических каратистов среди судей очень мало, знаю единицы. В основном люди, которые, я бы сказал, «вблизи» от каратэ, но зато с огромными амбициями на суперзнания и осведомлённость. Тренер, который постоянно в зале, который со спортсменами, знает все тенденции и развитие, приезжая на соревнование, становится «пустым местом», его даже ещё заставляют сдать экзамен на знание каратэ. Кроме «профессиональных судей», в обеспечении соревнований и судействе постоянно используются «старшие ученики», студенты спортивных вузов (для зачётов), тренера (для квоты судейства), родители спортсменов. На соревнованиях идёт самая настоящая лотерея и «борьба кланов», то есть кто за кого судит и против кого играет. Тренера в своей работе со спортсменами готовят «фишки», чтобы понравиться судьям или обеспечить квоту судьями, чтобы противостоять своим конкурентам в борьбе. Спортсмены на площадке демонстрируют кроме техники ещё свои эмоции, так как судью нужно «разбудить», чтобы тот на автомате показал оценку в его сторону. Критерии оценки, которые изучает каждый судья, всегда трактуются по-своему, как понравится. Самое популярное — «мах ногой над головой» или по-японски «уро маваши гери». Вообще хорошая техника, красивая, но в правилах есть критерий оценки, спортсмен должен прийти в устойчивое положение после выполнения удара. И я считаю это главной особенностью, потому что боец готов дальше «драться», а когда он делает «мах» над головой и потом падает или его подхватывают, то получать за такую технику высший бал — совсем уж большой подарок.
В ката спортсмены демонстрируют разные стилевые школы и различные ката, так вот судьи всех этих ката не знают, а замена элемента или неправильное исполнение его — уже ошибка. Как можно тогда оценить спортсмена, не зная самого ката и стиля, в котором выступает данный спортсмен? Но оценивают и … по критерию «нравится» или в судействе сидят «шотокановцы», значит, выиграют те, кто будет демонстрировать ката из стиля «шотокан», если в судействе «шиторюшники», значит, преимущество будет спортсменов стиля «шито рю».
В контактных соревнованиях немного проще, там действует правило «вырубил» — не «вырубил», взвешивание при ничьей, ну или количество оценок судей (как в боксе).
Постепенно к спорту начали подключаться спонсоры, а им нужны свои дивиденды. В результате появились требования к форме одежды. Одного кимоно мало, оно стало лёгкое и быстро рвущееся, да ещё с «погонами» разного цвета, синими или красными, перед боем нужно снаряжение соответствующего цвета, да ещё со знаком фирмы, которой «дали добро» на производство снаряжения.
Спортивное каратэ резко помолодело, и на соревнованиях уже есть участники с 6 лет. Под все возрастные группы изменили правила и критерии оценки техники. Свобода трактовки судьями действий малолетних спортсменов перешла к заоблачным фантазиям, вообще судят как понравится, так как в судействе детей обычно судят тоже дети, только чуть старше. И вот этот «судья-ребёнок» работу тренера с многолетним стажем, может, и делает, превращает в ничто, сидит на стуле и, как «обезьяна», машет флажками в любую понравившуюся сторону.
На данный момент такая ситуация стала серьёзной проблемой в развитии этого вида спорта. Такой подход не требует от тренера серьёзной работы, не требуется знание школы и методов обучения. Любой новичок уже через пару недель может ехать на соревнования, и ему может сопутствовать успех. Так и поступают, детей красиво одевают и возят на разные турниры, родители поглощаются в этот процесс и являются основными спонсорами. Правда, уже к 14 годам из этой огромной массы каратистов остаются немногие, а к 17 годам и старше вообще единицы. Дети эмоционально «выгорают», их технический арсенал не растёт, то есть имеющаяся техника не позволяет им уже в более старшем возрасте побеждать. Тренироваться надо не 2–3 раза в неделю, а каждый день. Чтобы быть на высоком международном уровне, необходимо участвовать во всех рейтинговых турнирах по всему миру, а это очень большие финансовые затраты. Кто сможет выполнить эти все условия? Например, в бюджете областного министерства спорта на год по виду запланировано только 50 тыс. руб. (Россия). Если посмотреть биографии спортсменов, то, скорее всего, папа или мама у него тренер и отправляет ребёнка на соревнования из-за своих творческих амбиций. Где-то, конечно, есть и заинтересованные спонсоры, но это обычно личные контакты руководства федераций. Уйдёт из федерации «нужный» управленец, и исчезнут спонсоры.
В следующей статье я постараюсь написать, как же спортсмену и тренеру в этой вот «чудесной обстановке» построить тренировочный процесс и побеждать на соревнованиях, так как имеется опыт и технологии. О многом я уже написал в своей книге (сноска в конце), но и постараюсь кратко рассказать и здесь.
В.В. Сидоренко