Здесь вас встречает рай на каждом шагу.
Начало:
Средиземноморские вечнозеленые растения, фонтаны-клоши с живыми цветами, фонтаны-маскароны в итальянском стиле, античные скульптуры. Пряный аромат растений и цветов витает в воздухе, бабочки яркие порхают. Доминанта- павильон, воплотивший черты виллы богатого патриция в Помпеях.
Предыстория создания павильона на Царицыном острове.
Все началось с того, что археологи нашли древние Помпеи. Это вызвало настоящий бум среди научных и культурных кругов. К месту раскопок отправляются не только ученые, а художники, архитекторы, писатели. Монархи само собой. Побывал при раскопках и император Николай Павлович.
Незадолго до этого (декабрь 1837 года) в Петербурге произошёл пожар в Эрмитаже, пострадало большое количество ценностей, которые необходимо было восполнить.
Император Николай Первый под видом Николая Романова совершил неофициальное путешествие по Италии и другим европейским странам. Цель поездки - найти качественные строительные и отделочные материалы, подыскать достойных мастеров для восстановления и реставрации интерьеров и бесценных предметов искусств Эрмитажа.
Необходимо было подобрать и коллекцию живописи из произвелений выдающихся итальянских и европейских художников.
Вместе с императором поехал в Италию знаменитый уже в то время придворный архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.
Идея создать павильон на острове в Петергофе, повторяющем стиль помпеянских вилл богатых патрициев возникла во время поездки в Помпеи.
Андрей Иванович вместе с императором обошёл все раскопки, сделал точные замеры с вилл, нарисовал детально все, что заметил в оформлении, архитектуре, декоре. Почерк его работ выделялся - к деталям он относился очень внимательно.
Когда заходишь в роскошный, им созданный павильон, именно детали обращают на себя прежде всего внимание (скульптура, рельеф, роспись стен, светильники, украшенные бронзовыми основаниями с мифологическими фигурами, пилястры с коринфскими капителями, антаблемент, фриз, узор на перилах и т. п.)
Начнем по порядку. На месте пруда в Колонистском парке Петергофа находились Охотничьи болота. Болота осушили, создали два острова, причём второй остров, впоследствии названный Ольгиным, принадлежал Вильгельму Трувеллеру, инженеру, под чьим руководством осушалось болота и намывались острова.
Мостов, соединяющих острова тоже не было - все передвижения по пруду осуществлялись на пароме и гондоле.
Николай Павлович, подарил один из полностью облагороженных островов, с построенным павильоном, супруге к 46 дню рождения.
- Фридрих Вильгельм Четвёртый, брат императрицы и король Пруссии не остался в стороне и на открытие ансамбля Царицына острова подарил любимой сестре великолепную бронзовую скульптуру «Вакханка с барсом», работы Августа Кисса. Является копией мраморно-белоснежной, находящейся в его дворце, только пятикратно уменьшенной.
Вильгельм Четвёртый первым среди европейцев создал в Потсдаме дворец в стиле Римских терм, что ещё тогда заинтересовало Александру Федоровну.
В ансамбле Царицына острова важно отметить подлинные древнеримские элементы архитектуры: портик павильона украшает фигура юноши, протянувшего руки к небу. Скульптура 2 тысячелетия до нашей эры, купленная императором на острове Родос (хорошо видна на фото внизу). Редким раритетом является мозаичный пол в столовой павильона, демонтированный на вилле Диомеда в древних Помпеях и привезённый в Петергоф. Сколько лет мозаике ученые затрудняются с точностью определить.
Роскошь и элегантность Италии-Царицын павильон.
Решение павильона в едином стиле с обязательным бассейном в гостиной, именуемой атриумом и прозрачным стеклянным куполом потолка тогда было в новинку и в Петербурге, и в Европе, так как стиль едва только входил в моду среди аристократии.
Сады, высаженные Эрлером восхищали редкостью растений. Почему я начала повествование с фразы о рае на Земле. Дело в том, что если присмотреться, клумбы имеют форму квадратов с вписанными в них кругами, что является концепцией рая. Такую же форму имеют острова.
Отсыл к древним италийским городам подчёркнут руинами в виде колонн и капителей на западной окраине острова, слева перед подвесным мостом. Обломки, представляющие фрагменты первого Исаакиевского собора авторства Антонио Ринальди, привезли из Петербурга.
Атриум в Царицыном павильоне.
Атриум в эпоху поздней Римской республики и империи стал одним из парадных помещений дома. Украшался стенной росписью, мозаичными полами, статуями, фонтанами.
По центру, как и перед павильоном фонтан-клош с живыми цветами. Когда зашли, то служащая включила его для нас. Атмосфера виллы на берегу Средиземноморья, подчёркнутая всей атрибутикой ежедневной жизни богатых патрициев - роспись стен и потолка, посуда, изысканная стильная мебель, бронзовые элегантные скульптуры по мифическим сюжетам, окружающие бассейн, люстры, мозаичные полы.
Эту несказанную элегантность трудно передать простыми словами.
Когда экскурсовод сказала, что бронзовый плафон на потолке в качестве светильника позаимствован из дома богатого патриция в Помпеи, то это стало полной неожиданностью- он лаконичен, и создаёт впечатление, что изготовлен в современном стиле контемпорари.
Свет, льющийся с потолка в солнечную безоблачную погоду, создавал в бассейне бирюзово-голубой фон, отражая небо и облака, играя бликами в прозрачной воде. Павильон использовали для увеселительного времяпровождения и отдыха во время прогулок - завтрака, обеда, полдника, театрализованных представлений.
Придворный садовник( ландшафтный дизайнер) П. Эрлер высадил на островах 800 кустов разнообразных, выращенных в оранжереях роз, клубнику, смородину, малину. Во внутреннем дворике павильона - пальмы, агавы и азалии с роскошными цветами.
Вырастил он дуб из жёлудя, подаренного американцами:
В более ранних публикациях об этом написано.
Сохранилась оригинальная решетка, ограждающая дуб, в которой по традиции, установленной Александрой Фёдоровной, высаживают ежегодно незабудки и анютины глазки. Находится дуб рядом с причалом.
Цветы на клумбах сменяются сезонностью, хорошо заметно на фото, которое сделано в июне (преобладают яркие розово-лиловые петунии), тогда как на остальных фото в статье, сделанных в сентябре (белый кружевной алиссум и оранжевые тагетисы. Серебристые цинерарии хороши во все сезоны. Летнее царство роз и дельфиниумов сменяется ранней осенью бело-розовыми метельчатыми гортензиями.
Повествование продолжу: о кабинете Николая Первого и Александры Фёдоровны и других помещениях, напоминающих стиль «Виллы Мистер ий» и Диомеда, расскажу в следующей статье.
Благодарю за прочтение, ваши лайки и комментарии приветствуются и способствуют продвижению канала.
Если вам понравилась статья и вы не подписаны, подпишитесь- вам это ничего не стоит, а автору будет очень приятно.🌸
Все фото являются авторскими.