Найти в Дзене

«Исповедь отрицания». Что НЕ должен делать человек, чтобы достичь вечной жизни

В поэме Лермонтова «Мцыри» есть удивительные строки, которые, возможно, являются ключом к мировой истории, да и к современности тоже. Речь идёт о начале исповеди молодого послушника старому монаху: Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать, –
А душу можно ль рассказать? Итак, жизнь человека, не делающего людям зла, не интересна даже чернецу, пришедшему исповедать героя и простить ему от имени Господа все грехи. Что это за исповедь, если она безгрешна, если это – исповедь страдающей, но безвинной души? И что это за жизнь, в скучных трудах праведных, если люди в ней не мучают друг друга, не рвут и не мечут, не грабят ближнего, не лгут и не прелюбодействуют. «А вы на земле проживёте, как черви слепые живут: ни сказок о вас не расскажут, ни песен о вас не споют». Ни сериала не снимут. Что мы знаем о древней истории человечества? Мы знаем, что эта история делает
Яндекс. Картинки.
Яндекс. Картинки.

В поэме Лермонтова «Мцыри» есть удивительные строки, которые, возможно, являются ключом к мировой истории, да и к современности тоже. Речь идёт о начале исповеди молодого послушника старому монаху:

Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать, –
А душу можно ль рассказать?

Итак, жизнь человека, не делающего людям зла, не интересна даже чернецу, пришедшему исповедать героя и простить ему от имени Господа все грехи. Что это за исповедь, если она безгрешна, если это – исповедь страдающей, но безвинной души? И что это за жизнь, в скучных трудах праведных, если люди в ней не мучают друг друга, не рвут и не мечут, не грабят ближнего, не лгут и не прелюбодействуют. «А вы на земле проживёте, как черви слепые живут: ни сказок о вас не расскажут, ни песен о вас не споют». Ни сериала не снимут.

Что мы знаем о древней истории человечества? Мы знаем, что эта история делается царями и героями. Попутно нам рассказывается о жизни тех, кто строил города и храмы, мостил дороги, возводил величественные пирамиды, возделывал землю, рыл каналы. Но эти люди безлики и безымянны. Даже самая большая в мире пирамида, построенная этими людьми, называется не их именем, а именем фараона Хеопса.

Фараон Хеопс жил почти пять тысяч лет тому назад. Как о правителе страны о нём не сохранилось почти никаких сведений. Зато всем известна его знаменитая пирамида. Строить её Хеопс начал сразу же после восшествия на престол. Место для пирамиды выбрали на левом берегу Нила, у самой границы пустыни. По всей стране собрали десятки тысяч рабов для самых тяжёлых работ. Свободных крестьян тоже заставляли по нескольку месяцев отрабатывать на постройке вечного дома фараона.

В каменоломнях, на правом берегу Нила, рабы сверлили в скалах дыры, вбивали в них деревянные клинья и поливали их водой. Дерево разбухало, расширялось, и огромные глыбы отваливались от скал. Эти глыбы обтёсывали и шлифовали. Получались прямоугольные каменные плиты весом по две с половиной тонны. Самые большие плиты весили до сорока тонн. Из каменоломни их тащили на специальных санях, в которые запрягали быков и рабов. Только дорогу от каменоломни до пирамиды строили десять лет. Как эти плиты переправляли на плотах через Нил, уму непостижимо. На месте плиты укладывали в пирамиду без цементного и известкового раствора. Они были так хорошо отшлифованы, что плотно подходили одна к другой и держались собственной тяжестью. Чтобы поднимать эти плиты всё выше и выше, вокруг пирамиды делали земляные насыпи.

На сооружение пирамиды ушло тридцать лет. Каждый день на стройке работало сто тысяч человек. Многие из них умирали от непосильного труда. На пирамиду уходили все деньги из государственной казны. Казна опустела, и тогда, чтобы закончить свой вечный дом, Хеопс, по легенде, даже продал свою красавицу дочь. Пирамида Хеопса поднялась почти на 147 метров, каждая её сторона была по 230 метров. С древних времен до наших дней пирамида Хеопса остаётся самой большой каменной постройкой на нашей планете.

Пирамида нужна была Хеопсу для хранения его мумии после смерти фараона. Ведь в эту мумию должна была вселиться со временем душа усопшего. А затем, после долгих странствий по царству мёртвых, покойный направлялся к месту своего вечного блаженства – в Поля Иару, «Поля Камыша». Там его ждала такая же жизнь, какую он вёл на земле, только без земных тревог, горестей, нужды и забот. О странствиях человека после смерти рассказывается в египетской «Книге Мёртвых», путеводителе по загробному миру.

Но не каждый умерший мог достигнуть Полей Камыша. Ведь он должен был пройти через суд богов, произнести оправдательную речь – «Исповедь отрицания». Если подсудимый лгал, его лишали жизни – теперь уже навсегда. Исповедь включала сорок два преступления, которых покойный не должен был совершить в жизни:

Я не чинил зла людям…
Я не был причиною слёз…
Я не убивал, я не приказывал убивать…
Я никому не приносил страданий…

На что надеялись властители мира, завоеватели и душегубы, строители огромных пирамид и богатых гробниц, зная, что им предстоит произнести такую «Исповедь отрицания»? На что они надеются сегодня, поскольку отношения между людьми за пять тысяч лет существенно не изменились? На милосердие Господа, в которого они не верят? На память людскую, в которой для них уготованы только проклятья? На избитую фразу, что «после нас хоть потоп»? Неужели каждый из них всерьёз может начать свою исповедь словами: «Но людям я не делал зла»?

Мумия Хеопса недолго пролежала в гробнице. Крестьяне и рабы, ненавидевшие фараона за тяготы и страдания, которые им пришлось перенести, восстали и выбросили мумию Хеопса из пирамиды. Его душа не успела вселиться в мумию и предстать на суд богов. Тридцать лет непосильных трудов целого народа были потрачены зря. Впрочем, они были бы потрачены зря и в том случае, если бы фараон дошёл до божьего суда. Осталось огромное каменное сооружение, первое чудо света. Кому-то это сооружение покажется величайшим памятником древности, кому-то проклятием человечества.