В советские времена мы довольно часто бывали в Серпухове — в основном за колбасой ездили. В два раз ближе Москвы (80 км от Тулы), а снабжение уже столичное. А ещё тогда по Оке ходили скоростные корабли «Заря» и «Зарница», на которых удобно было добираться до турбазы завода, на котором работали отец и тётя. Вот с тех времён в голове сложился крепкий стереотип, что Серпухов расположен на Оке. А тут собираемся мы ехать на выставку «Море великих. От Айвазовского до Кандинского», изучаем карту города, чтобы понять как добраться до музея и куда потом пойти гулять, и удивляемся, что Серпухов, оказывается, расположен на реке Наре. Правда, у её впадения в Оку. А так как музей расположен недалеко от Нары, то и маршрут нашей прогулки сложился от Высоцкого монастыря вдоль левого её берега к кремлю.
Монастырь совсем рядом с музеем — над крышами деревянных домиков видны купола храмов. Путь к ним, хоть и недолгий, получился очень приятным. Залитые солнцем улицы Серпухова явились нам удивительно уютными и фотогеничными. Нарядные, добротные домики навевали мысли о степенном купечестве. Попадавшаяся кирпичная, не без затей архитектура — да ещё всхолмлённые дали, нет-нет да и просматривавшиеся над крышами, вызвали у нас ассоциации с Крапивной. Резные наличники, нарядные краски любовно выкрашенных домиков, берёзки и яблоньки, увешанные, словно новогодними игрушками, яркими спелыми яблоками — всё это вызывало непроизвольную улыбку. Хороший оказался Серпухов!
Высоцкий мужской монастырь — один из старейших на Руси и в Подмосковье. Он входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. Летом 1373 года золотоордынские полки хана Мамая подвергли жестокому нападению Рязанское княжество, после чего возникла спешная необходимость усиления обороны и, в первую очередь, прикрытия важнейшего пути со средней Оки к Москве, проходившего через старое село Серпуховское, вотчине князя Владимира Андреевича. В 1374 году на Красной (Соборной) горе начинается строительство деревянного кремля, в город назначается наместник князя, устанавливаются льготы для привлечения торговцев и ремесленников. В том же году князь Владимир Андреевич Храбрый, засадный полк которого через шесть лет решит исход Куликовской битвы, двоюродный брат и сподвижник великого князя Димитрия Иоанновича Донского, обратился с просьбой о благословении и за помощью в устройстве монастыря к преподобному Сергию Радонежскому. По приглашению князя преподобный Сергий со своим учеником Афанасием пешком пришли в Серпухов и выбрали место для будущего монастыря. Выбранное место на месте домонгольского славянского селища Высокого на левом берегу Нары к югу от Красной горы было расчищено, и преподобный Сергий совершил на нём молитву. Для строительства обители Сергий по просьбе князя оставил своего ученика.
Высоцкий монастырь, нарядный, праздничный, очень разный, заставил нас вновь схватиться на фотокамеры. Храмы, белоснежные стены, убранство двориков — всё тут так и сверкало.
Очевидная старина была любовно отреставрирована, выкрашена, в каждой детали читались усердие и добротность. А солнце играло на белёных барабанах, сверкало в позолоте, янтарными рефлексами переливалось в недрах арок. И мы даже растерялись на минутку: куда пойти в первую очередь?
Но для начала мы посетили монастырскую трапезную. И пообедали — теми блюдами, что ещё остались в наличии к нашему приходу. Таковых было не много — трапезная явно пользуется популярностью у желающих посетить монастырь!
А ещё мы заглянули в монастырскую лавку, в результате чего пополнилась наша пока небольшая, но уже вполне коллекция ангелов. На маленькие фарфоровые статуэтки обратила наше внимание одна из посетительниц, и милый ангелочек в синих одеждах отправился дальше вместе с нами исследовать Серпухов.
Притягивает внимание здание надвратной Трёхсвятительской церкви-колокольни, выполненное в стиле классицизма. Оно делится на три различных по назначению и конфигурации яруса. На первый, квадратный в плане ярус, с проездом Святых ворот и двумя калитками, поставлен второй крестчатый в плане ярус с храмом во имя Трёх Великих святителей и Вселенских Учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Завершает сооружение восьмигранный ярус звона, несущий граненый купол с люкарнами.
Конечно, мы побывали в храме — Покрова Пресвятой Богородицы — с удивительной красоты росписями и иконами. Написанные яркими красками, глядели из торжественного сумрака образы, написанные замечательно, живо, совсем волшебно… В тиши храма оказалось очень многолюдно, и как-то не удобно было фотографировать. Но несколько кадров в беззвучном режиме всё же получилось снять, не тревожа прихожан.
Собор Зачатия Анны Праведной имеет вид правильного квадрата. К его восточной стороне примыкает граненая алтарная апсида, свидетельствующая о несомненной древности, а вокруг идет крытая каменная галерея на массивных столбах. Собор в основных своих формах хранит характер зодчества XIV века.В первой половине XVII века в северную и южную галереи собора встраиваются два симметричных придела: существующий Рождества Богородицы и Никольский, перестроенный еще в конце XVII века в самостоятельную Никольскую церковь. Одноглавый придел Рождества имеет большую полукруглую апсиду и портал. Правильность квадратов внешних частей Зачатьевского собора, внутреннее устройство сводов, наличники его дверей и общий характер зодчества — всё это дало возможность компетентному ученому-византологу академику Н.П.Кондакову признать этот храм как памятник зодчества XIV века, то есть времени благоверного князя Димитрия Донского.
Через надвратную колокольню мы вышли на смотровую площадку.
Стоя у ограждения, мы созерцали открывающийся внизу вид. Пойма реки, дорожка, вьющаяся среди зелёных пространств, пруд, далёкие купола… Город стоял справа, вдалеке виднелись крыши.
Весь он, будучи построен по изгибистому и неровному косогору, представлял некоторый род красивого амфитеатра, и белеющееся в разных местах остроконечные верхи колоколен с блестящими их златыми крестами придавали ему отменную красу. / А.Болотов
У нас был теперь выбор: возвращаться на городские улицы — либо спуститься на зелёную дорожку, и прямо по ней отправиться туда, где стоял некогда серпуховской кремль. Мы выбрали второй вариант. А прогулку по приглянувшейся по пути движения автобуса улице Чехова решили оставить на потом.
И как же верен оказался наш выбор! Удивительные ракурсы на монастырь заставляли нас не раз останавливаться — уж больно хорошо смотрелись белые стены, увенчанные башнями, и купола храмов над зелёной долиной, заросшей травами и жёлтыми высокими цветами. Колыхались на ветру ивы, а дорожка вела вперёд и вперёд, и даже немного жаль было нырять под сень деревьев, теряя из виду белоснежное сияние монастыря.
А слева от нас была река Нара, низвергающаяся широким сверкающим водопадом по скату бетонной платины — тут фотографировались прохожие, стремясь запечатлеть это завораживающее ревущее чудо.
Вода струилась гладким покрывалом, и солнце вдохновенно играло в её кристальной прозрачности… Дальше, над водопадом, катались на водных велосипедах, и было странно, как люди не бояться низринуться ненароком вместе с речкой в это сверкающее водяное полотно…
Современный Принарский парк, широкий и просторный, занял на некоторое время наше любопытное внимание. Тут были затейливые дорожки, лужайки, кафе, детские аттракционы — всего вдосталь. Разве что маловато показалось деревьев — солнечный день недвусмысленно намекал на необходимость тенёчка…
Мы прошли длинный парк до центрального входа, и свернули на Театральную улицу. И вот уже мы движемся в горку по улочке с деревянными домиками, и важно стоят купеческие кирпичные дома, и зреют яблоки, и качают нежными соцветиями мальвы вдоль улиц…
В конце улицы у здания Гортеатра мы повстречали павлина-театрала, а напротив оказался ещё один зелёный городской парк (имени Олега Степанова) — комфортен же для прогулок Серпухов!
Но нам в парк идти некогда — мы ещё города не видели. Зато вышли на улицу Чехова, запомнившуюся нам по поездке на автобусе. Правда, выяснилось потом, что мы видели из окна не улицу Чехова, а улицу Советскую в районе остановки «Улица Чехова», и до неё ещё было далеко.
На Красноармейской свернули, чтобы выйти к площади Ленина (быв. Торговой) с Гостинным двором, и увидели интересный морал на торце культурного центра.
На его фасаде обнаружилась ещё более интересная картина. С котиками!
Гостинный двор оказался затянут плёнкой, как и ещё нескольких старых домов. Но в целом площадь была явно свежеотремонтированной, уютной, даже красивой. Но удивительно пустынной — кроме нас да двух пацанов с великами у эстрады на ней никого и не было.
На площади наше внимание привлёк Дом с часами — здание в стиле сталинского конструктивизма, построенное в 1930 году, что увековечено в надписи под часами, к сожалению не работающими.
Улица Аристова манила вниз, снова к реке. У старинной усадьбы Соллогубов, содержавших приют и училище для белошвеек, мы, увидев старые ворота, свернули к Распятской церкви.
Войдя в ворота, мы оказались как будто в другом мире — скрытом от городской суеты. Так, в принципе, и должно, наверное, быть в монастыре, ведь до 1930 года здесь он как раз и был.
Монастырский квартал теперь застроен частными домами, сохранились фрагменты стены, руинированная колокольня и церковь Распятия Христова — один из старейших архитектурных памятников города. История храма началась ещё в XVII веке, когда на этом месте стояла деревянная церковь Распятия Господня. В 1702 году на её месте была построена каменная церковь, которая сохранилась до наших дней. С 1930 года здание использовалось под склад. В 1992 году церковь была возвращена верующим и начала свою работу. Внутри церкви можно увидеть иконостас, созданный в XVIII веке, но мы внутрь не попали — храм был закрыт.
Дальнейший наш путь к кремлю лежал мимо собора Николы Белого, но мы туда не заглянули, оставив на потом. Наверное, зря — пишут, что внутри очень красиво — «потом» мы уже спешили на вокзал и не возвращались к нему.
Рядышком с храмом внимание наше привлекло симпатичное кафе с оживлённым, заполненным посетителями двориком. Избушка, в которой расположено кафе, выглядела очень колоритно, а ступени, ведущие во двор, оказались сложенными из кирпичей — изрядную часть которых украшали клейма очень аутентичного вида. Возможно, это были копии с каких-то старинных оригиналов, но уж больно колоритно они смотрелись — так и тянуло задокументировать!
Дубовый кремль в Серпухове был выстроен в 1374 году после того, как князь Владимир Андреевич сделал Серпухов главным городом удельного княжества. Белокаменный кремль был построен в 1556 году для защиты от набегов Крымских татар. Строители каменных стен и башен, постепенно заменяя деревянные укрепления, повторили конфигурацию дубового кремля. Кремль располагался на Соборной (она же Красная) горе, на левом берегу реки Нара. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь фундамент и два фрагмента стены. Один из которых мы сразу и увидели, поднявшись на гору.
Из всех построек внутри кремля в настоящее время сохранился собор Троицы Живоначальной — художественный, ландшафтный и духовный ориентир всего города. Деревянная церковь на месте современного собора появилась в 1380 году. А первый каменный храм был сооружён в XVI веке. Перестроен на средства бывшего священника собора, архимандрита Московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия.
В конце 1930-х годов собор был закрыт. С 1985 года по 2011 год в здании располагался краеведческий филиал Серпуховского историко-художественного музея. С июля 2017 года в храме проводится затянувшаяся реконструкция. Внутрь собора мы не попали, так пришли на гору уже после четырёх часов.
На небольшой площади перед собором существовал административный центр города и округи. Отсюда Серпухов, плативший в казну дань мёдом, управлялся тиунами и наместниками. Их сменили выборные губные старосты и городовые приказчики. К тому же практически постоянно в городе пребывали назначаемые Москвой воеводы, ведавшие военными силами Берега… И вся эта серпуховская власть, административная и военная, размещалась в съезжей и губной избе, воеводском доме, словом, всего в нескольких рубленых домах.
Немного в стороне находился второй кремлёвский храм — церковь преподобного Дмитрия Солунского, упоминаемая с конца XV столетия.
В настоящее время кроме Троицкого собора, фундамента и фрагментов стен кремля на Соборной горе находятся мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне, конюшня и несколько частных домов.
В 1934 году кремль был разобран на материал для строительства Московского метрополитена. Поскольку строительство Московского метро было политической акцией, делать все необходимо было очень быстро. Камень решили взять из самого доступного и ближнего места — из Серпухова. Для этого Серпуховский кремль был разобран примерно в течение года. После этого груз был отправлен в Москву. Однако в конечном итоге камень был забракован.
А на кремлёвском холме остались лишь два крохотных фрагмента стен. Первый мы видели на входе, ко второму поднялись прошли мимо огородов.
Если пройти от этого фрагмента влево по тропинке, то откроется чудесный вид ансамбль посадских храмов «удачно вписанных в городской пейзаж»: Успенская церковь (1744), храмы Ильи пророка (1748) и Троицы (1670).
Ещё дальше тропинка выводит на оборудованную смотровую площадку, с которой ансамбль виден целиком, а также видно Высоцкий монастырь, откуда мы пришли, собор Николы Белого, правый берег Нары...
В телевик можно рассмотреть неопознанную нами руину, вероятно, на территории фабрики «Старая Мыза».
Мы спустились вниз и отправились к Троицкой церкви — очень уж красивыми показались издали её купола.
К большому сожалению церковь оказалась закрыта, открывается только в День Святой Троицы. Шатровая колокольня имеет небольшой крен. Храм сооружён в 1670 году. Южный придел во имя святого Василия Блаженного и трапезная построены в 1714 году. Вероятно, тогда же была построена колокольня. Реставрация проводилась в конце ХХ века. Уже выйдя на улицу и обернувшись ещё раз на церковь, мы увидели сохранившуюся фреску на задней стене.
На 1-й Московской нам попался небольшой скверик, где мы перевели дух перед марш-броском к вокзалу. А рядом здание подстанции с красивым граффити на тему городского пейзажа XIX-XX веков.
Мы вышли на Советскую, прямиком ведущую к Серпуховскому вокзалу и, имея в запасе часа полтора до экспресса, решили пройтись пешком.
Почти сразу же нам повстречалось очень красивое здание городской управы конца XIX века. Памятная табличка на фасаде поведала, что в 1920 году здесь выступал американский писатель-коммунист Джон Рид, а в 1919 — Михаил Калинин. Сейчас здесь расположен музей завода «Металлист».
Очень порадовали нас репродукции картин Серпуховского историко-художественного музея прямо на фасадах зданий сталинской застройки. Причём — в рамах!
Привлекло внимание странное сооружение на крыше. Чтобы это могло быть?
Ещё немного, и мы на вокзальной площади.
Почему-то мы совсем забыли обзавестись обратными билетами — в тульский экспресс, в отличие, например, от выборгской «ласточки», ехать стоя не пускают! Конечно, билетов не было. Пришлось лишний час ждать электричку. Потратили его с пользой — перекусили в привокзальном торговом центре. А Серпухов... Серпухов нам понравился! Обязательно вернёмся, ведь мы столького ещё не увидели!
10 августа 2025