В хорошо послужившей ГБЦ бывает много такого, что нужно ремонтировать. Это и постели распределительных валов, и посадочные места стаканов-толкателей, и посадочные места форсунок. Нередко требуется обработка деформированной плоскости разъема и заварка проеденных некачественной охлаждающей жидкостью раковин. Однако, в этой статье мы хотим рассказать только о ремонте клапанного механизма, а точнее, даже только об одном, но важном аспекте этого ремонта.
Ремонт клапанного механизма в самом стандартном случае заключается в замене изношенных направляющих втулок клапанов на новые и последующей правке седел клапанов с целью восстановления соосности седел и направляющих втулок.
Технология следующая: Изношенные втулки выпрессовывают, а затем визуально осматривают посадочные места на предмет задиров, трещин и других повреждений. Если повреждений нет, производят измерения наружных диаметров направляющих втулок и диаметры их посадочных мест в ГБЦ. Если измерения показывают, что есть необходимый натяг (обычно 0,03-0,05 мм), ГБЦ разогревают в печи, направляющие втулки охлаждают и запрессовывают в посадочные места специальной оправкой, которая задает выступание втулки.
После запрессовки направляющих в посадочные места, отверстия во втулках разворачивают для получения надлежащего зазора между штоком клапана и направляющей втулкой. После этого ГБЦ устанавливается на станок для правки седел клапанов. Правка седел выполняется фасонным резцом, который создает на рабочей поверхности седла клапана обычно три фаски, расположенные под надлежащими углами. За закрытие клапана отвечает средняя фаска. Она выполняется под углом соответствующем углу рабочей фаски клапана.
Все вышесказанное всем, кто в теме, более-менее известно, да и мы раньше об этом писали, здесь мы хотим поведать о немного другом.
Встречаются ГБЦ, в которых направляющих втулок нет. Это изделия из чугуна, где отверстия под шток клапана выполнены непосредственно в материале головки. Типичный пример - ГБЦ двигателя Cummins ISF28, который установлен на многих модификациях Газелей. И как прикажите ремонтировать клапанный механизм такой головки? Если направляющие отверстия (втулок-то нет!) изнашиваются? Отремонтировать можно, но ремонт такой головки достаточно сложен и дорог. Нужно подобрать подходящие направляющие втулки от какого-то другого двигателя (или изготовить), затем, с помощью фрезеровки, увеличить диаметр отверстий, сделав их чуть меньше наружного диаметра этих направляющих втулок и развернуть отверстия в точный размер для обеспечения необходимого натяга. Такой ремонт часто влечет за собой замену седел клапанов т.к. величина не соосности установленной направляющей втулки и седла клапана оказывается значительной. В результате стоимость ремонта часто оказывается похожей на стоимость ГБЦ.
Все так плохо? Да. Но, как обычно, выход есть. Не все о нем знают, а он существует! 😊 Выход называется ремонтные клапаны.
Ремонтные клапаны – это клапаны, с увеличенным диаметром штока. В частности, для двигателя ISF28 они выпускаются увеличенными на 0,2 мм. Все просто. Приобретаем комплект ремонтных клапанов (стоят они не на много дороже номинальных) и разворачиваем изношенные отверстия в необходимый размер. А дальше все как обычно: правим седла, притираем клапаны (если хочется), меняем МСК и все!
Вот так изящно решается вопрос с ремонтом подобных головок. Аналогично дело обстоит с головками ISF38 и с головками John Deere 3164, 4219, 3239, 4239 и др., а также с головками JCB.
Но это не все. Кто пытался выпрессовать направляющие втулки из головок КАМАЗ 740 или из головок Tatra (не приведи господи!), тот знает, что это такая себе задача! Часто проще вырезать их на фрезерном станке, но это означает столкнуться с той же проблемой, что мы описывали выше. После вырезания старых втулок поставить номинальные номинальные новые скорее всего уже не получится, а значит все сначала: подбор/доработка или изготовление втулок, замена седел… И получается, что для ремонта ГБЦ таких двигателей тоже лучше воспользоваться ремонтными клапанами, которые тоже выпускаются.
А теперь, давайте догадаемся, кто их выпускает? Правильно! Компания UMpro.
Не благодарите! 😊