Найти в Дзене

Истории на каждый день: 4 сентября в классической музыке

Роковые страсти, мистификации, прощание с гением и скандальные премьеры — 4 сентября в истории классической музыки. 4 сентября 1811 года в Париже родилась Мария-Фелисите-Дениз Моке — будущая звезда фортепиано Мария Плейель. С детства её учителями были великие пианисты Анри Герц, Фридрих Калькбреннер и Игнац Мошелес. Уже в юности её выступления собирали полные залы, а лёгкость и ясность исполнения покоряли слушателей. Критик Фетис признавался, что именно игра мадам Плейель дала ему ощущение абсолютного совершенства. В 1830 году Мария обручилась с Гектором Берлиозом, но пока композитор был в Италии, расторгла помолвку и вышла замуж за Камиля Плейеля — наследника известной фортепианной династии. Именно Марии Шопен посвятил свои знаменитые «Ноктюрны», Op. 9. Её карьера продолжала развиваться: в 1848 году она возглавила класс фортепиано в Брюссельской консерватории. Её искусство высоко ценили современники — от Берлиоза до Листа, склонявших голову перед её талантом. 4 сентября 1824 года в ав
Оглавление
Роковые страсти, мистификации, прощание с гением и скандальные премьеры — 4 сентября в истории классической музыки.

Мария Плейель: пианистка, перед которой склоняли головы Лист и Берлиоз

Мария Плейель, 1811–1875 гг.
Мария Плейель, 1811–1875 гг.

4 сентября 1811 года в Париже родилась Мария-Фелисите-Дениз Моке — будущая звезда фортепиано Мария Плейель. С детства её учителями были великие пианисты Анри Герц, Фридрих Калькбреннер и Игнац Мошелес. Уже в юности её выступления собирали полные залы, а лёгкость и ясность исполнения покоряли слушателей. Критик Фетис признавался, что именно игра мадам Плейель дала ему ощущение абсолютного совершенства.

В 1830 году Мария обручилась с Гектором Берлиозом, но пока композитор был в Италии, расторгла помолвку и вышла замуж за Камиля Плейеля — наследника известной фортепианной династии. Именно Марии Шопен посвятил свои знаменитые «Ноктюрны», Op. 9. Её карьера продолжала развиваться: в 1848 году она возглавила класс фортепиано в Брюссельской консерватории. Её искусство высоко ценили современники — от Берлиоза до Листа, склонявших голову перед её талантом.

Антон Брукнер: архитектор симфонических соборов

Антон Брукнер, 1824–1896 гг.
Антон Брукнер, 1824–1896 гг.

4 сентября 1824 года в австрийском городке Ансфельден близ Линца родился Антон Брукнер — будущий великий композитор. Своё первое и главное музыкальное образование он получил в аббатстве Святого Флориана. Юный органист проводил долгие часы под сводами монастыря, вслушиваясь в то, как звук медленно плывёт в каменном пространстве, и запоминая это ощущение.

Позже Брукнер упорно оттачивал мастерство: изучал строгую музыкальную теорию у Симона Зехтера и осваивал оркестровку и сценическое мышление у Отто Китцлера. Так сформировался его уникальный стиль: строгая форма, протяжные мелодические линии, выразительные паузы и мощные нарастания, когда оркестр постепенно наполняется звуком, слой за слоем.

Большое влияние на него оказал Вагнер — ему Брукнер посвятил свою Третью симфонию, с которой началась череда масштабных оркестровых произведений, сравнимых с готическими соборами.

День рождения маэстро политональности Дариюса Мийо

Дариюс Мийо, 1892–1974 гг.
Дариюс Мийо, 1892–1974 гг.

4 сентября 1892 года в Марселе родился Дариюс Мийо — композитор, открывший XX веку красоту политональности, когда несколько музыкальных красок звучат одновременно. В начале 1920-х он вошёл в круг «Шестёрки» — группы парижских новаторов.

В 1917–1919 годах Мийо работал во французской дипломатической миссии в Рио-де-Жанейро вместе с поэтом Полем Клоделем. Там он погрузился в бразильскую культуру и привез в Париж зажигательные ритмы самбы и меланхоличные мелодии модиньи. Эти впечатления воплотились в таких сочинениях, как «Бык на крыше» и «Воспоминания о Бразилии».

Позже Мийо увлекся джазом. Под его влиянием он написал камерный балет «Сотворение мира», где саксофон и другие инструменты создавали атмосферу афроамериканских кварталов. Во время Второй мировой войны композитор переехал в США и преподавал в Миллс-колледже. Среди его учеников были такие будущие знаменитости, как джазовый пианист Дэйв Брубек, композитор Берт Бакарак и минималист Стив Райх.

Родился Ремо Джадзотто: «Адажио», которого не было

Ремо Джадзотто, 1910–1998 гг.
Ремо Джадзотто, 1910–1998 гг.

4 сентября 1910 года в Риме родился Ремо Джадзотто — музыковед, чьё имя навсегда связано с самым знаменитым «апокрифом» классики. В 1958-м он опубликовал партитуру с длинным подзаголовком: «Адажио соль минор для струнных и органа на два тематических мотива и цифрованный бас Томазо Альбинони». Джадзотто утверждал, что сочинил музыку, опираясь на обрывок из дрезденского архива. Но ни сам фрагмент, ни его номер в каталогах так и не нашли.

Парадокс в том, что сомнительная история происхождения не мешала музыке завоёвывать мир: «Адажио» звучит в кино, на церемониях и в бесчисленных переложениях, постепенно затмевая музыку самого Томазо Альбинони — его концерты, сонаты и оперы. Так научная мистификация стала культурным фактом: музыка, словно возникшая из воздуха, просто говорит о скорби и каждый раз звучит как написанная сегодня.

Барток в Ковент-Гардене: «Чудесный мандарин» впервые в Лондоне

-5

4 сентября 1956 года на сцене лондонского Королевского театра в Ковент-Гардене впервые прозвучала скандальная партитура Белы Бартока — балет «Чудесный мандарин».

Труппа Sadler’s Wells Ballet представила постановку Альфреда Родригеса под управлением дирижёра Роберта Ирвинга. Главные партии исполнили Майкл Сомс (Мандарин), Элейн Файфилд (Девушка) и Александр Грант (Сутенёр).

Эта музыка когда-то потрясла Европу: в 1926 году постановку в Кёльне запретили за «аморальность». Композитор создал напряжённый, почти кинематографический звуковой мир — клокочущий город, резкие фанфары, стремительные погони.

Но в послевоенном Лондоне «какофония» Бартока прозвучала уже не как скандал, а как точный нерв времени. Музыка без прикрас и дешёвых утешений, где сталкиваются насилие и хрупкая нежность.

История дня: как Берген прощался с Григом

Эдвард Хагеруп Григ, 1843–1907 гг.
Эдвард Хагеруп Григ, 1843–1907 гг.

Утро 4 сентября 1907 года в Бергене было необычно тихим. Люди говорили вполголоса: стало известно, что умер Эдвард Григ. Он скончался в городской больнице после долгой болезни сердца и лёгких. В день прощания 9 сентября Берген заполнили десятки тысяч людей: скорбная процессия растянулась на кварталы. Жители шли медленным шагом за композитором, чья музыка давно стала голосом Норвегии.

Григ заранее определил, что должно прозвучать в день прощания. Оркестр исполнил его «Траурный марш в память Рикарда Нурдрока» в оркестровке Юхана Хальворсена — мужа племянницы Грига и близкого музыканту человека. Знаменитый марш Шопена добавил строгой, тёмной краски. Здесь музыка не сопровождала скорбь — она и была самой скорбью: узнаваемые интонации становились шагами, дыханием толпы, общим сердцебиением города.

После церемонии прощания Грига кремировали в недавно открывшемся городском крематории. По его воле урну перевезли в Тролльхауген — дом композитора на холме у воды, недалеко от Бергена. В соседней скале устроили небольшой каменный склеп, туда и поместили прах Грига; позже рядом захоронили его жену Нину. Сегодня это место открыто для посетителей: стоишь у серого уступа, смотришь на озеро — и невольно вспоминаешь «Свадебный день в Тролльхаугене», написанный здесь же.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #Лист #Григ #Брукнер #Мийо #Барток #АдажиоАльбинони #Пианисты #Композиторы #4сентября

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.