Найти в Дзене
Жить легко

Алексей Алексеевич Попов. О творчестве художника -ювелира. Библиотека коллекционера

Доброго дня, читатель! Сегодня мы познакомимся с книгой, рассказывающей о советском художнике-ювелире Алексее Алексеевиче Попове. Этот обзор я начинала и откладывала несколько раз - книга уникальна: в ней не только биография художника, не только его творческие искания и множество фотографий работ. В книге затронуты и темы развития ювелирной промышленности в целом, и очень подробно рассказано о работе янтарного комбината в Калининграде, с упоминанием целого ряда художников-ювелиров, есть отсылки к работам и творчеству жены А. Попова - Анны Ефимовна Ярошенко, приведены тезисы одного из выступлений Попова с его видением художественных принципов современного (60-70 годы 20 века) ювелирного искусства. В этом обзоре я постаралась выбрать и показать материал о творчестве и жизни Алексея Попова, подробно о его работе на Калининградском янтарном комбинате и немного о периоде творчества в Москве. Он родился 30 марта 1931 года в деревне Перхино Череповецкого района Вологодской области. В 194

Доброго дня, читатель!

Сегодня мы познакомимся с книгой, рассказывающей о советском художнике-ювелире Алексее Алексеевиче Попове.

Этот обзор я начинала и откладывала несколько раз - книга уникальна: в ней не только биография художника, не только его творческие искания и множество фотографий работ. В книге затронуты и темы развития ювелирной промышленности в целом, и очень подробно рассказано о работе янтарного комбината в Калининграде, с упоминанием целого ряда художников-ювелиров, есть отсылки к работам и творчеству жены А. Попова - Анны Ефимовна Ярошенко, приведены тезисы одного из выступлений Попова с его видением художественных принципов современного (60-70 годы 20 века) ювелирного искусства. В этом обзоре я постаралась выбрать и показать материал о творчестве и жизни Алексея Попова, подробно о его работе на Калининградском янтарном комбинате и немного о периоде творчества в Москве.

Он родился 30 марта 1931 года в деревне Перхино Череповецкого района Вологодской области. В 1945 году, после окончания Романовской неполной средней школы, приезжает в Ленинград и поступает учеником в художественно-ремесленное училище N24, готовившие мастеров ювелирного дела.

В 1948 году оканчивает училище по специальности ювелир-монтировщик и по распределение уезжает в Калининградскую область, на янтарный завод треста "Русские самоцветы".

"Нелегко пришлось на первых порах Алексею: в ювелирах нужды не ощущалось, зато требовался плотник, и юноша стал трудиться в столярной мастерской завода.

... И сложное производство со многими цехами карьер, из которого добывался янтарь, и маленький посёлок, почти все население которого работало на янтарном заводе, и огромное, до горизонта море - новизна впечатлений переполняла молодого человека.

Попову полюбился солнечный камень. Мягкость, теплота, таинственное мерцание в глубине, необычная для камня лёгкость - всё привлекало Попова в янтаре. "

Художник-ювелир Алексей Алексеевич Попов. Фотография 70-х годов.
Художник-ювелир Алексей Алексеевич Попов. Фотография 70-х годов.

... "Дела в столярной мастерской у Алексея шли неважно. В Ленинграде его научили делать тончайшую филигрань и зернь, научили различным способам крепления драгоценных камней, но все эти знания в Калининграде не находили применения. Несколько раз он подавал заявление об увольнении, но людей не хватало, и директор каждый раз писал одну и ту же резолюцию: " Увольнение не разрешаю". И Попов продолжал трудиться в столярке. В свободное же от работы время Алексей пробовал свои силы в создании самостоятельных ювелирных изделий.

Поначалу Попов пытался использовать заготовки, имевшиеся на заводе, чаще всего из янтаря прессованного, так как в ту пору были разработаны специальные технологические процессы превращения мелких кусочков природного янтаря в тот однородный, прозрачный материал, напоминающий пластмассу, из которого формования толстые стержни. Затем из них вытачивали заготовки для украшений.

... Художников тогда на заводе не было. В художественном направлении (если о нём вообще можно говорить применительно к тому времени) господствовал стиль, ярчайших примерами которого могут служить сувениры и украшения из янтаря в виде натуралистических веточек смородины и вишни, кружек пива с пеной (ни разу не видела такой сувенир. прим автора), многочисленных жуков и пауков...

Кое-где проявлялся уже и своеобразный геометрический стиль. Не вдаваясь в подробности его возникновения в послевоенном искусстве, все же заметим, что стиль этот захватил тогда все производства янтаря в Литве, Латвии и Эстонии. Как всякое художественное явление, его нельзя принимать однозначно. Были в геометризме и положительные моменты. Так, благодаря ему возродились броши и кулоны в виде круга, овала, прямоугольника, крупные круглые бусы. На фоне процветающего натуралистического стиля вещей начала пятидесятых годов явление геометризма можно рассматривать как позитивное.

Кулон "Тундра". Сувенир "Сова". 1962 год
Кулон "Тундра". Сувенир "Сова". 1962 год

... Попов собрал целую коллекцию чудесных, неповторимых по форме и цвету образцов. На его столе лежали и ждали своего часа медово-желтые, красноватые с чёрными крапинками и диковинными включениями, мутно-белые в плотных завивка или переливающиеся призрачным голубоватым светом куски ископаемых смол. Как спасти эту красоту, как донести её до людей - задача, которой все более и более мучился молодой художник.

В то время вряд ли он знал, что над этой же проблемой бились и художники Прибалтики, особенно литовские. "

Прочесть о поисках новых форм в работе с янтарем литовскими художниками можно по ссылке:

.... "Однажды в ответ на очередную просьбу об увольнении директор завода предложил Попову сделать десять образцов новых изделий. Алексей сделал тринадцать и был переведён наконец из столярной мастерской в ювелирный цех."

В книге приведены фотографии с более поздними работами мастера, вот пример серийного образца: Брошь "Роса", 1961 год (на сайте калиниградского музея эта брошь датируется 1965 годом).

-4

И выполненные в таком же стиле запонки "Роса", 1963 год, возможно тоже образец для серийного производства.

-5

Ознакомится с работами А. А. Попова, хранящимся в Калиниградском музее янтаря можно на сайте Госкаталог.РФ, перейдя с сайта музея на вкладку "Коллекция" и в поисковике набрав фамилию мастера или по ссылке и также в поисковике набрав фамилию мастера:

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Ну а мы вернемся к книге и творчеству художника.

... " В 1951 году на янтарном комбинате, как к тому времени стал называться завод, была создана художественная мастерская. Полные энтузиазма и молодого забора трудились в ней Не. Смирнов, Э. Лис, В. Мирянин, А. Попов, Б. Громов. Поначалу душой небольшого коллектива был старый ленинградский ювелир М. Белов.

... Творческая жизнь комбината активизировалась с приходом Альфреда Меоса, ставшего затем главным художником предприятия. Меоса, выпускник Таллиннского художественного института, оригинальный мастер и талантливый организатор, вместе с Поповым возглавил искания молодых калиниградцев. Впервые в условиях промышленного производства шёл поиск оптимальных вариантов художественной подачи янтаря; создавая эталоны бус, законом, мундштук, брошей, художники стремились сохранить все его природные качества: форму и фактуру, естественность цвета, вкрапления.

Серьги "Озеро", 1965 год. Серьги " Природа", 1968 год (серьги 1968 года были выполнены мастером уже после переезда в Москву)
Серьги "Озеро", 1965 год. Серьги " Природа", 1968 год (серьги 1968 года были выполнены мастером уже после переезда в Москву)

Были разработаны варианты широкого использования одних и тех же форм для создания абсолютно уникальных, за счёт самого янтаря, изделий. Металл играл в этих работах крайне незначительную роль: лёгкая проволочка, штырек, незатейливая оправа."

Ожерелье "Дружба народов". Серьги "Русь", 1964 год
Ожерелье "Дружба народов". Серьги "Русь", 1964 год

В 1963 году Попов защищает диплом на тему "Ювелирные изделия из янтаря в советском изобразительном искусстве". Оканчивает Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Осенью 1963 года Попов становится главным художником Калиниградского янтарного комбината.

... " По мере того как росло мастерство Попова-ювелира, все более сложные задачи хотелось ему решать не только в своих уникальных авторских произведениях, но и на производстве.

.... На определённом этапе запросы производства стали противоречить тем художественным задачам, которые он и его товарищи стремились решать на комбинате. "

Кулон из гарнитура "Ноченька", 1963 год.
Кулон из гарнитура "Ноченька", 1963 год.

..." В конце 1960-х годов Попова все более захватывает индивидуальная творческая работа. Он увлекается полудрагоценных камнями: гранатом, аметистом, бирюзой, а также такими материалами как кожа и дерево. "

Браслет и перстень из гарнитура "Природа", 1968 год.
Браслет и перстень из гарнитура "Природа", 1968 год.

В 1967 году Алексей Попов переезжает в Москву. Алексей Алексеевич принимает активное участие в организации ювелирного участка на Экспериментальном творческо-производственном комбинате Художественного фонда РСФСР.

... В конце 1960-х - начале 1970-х годов в советском декоративном искусстве наблюдается интересный процесс обращения к старым стилям, явление стилизации. Довольно четко прослеживается он и в ювелирном искусстве. Увлечение старинными образцами не обошло стороной и Попова. Оно проявилось у него в довольно оригинальной форме. Вначале помог случай. Киностудии "Мосфильм" Для съёмок картины "Руслан и Людмила" Понадобилось сделать ювелирные украшения.... Этот заказ предложили ряду московских художников, в том числе и Попову.

Шлем и латы для Руслана мастер сделал добротно, ведь для экрана, где даётся крупный план, не годится бутафорски сработанный убор витязя. "

Кадр из фильма "Руслан и Людмила",1972 год. Шлем и латы - работа А. А. Попова
Кадр из фильма "Руслан и Людмила",1972 год. Шлем и латы - работа А. А. Попова

Примерно в это же время на московских и республиканских выставках Попов показал ряд произведений, стилистически примыкающих к работам, сделанным для кино.

Кулон и перстень из гарнитура "Лада", 1974 год.
Кулон и перстень из гарнитура "Лада", 1974 год.

"В начале семидесятых годов талант Попова раскрылся ещё одной гранью. Союзом художников РСФСР была проведена экспериментальная работа по созданию новых изделий с использованием лаковой миниатюры Палеха.... Роль художника в такой работе деликатна. Ему приходится считаться со многими факторами и, самое главное, нельзя заглушить "солиста" - живописную миниатюру. "

Брошь-кулон "Королевич Елисей".1973 год
Брошь-кулон "Королевич Елисей".1973 год

Экспериментальные работы Попова с палехской миниатюрой, созданные в 1973-1974 годах, открывали богатые возможности для дальнейшего развития. Но, к сожалению, в то время ни сам Попов, ни другие художники не поддержали это начинание. "

Брошь "Жар-птица". 1973 год
Брошь "Жар-птица". 1973 год

"Необычайно плодотворной в жизни мастера было очень 1976 года, когда он работал в составе группы художников, организованной СХ СССР в Доме творчества " Дзинтари". Произведения этого времени свидетельствуют о том, что Попов достиг новых высот в своём искусстве.

Все произведения, созданные в 1975-1977 годах, а их более двадцати, кажется выполнены на одном дыхании."

В книге эти работы мастера условно названы "белой серией", видимо из-за светлого металла основы украшений.

Брошь "Тропинка", 1976 год
Брошь "Тропинка", 1976 год

Гривна-брошь "Медео", 1976-1977 годы
Гривна-брошь "Медео", 1976-1977 годы
Гривна "Музыка", 1976-1977 годы
Гривна "Музыка", 1976-1977 годы

Часть работ из "белой" серии Алексея Алексеевича осталась неоконченной...

25 апреля 1977 года художник трагически погиб в Москве...

Некоторые его работы, задуманные в соавторстве с женой, художником ювелиром, были завершены Анной Ярошенко самостоятельно. Это гарнитуры "Брусничка", "Фантазия", гривны "Океан", "Фуга", "Медео".

Гривна "Океан", 1976-1977 г.
Гривна "Океан", 1976-1977 г.

Брошь и перстень из гарнитура " Бруснички" 1976-1977.
Брошь и перстень из гарнитура " Бруснички" 1976-1977.

Браслет из гарнитура " Бруснички" 1976-1977.
Браслет из гарнитура " Бруснички" 1976-1977.

Благодарю за внимание.