Информация о личности Явбука Гирея всплывает в работе П.П. Короленко "Материалы по истории Кубанского казачьего войска", включенной в "Кубанский сборник. Том 13. Екатеринодар, 1908 год".
Приведем соответствующие выдержки из этой работы.
_____________
Между тем при внутренних смутах Черномории и закубанские хищники не оставались праздными: они усилили свои нападения и прорывы их на нашу сторону день ото дня сделались чаще. В течение 1797 года, производя постоянно каждый месяц по несколько вторжений в наши пределы, черкесы успели нанести жителям немаловажный урон: убили казаков 7, взяли пленными 16, уворовали рогатого скота 235 штук и лошадей 105. Хотя в последствии времени, по сношению генерала Михельсона с анапским пашею, сие похищения черкесами возвращены, но безнаказанность за нападения соделывали их более дерзкими и как бы поощряли к дальнейшим злодеяниям.
Впрочем, произведя грабежи у черноморцев, они не щадили и своих единоверцев, нам преданных и мирно живущих над Кубанью. Враждебные абазехи беспрерывными нападениями и разорением прибрежных аулов довели до того владельцев Пшедухского племени Явбука Гирея и Сапсугского султана Али Шеретлук-Оглу, что они опасаясь лишиться последнего имущества, а может быть и свободы, и не имея средств ни противиться злодеям, ни отвратить их нападений, убедительно просили Котляровского принять их со всеми подвластными им народами, числом более 2000 человек, не включая женского пола, в подданство России и позволить переселиться на войсковую землю.
Котляровский, принимая в соображение пользу, могущую произойти от сего переселения мирных закубанцев, представил о том на разрешение военного губернатора графа Коховского, который донес Государю Императору. Его Величество Всемилостивейше соизволил на принятие сих владельцев в подданство и покровительство России и повелел для поселения их отвести в Черномории достаточное количество земли, на местах, не заселенных казаками. Исполняя волю Высочайшую, Котляровский с общего совета в войсковом правительстве и по согласию султана Али Шеретлук-Оглу назначил ему и подданым его землю при устье реки Ангелика, в 60 верстах от Кубани, позволяя пользоваться им всеми угодьями рыбной ловли и хлебопашества, наравне с казаками, там жившими. Явбук же Гирей, не находя выгодною для своего поселения землю, занятую султаном Али, просил Котляровского позволить ему селиться со своими подданными в местах лесистых, по правому берегу Кубани. По представлению о том Государю Императору, последовало милостивое разрешение и Явбук со своими подданными поселился над Кубанью. К нему тогда же переселились из-за Кубани прибрежные владельцы Темиргойский Безрук Бей Арсалан-Гирей, Бей Джанайский, Мисаф Бей и Нагайский султан Шахан Гирей со своими семействами и крестьянами.
Но и таковая милость была пагубна для Черномории. Явбук Гирей недолго оказывал преданность к России; раскаяние и тоска по дикой родине склонила его к бегству. Он 30-го Сентября с 200 душ обоего пола обратно перенаправился за Кубань, и дабы избегнуть гнева Анапского паши за переселение на нашу сторону, уверил его, что черноморцы силою заставили его переселиться. Паша поверил изменнику и требовал от Котляровского возврата и остальных 1380 душ его подданых, которые не хотели вместе с ними изменить России. Котляровский по распоряжению начальства выпустил всех пожелавших обратиться за Кубань, забыв оказанное им покровительство, сделались злейшими нашими врагами; зная с точностью кордонную линию, они долго служили проводниками хищникам в их набегах на пограничные черноморские селения и производили лютые грабежи. Кроме же сего зла, войско потеряло без возврата слишком 8000 рублей, употребленными на их продовольствие во время жительства на сей земле.
...
Черкесы внимательно наблюдали наши действия и, заметив такие распоряжения по границе, приняли со своей стороны деятельнейшие меры к отысканию удобства производить по прежнему свои злодейские вторжения в наши пределы; они устроили разъезды, и разделясь на многие шайки, под главным начальством изменника Явбука Гирея, стремились к грабежам. Осторожность наша и военные хитрости были внимательно замечаемы закубанцами, они ими пользовались и становились день ото дня хитрее и непримиримее.
...
5 июня (1800 года) отряд наш переправился за Кубань. Бурсак с конными казаками был командирован вперед и первый завязал дело с черкесами, собравшимися чтоб остановить наши действия. Подкрепляемый генералом Драшкевичем с пехотой, он сбил неприятеля с занятых им крепких позиций, смешал его, обратил в бегство и преследовал до самих гор. Отчаянное мужество черкесов, к защите жилищ своих употребленное, было бесполезно. Отряд наш атаковал их со всех сторон, прогнал в ущелья гор, зажег три аула владельцев Арсалан-Гирея и брата его Девлета, взял в плен 20 человек, рогатого скота 1500 штук, 4000 овец, несколько лошадей, множество разной домашней рухляди и благополучно возвратился в свои пределы.
С другой стороны в тоже время капитан Кобеняк с казаками был послан для наказания самого изменника Явбук-Гирея. Он так же счастливо окончил экспедицию: на всех пунктах поразил злодейские шайки, прогнал их в горы и, предавши огню аул султана Магмета, захватил в оном 500 штук рогатого скота, 2000 овец и большое количество разных вещей.