Отплываем, точнее отходим, в 12.00 на пароме "Павел Леонов" от острова Сахалин к острову Шикотан. Порт находится в городке Корсаков. На такси час времени, собрав все свои рюкзаки мы выехали к Морскому вокзалу.
По пути не впечатляющая окрестность Сахалина, вспомним о книге Чехова, где он описывал посещение острова и скоротаем время в дороге.
Владимировка, основанная в 1881г и названная в честь майора Владимира, заведовавшего каторжными работами. Жителей 91: 55 муж и 36 жен.... Рогатого скота более 100 голов.
Хотелось бы сразу обратить внимание на женщин, они в меньшем числе. Чехов описывал их как самую ценную житейскую надобность(наверное все таки, после еды) . И выбиралась спутница каторжаниным чаще за хозяйские качества. Женский пол на острове был также из числа тюремных (по симпатичней оставляли себе на севере острова, на юг пересылали, что осталось). Были молодые девушки, уже следующее поколение, плод любви, так сказать, каторжных. 🙈
Вернёмся к дороге, по которой проезжал сам Чехов. В своём описании автор назвал эту дорогу - "веселой" . Хм, может это в конце 19 века так казалось.... 🤭
Большая Елань. Елань-приречная долина...обыкновенно они защищены от ветров.. Отличается растительностью, трава раза в два выше и земля парит. Эти елани напоминают малороссу. И было всего 40 чел (из них 8 жён).
Хомутовка, называется потому, что поселенец из вольных, крестьянин Хомутов, занимался здесь охотой. Всего жителей 25 муж и 13 жён.
Владимировка, Елань, Хомутово- это и есть город Южно-Сахалинск. В Хомутове находится аэропорт и в этой части города довольно крупная частная застройка. С температурой воздуха под 32 градуса, казалось попала в Анапу, местность похожа🤭 Едем дальше.
Мицулька, названная так в честь агроном Михаила Мицуля. Этот человек восхитился Сахалином, буквально отдал жизнь на изучение флоры острова. Похоронен на острове.
Здесь располагалась станция, где держали лошадей для чиновников.
Писатель оставил огромный труд посетив остров и описав его максимально правдиво, без прекрас. Становится понятным яростное его почитание на острове.
За окном такси проносились долины, окруженные на горизонте сопками, лес. Забытые деревянные, посеревшие дома местами рисовали картинку из книг... Конечно, в центре России тоже много вымирающих сёл, едешь сквозь заброшенки тоскуешь, каждый дом желает рассказать о себе, но очень быстро разрушается и превращается в груду непрегодного стройматериала, а здесь наоборот, стоят вполне пригодные домики и стонут:"Меня покинули и я медленно умираю, каторга, мучение". Стоят они без хозяев и не рухлядь, но уже не жилец.
В Третьей пади 17 дворов, 26 муж и 17 жён. ...Люди здесь все основательно, зажиточные, имеют много скота....
Первая Падь здесь располагалась Унтовская ферма, которую каторжные называли Дранкой. В настоящее время здесь тюремные огороды и стоят три избы....
Падь откуда название? В Толковом словаре Падью называется узкая долина или ущелье в горах.
Проезжая район Падей сказала бы так, количество дворов стало больше 🙈, в Третьей живёт аж, 500 человек (по данным перепеси) , Вторая так и осталось в меньшинстве 75чел, Первая около 200чел.
Про зажиточность, в современном понимании, можно поспорить. Хотя, люди здесь живут простые, разговорчивы, открытые (так показалось мне). Понятие зажиточности у всех разное. Один живёт в обычном доме и счастье переполняет его, другой в мозговом штурме очередной золотой унитаз не знает куда поставить и испытывает дискомфорт житейский. 🤪 На острове живут проще, чем на материке.
За полтора века хмурая одинокая картина жизней вольных каторжников сменилась на обычную жизнь как во многих регионах России. И кажется уже забыта вся история и не было ничего ни войны, ни тюрем, ни колоний. Въезжаем во Вторую Падь, вот и море синей полосой на горизонте, корабли, поднялось настроение...
Морской вокзал в Корсакове уютно расположился под сопкой.
Жителей в Корсаковском посту 163, а со свободными солдатами, жёнами и детишками более тысячи
В 19 веке портовый город был центром!
... Как тесно жмутся усадьбы друг к другу и как живописно они лепятся по склонам... Надо понять, что тот кто выбирал место поста, вовсе не имел в виду, что тут, кроме солдат, будут жить сельские хозяева.
Чем ещё был значим Корсаков.
Колония называется исправительной, но специальных лиц, которые занимались бы этим нет.... Возлагалось исправление на церковь и школу....
Мне кажется в 21 веке все снимают с себя ответственность таким же образом... 🤔
Корсаков был духовным центром всего острова.
Просвещал остров священник Симеон Никанорович Казанский, направленный святителем Филаретом Дроздовым из Москвы. Он был не только миссионером, но и отдушиной заключённых и солдат, просветите Сахалинских айнов.
Антон Павлович не раз упомянул этого священника в своей книге, указав на уважение островитян и важность его персоны.
Поп Семён..работал в Южном Сахалине когда не было дорог и население было разбросаны по всему югу. Почти все время поп находился в пустыне, передвигаясь от одной группы к другой на собаках и оленях, по морю на парусной лодке или пешком через тайгу;он замёрзлал, болел, его донимали комары и медведи, опрокидывались лодки, но все он переносил с терпением не жаловался.
Мне приятно писать информацию об этом священник,-Подвижнике острова Сахалин, когда собирались в поездку ознакамливалась о местных святых, но канонизированных не нашла. Просто люди отдавали себя до последнего и написать о них, вспомнить не кому было. Ну, какой тюремный в отдалении от материка, где ни еды, ни женщины, ни каких благ возьмётся после кирки за перо книгу о попе писать? Борцом с горя проще отравиться (южное местное растение).
Поповские Юрты. Поехал поп Симеон на собаках в селение Найбучи к солдатам, на обратной дороге завьюжило и он захворал. К счастью попались аинские рыбачьи Юрты, где его приютили. А потом перевезли во Владимировку, еле живым.
После этого случая появилось название селения аинских юрт, как Поповские Юрты.
Откладываем Чехова и проходим досмотр вещей на Морском вокзале, ожидаем посадки. К парому как и к самолету нас подвозили автобусами.
Есть небольшое НоО!!!! при посадке.
Подъем на корабль по трапу на 4-ю палубу, а потом спуск по железной лесенке на 3-ю, и если у вас тяжеленный чемодан (как был у нашей троюродной сестрёнки) вам останется только посочувствовать! Нам повезло, матрос сжалился и открыл багажный "вход" на 3-ю палубу сразу и мы с радостью подпихнули свой чемодан туда.
Громоздкий багаж складывается в отдельную комнату у ресепшена. С рюкзаками можно пройти сразу в каюту.
Был ли случай с чемоданами? Был! У одной женщины он пропал на выходе.... Как? Не понятно, остановок паром не делал, возможно перепутали, ушли с чужим...
Каюта на четверых, уютная, туалет, душ, шкафчики.
Есть стол, телевизор, радио, стаканы, графин, кулер с водой есть у ресепшена, розетки - все удобства. Хотелось бы отметить, что удобнее чем в купе поезда!
Плыть нам сутки в 9 утра мы должны причалить к Малокурильску или острову Шикотан. Это прямой рейс! Можно провести и двое суток в море т.к. теплоход будет подходить к соседним островам Кунашир и Итуруп. Если не расчитаешь с едой можно купить обед в кафе на корабле.☺️
Солнечная погода, ярко голубое море, теплый ветер- красота!
Контингент разный, туристов много. Люди группами плыли на отдых, к родным, домой, из Красноярска, Питера, Владивостока, Саратова, а мы из Орла)))).
В каюте сидеть не хотелось, но постоянно стоять на палубе тоже устаешь жалко лавочек там нет.
Через 4 часа мы подплыли к одной из достопримечательностей Сахалина маяку Анива.
Экскурсия из Южного-Сахалинска на маяк будет стоить от 7000руб на человека, а у нас все включено. 🤭
Красивый вид! Забегу вперед что на обратной дороге с погодой повезло меньше и маяк находился в тумане.
А пассажирка в самолете, которая посещала маяк экскурсией не сильно осталась в восторге-заброшен и в испражнениях птиц.
На пароме рассказали краткую историю. Построен маяк в 1939 году Японцем Миурой Синобу. Имеет высоту 31 метр, а свет от маяка давал знать о скалистом береге за 28-30км. На самом деле трудно представить как такое инженерное сооружение можно было вообще построить, на краю обрыва, в открытом море. Сейчас маяк заброшен, но является самой узнаваемой достопримечательностью Дальнего Востока. Вокруг кружил не один катер с туристами, люди готовы потратиться и увидеть гениальное строение.
Попрощавшись с маяком вы вышли в открытое Охотское море. Погода сменилась на серую и пасмурную. Серые тихоокеанские чайки кружили и присаживались на холодные, темно-синии воды океанской акватории.
"Так вот ты какое Охотское море! Бескрайнее…" По левому и правому борту только вода, берега не видно. Небольшая гряда волн аккуратно набегала, подбрасывала чайку наверх и плавно опускала птицу вниз. Наш корабль пенил и разрезал синию гладь, морские водоросли небольшими кучками плыли по воде. Вот брюки проплыли, вот ящик-мусор. Смотреть на морскую гладь за целый день не надоело, на губах чувствовалась соль, волосы вились и одежда становилась влажной.
Вечер. Солнце разрезало тучи, развело их своими лучами и протиснулось, чтобы показать море в лучах заката. Немного укачало и захотелось спать…
Утро началось довольно бодро! Нас качало! По парому передвигаешься как изрядно выпивший пассажир. Вот сейчас бы на палубу, но было как - то страшно, волны поднимались до борта, голова слегка подкруживалась. Эх, сейчас самый красивый вид и мы идем между двух островов Кунашир и Итуруп, по проливу Екатерины. Но, качает. Через два часа качки понимаешь ходить уже не хочется, даже не можется.
Нет, я не плохо переношу, но когда тебя трепет уже 4 часа, хочется лечь и не вставать никогда! Когда же это закончится! Жаль таблеточку не выпила и просмотрела кульминацию путешествия. Потом все затихло, подходим к Малокурильску, острову Шикотан.
В тумане еле проглядывался скалистый берег. С первого взгляда казался холодный и не приветливый остров. Чем ближе мы подплывали, тем зеленее становилась картинка. Такой яркой и насыщенной зеленой краски не встречала. Возможно, оптический обман, на фоне серого тумана и такого же серого моря, деревья и трава казались супер зеленые! Мы заходим в бухту Малокурильская.
Был еще один вариант добраться до острова. Сначала предлагали именно его и это существенно сократило бы время, но он ненадежный. Можно с о. Сахалин долететь до Южно-Курильска или острова Кунашир. А оттуда перелететь на вертолёте на Шикотан. Но из-за сильных туманов вертолет может не вылететь!
На выходе проверка пропусков и документов. Мы на земле! Ура! Ощущение радости нахождения на земле такое же как после самолета.
Остров, где проживали курильские айны- «большое поселение»- Шикотан. Земли не много всего 27 км в длину и в ширину до 13км))), при желании пешком с сопки на сопку пройти можно.
Погода теплая, солнечная, влажность высокая, как на юге. Вокруг сопки, сопки – непривычно горбатая местность))).😂 Наверное, похоже на норвержскую картинку, только с русским, простецким, душевным, деревенским акцентом.
Тишина! Первые два часа закладывало уши от тишины. На Шикотане вообще нет суеты, машины изредка проезжают, люди вы где?
#туризм #Курилы #Сахалин