Найти в Дзене

Почему японские дети в 10 лет уже знают свою будущую профессию, а наши даже в 17 не могут выбрать вуз?

Оглавление

Прочитал интересное исследование. В Японии школьники уже к 10 годам чётко знают, кем хотят стать. А в России с этим беда. У наших подростков в 17 лет - полная неопределённость. Вроде бы ты - выпускник школы. Уже должен понимать, в какой вуз поступаешь, на какую специальность и какова твоя будущая профессия. Но ведь это не так.

Наш выпускник считает баллы. И выбор вуза - это игра в лотерею. Куда хватит баллов, туда и поставлю. А вопрос, кем я хочу стать, отсутствует, как категория.

В чём же причины такой разницы? Давайте разбираться вместе.

Японская методика икигай

Природа заложила в ребенка механизм самоопределения. В 5-6 лет дети интуитивно чувствуют свои склонности. В 11-12 уже способны анализировать мир вокруг. В 15-16 лет - это уже зрелые личности.

Что делают японцы? Они пользуются методикой “икигай” вот уже последние 400 лет.

В чём её суть? Это четыре вопроса, на которые к 8-10 годам должен ответить любой ребенок.

1. Чем я люблю заниматься?
2. В чем мои сильные качества?
3. Чем я могу быть полезен этому миру?
4. Почему нужно зарабатывать и сберегать деньги?

И согласно этой концепции икигай ребенок естественным образом начинает просчитывать шаги на будущее. И понимать, какой род деятельности поможет ему в максимальной степени реализовать себя в этой жизни.

Что делаем мы?

-2

А наш подход в том, что его у нас просто нет. Мы фокусируем ребенка на хорошие оценки в школе. И всё!

Результат очевидный. Парень в 17 лет даже не знает, что ему нравится. Потому что в течение последних 11 лет его отучали это чувствовать.

Наша система школьного образования работает как конвейер. Всех под одну гребёнку.

Представьте себе молодого человека, который с 8 лет разбирал компьютеры. Гениальные способности к технике. Но в школе его заставляли зубрить историю. Он получал двойки за сочинения. К 16 годам он уже ненавидит учёбу и чувствует себя неудачником.

А ведь в этом возрасте его сверстники в Японии уже получают профессиональные навыки по своему профилю. А мы даже не задумываемся о ранней специализации.

Обрести уверенность

Но психология труда говорит следующее. Чем раньше ребенок найдет свою область интересов, тем глубже он разовьётся в последующем. Это совсем не ограничение. Это фокусировка энергии.

У японских детей от ранней специализации не “сужается” мышление. Напротив, они становятся мастерами. А мастерство дает уверенность, которая затем позволяет освоить, что угодно.

Подмена целей

-3

Мы как-то незаметно подменили вопрос “кем ты хочешь стать” на “куда ты поступишь”. В итоге, получается так. В университет я поступаю не ради обретения профессии, а ради корочки о высшем образовании.

В результате выпускник школы выбирает не специальность, а престижный вуз. Потом 5 лет изучает то, что ему безразлично. А после диплома в 22 года идет работать совсем в другую сферу. Скажите мне, какой тогда смысл этих 5 лет обучения? Протирание штанов в аудитории?

Японские дети знают свою будущую профессию не потому, что они особенные. А потому, что им не мешают это понять ещё в раннем детстве.

И пусть даже в каких-то редких случаях выбор профессии будет ошибочным. Но об этом подросток узнает уже в 15-16 лет. И у него еще будет время изменить направление своей деятельности. И согласитесь, ошибка в 15 лет исправляется гораздо легче, чем в 25 или 30.

Мой одноклассник еще в школе очень хотел стать поваром. Родители отговорили: “Это не престижно”. В итоге, он поступил на финансовый факультет. Потом промучился 10 лет в офисе. А затем всё бросил и пошел в кулинарию. Только потерял 15 лет.

И напоследок

Природа не зря дает человеку такое длинное детство. Как раз для того, чтобы его подготовить к взрослой жизни. А не для того, чтобы быть всё время ребенком. И к ее законам нам пора прислушаться. Чтобы впоследствии не мучиться. Чтобы принимать важные решения о своем будущем именно в том возрасте, в котором положено. По законами естественного развития.

Это прекрасно понимают уже сотни лет в Японии. И я очень надеюсь, что и в нашей стране мы это тоже поймем.