Найти в Дзене
Инклюзивная СРЕДА

Чек-лист для эффективной организации рабочего места учащегося с нарушением слуха.

Добрый день, уважаемые Коллеги! Мы с Вами вступили в новый учебный год, перевернули календарь ;) , и, скорее всего, уже успели познакомиться с ребятами, с которыми проведем ближайшие 170 учебных дней. Согласно опубликованным в конце 2024 г. данным Всероссийского общества глухих (ВОГ), в школах, колледжах и высших учебных заведениях России насчитывается более 25 тысяч учащихся с нарушениями слуха. А значит, вероятность того, что в случайно выбранном классе или группе будет хотя бы один обучающийся с нарушением слуха, составляет примерно 3,4 %. Как сделать так, чтобы ученикам со слуховыми аппаратами (СА) или системами кохлеарной имплантации (КИ) было комфортно учиться в массовой школе? В предыдущих постах мы уже рассказывали, как и чем оснастить общественное пространство образовательных организаций (входные группы, холлы, коридоры, лобби, вестибюли и иные зоны общего пользования). Сегодня речь пойдет об адаптации личного пространства учащегося с ОВЗ в классе или аудитории – его индивиду
Оглавление

Добрый день, уважаемые Коллеги!

Мы с Вами вступили в новый учебный год, перевернули календарь ;) , и, скорее всего, уже успели познакомиться с ребятами, с которыми проведем ближайшие 170 учебных дней.

Согласно опубликованным в конце 2024 г. данным Всероссийского общества глухих (ВОГ), в школах, колледжах и высших учебных заведениях России насчитывается более 25 тысяч учащихся с нарушениями слуха.

А значит, вероятность того, что в случайно выбранном классе или группе будет хотя бы один обучающийся с нарушением слуха, составляет примерно 3,4 %. Как сделать так, чтобы ученикам со слуховыми аппаратами (СА) или системами кохлеарной имплантации (КИ) было комфортно учиться в массовой школе?

В предыдущих постах мы уже рассказывали, как и чем оснастить общественное пространство образовательных организаций (входные группы, холлы, коридоры, лобби, вестибюли и иные зоны общего пользования). Сегодня речь пойдет об адаптации личного пространства учащегося с ОВЗ в классе или аудитории – его индивидуального рабочего (учебного) места.

Сохраните себе наш чек-лист для эффективной компенсации нарушений слуха с помощью специального учебного оборудования!

1. FM-система «СОНЕТ 2.0»

«Золотым стандартом» для работы с учащимися с различной степенью потери слуха является FM-система индивидуального и коллективного пользования «СОНЕТ 2.0». Она состоит из передатчиков и приемников, которые с помощью заушного индуктора или индукционной петли транслируют аудиосигнал напрямую на слуховые аппараты или звуковые процессоры систем кохлеарной имплантации. Радиус передачи сигнала составляет 35 метров, что позволяет одинаково эффективно использовать «СОНЕТ 2.0» в ДОУ, школьных классах и студенческих аудиториях. FM-система создает наиболее комфортные условия для усвоения учебного материала, а использование дополнительных опций (например, подключение второго микрофона или наличие у пользователя выделенного радиоканала) позволяет включать в работу каждого слабослышащего учащегося и проводить занятия в разных форматах, таких как дискуссии, семинары или коллоквиумы.

При индивидуальной работе с педагогом систему «СОНЕТ 2.0» можно использовать в качестве слухоречевого тренажера.

2. Индукционная система «Исток А5»

Неотъемлемой составляющей рабочего места учащегося с нарушением слуха является портативная индукционная система «Исток А5». Она преобразует акустический сигнал (обращенную речь) в электромагнитный, который беспроводным способом передается на индукционную катушку слухового аппарата или речевого процессора системы кохлеарной имплантации. Учащемуся достаточно выбрать режим «Т» и установить комфортный уровень громкости – и важная аудиоинформация (в первую очередь речь преподавателя) станет доступной и разборчивой. Благодаря мобильности устройство можно использовать в ситуациях, когда необходимо передать звук высокой четкости при общении тет-а-тет за пределами класса или аудитории: в кабинете директора или завуча, на стойке информации в приемной комиссии, деканате, библиотеке и т.д.

3. Акустическая система свободного звукового поля «Орфей»

Если необходимо создать комфортные условия слышимости для смешанной аудитории, в которой присутствуют учащиеся с нормальным и нарушенным слухом, целесообразно использовать акустическую систему свободного звукового поля «Орфей», которая совместима с FМ-системой «СОНЕТ 2.0» и является ее дополнительным элементом. «Орфей» выделяет голос преподавателя из окружающего шума и равномерно распределяет его по всему объему помещения во время лекций, семинаров, презентаций, тренингов и других мероприятий. Это особенно актуально, если речь идет о больших по площади помещениях (поточные аудитории, актовые залы и др.), где другие беспроводные системы не могут обеспечить передачу аудиосигнала высокого качества.

4. Устройство распознавания речи «Чарли»

Устройство распознавания речи «Чарли» – это умный микрофон и коммуникационный хаб, который помогает обучающимся с глухотой учиться без привлечения переводчика жестового языка. Во время занятия устройство непрерывно распознает речь преподавателя, разбивает ее на фразы и конвертирует в текст, который отображается в режиме диалога на подключенном мониторе, панели, смартфоне или планшете. Устройство также открывает широкие возможности для дистанционного обучения. Пользователю нужно лишь установить специальное приложение, и он будет в курсе всего, что преподают на лекциях или обсуждают в классе.

-5

В заключение отметим, что проблемы с аудиальным восприятием не должны быть непреодолимым препятствием при обучении. Чтобы как можно больше талантливых и целеустремленных молодых людей могли не только освоить школьный курс, но и получить профессию, крайне важно обеспечить доступность образовательного процесса, создав индивидуальные рабочие места для учащихся с тугоухостью и глухотой.

Разбиралась в тонкостях оснащения учебных мест для обучающихся с нарушениями слуха Ваша Инклюзивная СРЕДА.

#инклюзивное_образование #инклюзивная_образовательная_среда #оснащение_рабочего_места_слабослышащего_учащегося #просто_о_сложном_слух #FM_система_СОНЕТ_для_обучения_слабослышащих #портативная_индукционная_система_Исток_А5 #акустическая_система_Орфей