Найти в Дзене
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Как гламурные девицы «няшные» иконы изобрели, и Почему не вписываются в церковные каноны современные иконографии

Оглавление

Мощную, энергетическую поддержку, живую веру, унаследовали мы у наших предков. Следуя канонам, миллионы россиян ежегодно отмечают главные христианские праздники. Почти в каждом доме имеются образа святых. Иконопочитание – важный элемент каждой церковной службы. Вглядываясь в них, мы слово открываем окно в мир Царствия Небесного, мысленно обращаемся к Богу и надеемся на его милость.

На протяжении тысячелетий иконы создавались в соответствии строгим правилам. Однако, сегодня все чаще находятся желающие внести преобразования даже в иконописи. Уместно ли это? Правильно ли? К чему могут привести поиски «оригинального» образа?

Икона не идол, а связь с космосом

Согласно преданию, первым учеником Иисуса в иконописном искусстве считается талантливый художник Лука. Именно его образ «Богородица с младенцем» стал основой для всех последующих изображений. В первые века истории находилось много желающих передать библейские события с помощью красок.

Однако, далеко не каждая работа становилась иконой. В римских катакомбах археологи нашли ряд таких картин. Только в четвертом веке сложились основные принципы написания классических образов, которые соблюдается и сегодня.

«Троица». А.Рублев
«Троица». А.Рублев

Например: покрытие деревянной доски грунтовкой; использование темперы, краски из природных материалов на яичном желтке; золочение элементов и покрытие олифой. По мере распространения христианства на Руси, появились уникальные русские стили, которые стали обрастать традициями.

Так, в Новгородском центре двенадцатого века свои динамичные композиции мастера писали легкими линиями, наполняли все детали только яркими красками. Образовавшаяся в четырнадцатом веке, в Пскове, школа иконописи призывала к созданию исключительно строгой композиции.

Прорисовывая детали, шаг за шагом художники добивались глубоких, насыщенных оттенков. В Москве, с пятнадцатого века, на полотнах иконописцев мягкость, гармония духовного и материального начала сменила драматизм и суровость. Главное, чему придерживались все иконописцы это «иконописные подлинники».

«Деисус». Феофан Грек.
«Деисус». Феофан Грек.

В них, со слов современников, строго прописан внешний вид каждого святого. Имеются здесь и рекомендации к надписям, мелким предметам - атрибутам, которые сопутствуют каждому конкретному образу. Строго- настрого запрещает этот документ «живоподобие» образов. Именно об этом и забывают порой современные иконописцы.

В духовном мире нет теней, у святых нет морщин на теле, зато имеется подобие сияния, лучезарности. Еще, в иконе всегда соблюдена обратная перспектива, так как нацелена она прямо в сердце зрителя. Не каждому, даже самому талантливому мастеру, удается создать ощущение святости лика.

Одних знаний явно не достаточно, художнику необходимы еще вера, надежда и любовь - к Богу, ко всем христианам.

Секрет золотого сечения, или тайна настоящего иконописца

Молитвенный труд, знание канонов и истинная преданность искусству помогли нашим современникам создать настоящие шедевры. Художники Андрей Давыдов, м. Иулиания (Соколова), Ирина Ватагина, Вера Карпова несомненно, стали достойными преемниками классической школы иконописи.

Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️

Культурология

Однако, встречаются и очень спорные работы. Грузинский иконописец, Лаша Дарбуашвили, получил благословение от священнослужителя Крестовоздвиженского храма, создал новый образ «Матерь Смирения». На первый взгляд композиция максимально приближена к жизни простых обывателей, и никак не небожителей.

«Матерь Смирения». Лаша Дарбуашвили
«Матерь Смирения». Лаша Дарбуашвили

По библейским сюжетам, и Мария, и сын ее – Христос, знали о своем предназначении, и изначально, скорбеть о будущем конце не могли. Любящий сын Христос не позволил бы себе рыдания на коленях матери. Он заботился о ней, и как никто понимал, насколько маме тяжело жить с грузом знания о его пути.

Написанная с нарушением многих правил, эта икона вызывает, несомненно, бурю эмоций, ну никак не связанных с православием. И, уж тем более, желание молиться не выявит. В наши дни жизнь обывателя полна всеразличных свобод. Вседозволенность порождает пороки.

«Вифлеемское чудо». Леонардас Гутаускас
«Вифлеемское чудо». Леонардас Гутаускас

Многие начинающие художники, в поисках своего стиля, даже не получив на это благословление от священнослужителей, смело берутся писать иконы. В погоне за копеечкой, славой и признанием создаются псевдо - шедевры, которые называют новым направлением.

Однако, именно в иерархичности построения, в смирении перед канонами, создаваемыми отцами на протяжении многих веков, скрыт смысл нашей веры. Подобно математической формуле, икона должна иметь ряд знаков и символов, соответствовать стандарту.

Не всяк болезненный, да святым станет

Всякая ересь начинается с отступления, порождает раскол и вносит смуту в сердца. Последнее время, желая быть модными, иконописцы следуют заказам обывателей. Они нарушают литургичность, истину Боговоплощения и Искупительность Крестной жертвы Спасителя.

Каноничная икона не должна иметь лишних элементов: украшений, символов, предметов. Все строго по протоколу, по тексту Библии, Завета или Жития святых. Иначе, паства, следуя за «псевдоиконой» может угодить в сети к аферистам.

«Воскрешающая Русь».
«Воскрешающая Русь».

Именно так получилось с иконой «Воскрешающая Русь», на которой Мария разбрасывает крестики. Тот, кто принял от Божей матери крест, стоят во весь рост в предвкушении райских услад.Не принявшие – грешники, уползающие согнутыми, подобно букашкам.

Написана она после того, как приснилась некой даме. Поклонение такому лику в Пятигорске привело к возникновению секты.На самом деле, от Богородицы не может исходить ничего, кроме благодати и мира. Она не может вредить человечеству, ибо знает, насколько важен был подвиг Христа.

Автор лже - иконы «Дары Дающая» переиначил все, что положено было учитывать при написании. Мария предстает перед нами как будто Христос, в архиерейском обличии, белых одеждах, как священница. Над ней размещено изображение неканонического Бога Саваофа.

«Дары дающая».
«Дары дающая».

Вся композиция напоминает католические мотивы, но даже там, вместо Марии, расположен Христос. Образы всегда складываются в картину «святой троицы» - отца (Бог), сына (Христос) и святого духа. Богородица не была миссией, она лишь его родитель.

В начале двадцать первого века появилась модная тенденция на иконографию царской семьи. Детей, жену, даже самого царя изображают в виде святых. Однако, человек не может стать святым только потому, что претерпел смерть от другого человека, и уж тем более он не должен выступать как «искупитель грехов человеческих».

Лик цесаревича Алексея в 2025 г Империя, Мужской портрет.
Лик цесаревича Алексея в 2025 г Империя, Мужской портрет.

Все, что пишется на иконе, должно быть во имя Бога и во славу Его. Желание придать портретную схожесть, в угоду гламурным почитателям, сводит все попытки по созданию святого лика на нет. Вот, например, Святой мученик царевич Алексей.

Улыбка, свежесть тела, открытый горящий взгляд скорее манит к грешным раздумьям, нежели заставляет думать о вечном.Удивляют натруженные руки юноши. Сложенные в крест ладони, как после причастия, почему то слишком разнятся с лицом по возрасту.

Зеркальное отображение императрицы и великих княжон также далеки от вечности. Они ярки, румяны, свежи. На одеждах нет символических знаков Небесного Иерусалима.

Икона страстотерпцев Романовых царской семьи.
Икона страстотерпцев Романовых царской семьи.

И, уж те более, никак не вписываются в каноны современные изображения, созданные по мотивам катастроф: Чернобыльская трагедия, Беслан, Буденновск, Подводная лодка «Курск» и другие.

❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Мы все скорбим по поводу невинно убиенных, разделяем с родственниками боль потери. Однако, Вселенская жертвенность Христа все таки должны стоять на порядок выше.

«Христос, благословляющий детей, пострадавших от радиации».
«Христос, благословляющий детей, пострадавших от радиации».

В наши дни ходить в церковь стали многие, и это радует. Вот только далеко не все делают это от чистого сердца. Увы, времена такие: модно, значит идем. По той же самой причине возникает у художников желание иконы писать. Не зная основ, подстраиваются лики под те изображения, которые «лайки» в интернете соберут.

«Царь –искупитель».
«Царь –искупитель».

Вот и появляются милые, славные герои, которые ближе к лубковым картинкам, или мультипликации. Они милы и не более, нет в них святости. Но не сможет ми-ми-мишный персонаж проникнуть в сердце настолько, чтоб задумался человек о вечном. В этом смысл созерцания иконы. Об этом читайте : Истоки православия: древние византийские иконы из музеев Львова.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020925/64746/

-12