Найти в Дзене
Уфимские большевики

Советский и западный цирк

Для того, чтобы установить существенные особенности западного цирка, в противовес цирку советскому, нужно отметить, что всякое зрелище на Западе в современные нам дни прежде всего есть промышленное предприятие, штампующее своё производство для определённых вкусов потребителя. Нельзя сказать, чтобы вкусы эти были-бы очень разнообразны, публика была бы требовательна к форме и содержанию зрелищ. Мастерам этого дела легко выбрасывать на зрелищный рынок "стандартизованные" продукты. Этим легко объясняется то обстоятельство, что современный европейский цирк сохраняет только своё наименование, обратившись в действительности в особый вид варьете, с небольшим отклонением от обычного типа этого излюбленного жанра европейского обывателя. Вся Европа танцует фокстрот и чарльстон, танцует в кафе, ресторанах, специальных дансингах, у себя дома - и эти самые фокстроты и чарльстоны овладели цирками, где они и культивируются с добавлением демонстрации обнажённых женских тел, занесённой из наиболее попул

"Советский и западный цирк"

Для того, чтобы установить существенные особенности западного цирка, в противовес цирку советскому, нужно отметить, что всякое зрелище на Западе в современные нам дни прежде всего есть промышленное предприятие, штампующее своё производство для определённых вкусов потребителя. Нельзя сказать, чтобы вкусы эти были-бы очень разнообразны, публика была бы требовательна к форме и содержанию зрелищ. Мастерам этого дела легко выбрасывать на зрелищный рынок "стандартизованные" продукты. Этим легко объясняется то обстоятельство, что современный европейский цирк сохраняет только своё наименование, обратившись в действительности в особый вид варьете, с небольшим отклонением от обычного типа этого излюбленного жанра европейского обывателя.

Вся Европа танцует фокстрот и чарльстон, танцует в кафе, ресторанах, специальных дансингах, у себя дома - и эти самые фокстроты и чарльстоны овладели цирками, где они и культивируются с добавлением демонстрации обнажённых женских тел, занесённой из наиболее популярных ныне "ревю", которые сделали из этого главное своё содержание.

Вот почему современный европейский цирк с каждым днём всё более и более теряет свой особый колорит, свои традиции и своё подлинное цирковое искусство, уступая место отражениям "ревю" и варьете.

На цирковой арене все реже и реже появляются настоящие цирковые номера, заменяемые выступлениями балета сомнительного качества, фокстротами на разные лады, разнообразными чудесными превращениями или сложнейшими техническими трюками. То, настоящее, что всегда было в цирке самым интересным и значительным, на Западе задавлено сейчас театрализацией самого дурного тона. Конечно, цирковое искусство на Западе, стоявшее до последнего времени на большой высоте, теряет под собой почву ещё и про другим причинам. Все крупнейшие европейские цирковые предприятия, возглавляемые своими "королями" (Кроне, Буш, Медрано и др.), жестоко конкурируют между собою. В погоне за колоссальными барышами эти "короли" цирка состязаются в способах ошеломить публику грандиозностью представлений, происходящих сразу на нескольких аренах в одном помещении. Номера представляют собой калейдоскоп, не дающий возможности сосредоточить своё внимание на определённом цирковом номере.

Самый крупный "цирковой форд" Кроне разъезжает по всей Германии со своим грандиозным складным цирком, представляющим собой передвижной городок с собственным подвижным составом, электрической станцией, огромным штатом служащих, артистов, зверинцем, даже со своим почтовым отделением и, конечно, полицией. В течение 2-3 дней весь город перебывает на представлениях, начинающихся с утра, и затем эта машина опять сворачивается и передвигается в новое место, собрав должную мзду с обывателей, одуревших от этого грандиозного калейдоскопа.

Наш советский цирк находится в совершенно другом положении. В течение ряда лет наш цирк упорно стремился стать местом здорового и полезного зрелища для широких масс советского зрителя. Советский цирк ставит своей задачей возрождение славных цирковых традиций, культивирующих здоровье, силу, ловкость и красоту человеческого тела. Современные условия нашей жизни таковы, что мы должны с особым вниманием относиться к своему физическому развитию, уделяя максимум своего досуга спортивным занятиям и прочим видам физической культуры.

Современный цирк должен быть проводником идей физкультуры. Наш советский цирк идёт именно по этому пути, старательно выметая с цирковой арены всё чуждое ей. Советский цирк широко открыл двери живому слову, и взрывы здорового смеха над остроумной шуткой клоуна-сатирика, как нельзя больше оправдывают необходимость в цирке живого слова и сатиры на наш новый быт, но нашу злобу дня. Всё это завоёвывает себе прочное место в нашем цирке. Объединение цирковых предприятий в нашем Союзе даёт большое преимущество и возможности в деле оздоровления цирка и регулирования его деятельности.

Комплектование и распределение цирковых программ по всем госциркам даёт возможность представлять зрителям лучшие образцы достижений в области физической культуры, спорта и живого слова, причём все цирковые номера, проходящие в центральных цирках в Москве, Ленинграде, обязательно демонстрируются в небольших провинциальных цирках рабочих районов.

Чрезвычайно показательной является тяга заграничных цирковых артистов в СССР, где, как они говорят, они чувствуют себя подлинными артистами цирка, в то время как работая на Западе они с каждым днём теряют это ощущение в той обстановке, которая стала современной сущностью западного цирка.

Западный цирк, как цирк в подлинном смысле этого слова, - умирает, в то время как наш советский цирк неуклонно растёт и с каждым днём становится всё более и более культурным, полезным и необходимым зрелищем, всегда вызывающим у своего зрителя бодрость и подъём.

А. М. Данкман
(
руководитель ЦУГЦ после ухода Рукавишниковой)

Ссылка на всю подборку материалов