Верховный суд отказался запретить нагам-садху (обнажённым монахам-аскетам) входить в храм Пашупатинатх и другие храмы Шивы, постановив, что нагота во имя религии не может считаться непристойной.
Отклонив ходатайство адвоката Ягьи Мани Ньюпейна, коллегия судей в составе Кумара Чудала и Нахакула Субеди разъяснила, что нагота и непристойность — не синонимы.
Заявитель Ньюпейн обратился в суд с просьбой запретить таким садху входить в святилища, утверждая, что такие действия, как хождение обнажёнными, нанесение на людей пепла с лингама (пениса) и выполнение трюков, например поднятие камней с помощью лингама, являются непристойными и оскорбляют верующих.
«Приглашение садху из-за границы [из Индии] исключительно для того, чтобы они устраивали непристойные представления во время религиозных праздников, приводит к ненужным расходам», — говорится в его петиции, в которой он ссылается на традиционную организацию ежегодного фестиваля Махашиваратри фондом развития района Пашупати. «Выдача им 3500 рупий при отъезде и обеспечение одеждой, едой и жильём никак не пошли на пользу стране».
В своём вердикте коллегия судей заявила, что нагота таких садху не может считаться непристойной, если рассматривать её в «физическом, социальном и религиозном контексте» традиции. «Это не нарушает никаких законных прав. Следовательно, с юридической точки зрения, никаких нарушений прав не было выявлено, и поэтому нет необходимости выносить постановление, как того требует ходатайство», — говорится в полном тексте вердикта от 12 сентября прошлого года, опубликованном во вторник. «Если они совершают какие-то противоправные действия, то для борьбы с такими действиями уже существуют законы».
Суд отметил, что непристойность следует оценивать не только с точки зрения намерений или мотивов, но и с точки зрения цели и контекста действия. Ссылаясь на решение Высокого суда Калькутты от 2014 года, коллегия судей заявила, что непристойность обнажённого тела следует оценивать с точки зрения контекста, в котором было совершено действие, его цели и социальной приемлемости.
«Обнажённость — это просто физическое состояние, обычно подразумевающее демонстрацию половых органов или частей тела. Однако непристойность — это то, что вызывает сексуальное желание или считается постыдным или оскорбительным с социальной и культурной точек зрения. Следовательно, не все случаи обнажения можно считать непристойными», — говорится в постановлении.
«Например, нагота, изображённая в художественном произведении, в религиозных целях или в медицинских/терапевтических целях, не может считаться непристойной. Точно так же древние скульптуры божеств с элементами декоративного искусства в храмах или картины/статуи обнажённых людей, выставленные в музеях, не могут автоматически считаться непристойными».
Верховный суд заявил, что традиция аскетов (садху) и монахов сидеть на территории храма Пашупатинатх и совершать даршан [встречу с Богом] Господа Пашупатинатха во время Махашиваратри существует уже давно.
Празднование Махашиваратри особенно важно для храма Пашупатинатх. В этот день аскеты и монахи часто сидят обнажёнными, без какой-либо одежды, демонстрируя даже интимные части тела в знак преданности.
«Традиция сидеть таким образом существовала с давних времён и до наших дней, и её следует признать продолжающейся религиозной практикой. Поскольку традиция разрешать аскетам входить на территорию храма Господа Пашупатинатха во время Махашиваратри существует с древних времён, запрет на их вход будет нарушением религиозной веры как на национальном, так и на международном уровне», — говорится в приговоре.
Суд также отклонил утверждение заявителя о том, что предоставление денег, еды и жилья садху является пустой тратой ресурсов, и заявил, что не каждое действие следует оценивать в денежном эквиваленте.
Каждый год сотни садху, в том числе наги (обнажённые), посещают храм Пашупатинатх в Катманду и другие святилища Шивы во время фестиваля Махашиваратри, который приходится на февраль или март по лунному календарю.
На протяжении многих лет власти Пашупати, в том числе Фонд развития района Пашупати, обеспечивали их едой, дровами и жильём на время фестиваля. Им давали дакшину (символическое денежное подношение), чтобы покрыть их дорожные расходы.
Ещё больше материалов по теме без цензуры на главном нудистском канале в телеграме https://t.me/ntblo