Мощную, энергетическую поддержку, живую веру, унаследовали мы у наших предков. Следуя канонам, миллионы россиян ежегодно отмечают главные христианские праздники. Почти в каждом доме имеются образа святых. Иконопочитание – важный элемент каждой церковной службы. Вглядываясь в них, мы слово открываем окно в мир Царствия Небесного, мысленно обращаемся к Богу и надеемся на его милость.
На протяжении тысячелетий иконы создавались в соответствии строгим правилам. Однако, сегодня все чаще находятся желающие внести преобразования даже в иконописи. Уместно ли это? Правильно ли? К чему могут привести поиски «оригинального» образа?
Икона не идол, а связь с космосом
Согласно преданию, первым учеником Иисуса в иконописном искусстве считается талантливый художник Лука. Именно его образ «Богородица с младенцем» стал основой для всех последующих изображений. В первые века истории находилось много желающих передать библейские события с помощью красок.
Однако, далеко не каждая работа становилась иконой. В римских катакомбах археологи нашли ряд таких картин. Только в четвертом веке сложились основные принципы написания классических образов, которые соблюдается и сегодня.
Например: покрытие деревянной доски грунтовкой; использование темперы, краски из природных материалов на яичном желтке; золочение элементов и покрытие олифой. По мере распространения христианства на Руси, появились уникальные русские стили, которые стали обрастать традициями.
Так, в Новгородском центре двенадцатого века свои динамичные композиции мастера писали легкими линиями, наполняли все детали только яркими красками. Образовавшаяся в четырнадцатом веке, в Пскове, школа иконописи призывала к созданию исключительно строгой композиции.
Прорисовывая детали, шаг за шагом художники добивались глубоких, насыщенных оттенков. В Москве, с пятнадцатого века, на полотнах иконописцев мягкость, гармония духовного и материального начала сменила драматизм и суровость. Главное, чему придерживались все иконописцы это «иконописные подлинники».
В них, со слов современников, строго прописан внешний вид каждого святого. Имеются здесь и рекомендации к надписям, мелким предметам - атрибутам, которые сопутствуют каждому конкретному образу. Строго- настрого запрещает этот документ «живоподобие» образов. Именно об этом и забывают порой современные иконописцы.
В духовном мире нет теней, у святых нет морщин на теле, зато имеется подобие сияния, лучезарности. Еще, в иконе всегда соблюдена обратная перспектива, так как нацелена она прямо в сердце зрителя. Не каждому, даже самому талантливому мастеру, удается создать ощущение святости лика.
Одних знаний явно не достаточно, художнику необходимы еще вера, надежда и любовь - к Богу, ко всем христианам.
Секрет золотого сечения, или тайна настоящего иконописца
Молитвенный труд, знание канонов и истинная преданность искусству помогли нашим современникам создать настоящие шедевры. Художники Андрей Давыдов, м. Иулиания (Соколова), Ирина Ватагина, Вера Карпова несомненно, стали достойными преемниками классической школы иконописи.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️
Однако, встречаются и очень спорные работы. Грузинский иконописец, Лаша Дарбуашвили, получил благословение от священнослужителя Крестовоздвиженского храма, создал новый образ «Матерь Смирения». На первый взгляд композиция максимально приближена к жизни простых обывателей, и никак не небожителей.
По библейским сюжетам, и Мария, и сын ее – Христос, знали о своем предназначении, и изначально, скорбеть о будущем конце не могли. Любящий сын Христос не позволил бы себе рыдания на коленях матери. Он заботился о ней, и как никто понимал, насколько маме тяжело жить с грузом знания о его пути.
Написанная с нарушением многих правил, эта икона вызывает, несомненно, бурю эмоций, ну никак не связанных с православием. И, уж тем более, желание молиться не выявит. В наши дни жизнь обывателя полна всеразличных свобод. Вседозволенность порождает пороки.
Многие начинающие художники, в поисках своего стиля, даже не получив на это благословление от священнослужителей, смело берутся писать иконы. В погоне за копеечкой, славой и признанием создаются псевдо - шедевры, которые называют новым направлением.
Однако, именно в иерархичности построения, в смирении перед канонами, создаваемыми отцами на протяжении многих веков, скрыт смысл нашей веры. Подобно математической формуле, икона должна иметь ряд знаков и символов, соответствовать стандарту.
Не всяк болезненный, да святым станет
Всякая ересь начинается с отступления, порождает раскол и вносит смуту в сердца. Последнее время, желая быть модными, иконописцы следуют заказам обывателей. Они нарушают литургичность, истину Боговоплощения и Искупительность Крестной жертвы Спасителя.
Каноничная икона не должна иметь лишних элементов: украшений, символов, предметов. Все строго по протоколу, по тексту Библии, Завета или Жития святых. Иначе, паства, следуя за «псевдоиконой» может угодить в сети к аферистам.
Именно так получилось с иконой «Воскрешающая Русь», на которой Мария разбрасывает крестики. Тот, кто принял от Божей матери крест, стоят во весь рост в предвкушении райских услад.Не принявшие – грешники, уползающие согнутыми, подобно букашкам.
Написана она после того, как приснилась некой даме. Поклонение такому лику в Пятигорске привело к возникновению секты.На самом деле, от Богородицы не может исходить ничего, кроме благодати и мира. Она не может вредить человечеству, ибо знает, насколько важен был подвиг Христа.
Автор лже - иконы «Дары Дающая» переиначил все, что положено было учитывать при написании. Мария предстает перед нами как будто Христос, в архиерейском обличии, белых одеждах, как священница. Над ней размещено изображение неканонического Бога Саваофа.
Вся композиция напоминает католические мотивы, но даже там, вместо Марии, расположен Христос. Образы всегда складываются в картину «святой троицы» - отца (Бог), сына (Христос) и святого духа. Богородица не была миссией, она лишь его родитель.
В начале двадцать первого века появилась модная тенденция на иконографию царской семьи. Детей, жену, даже самого царя изображают в виде святых. Однако, человек не может стать святым только потому, что претерпел смерть от другого человека, и уж тем более он не должен выступать как «искупитель грехов человеческих».
Все, что пишется на иконе, должно быть во имя Бога и во славу Его. Желание придать портретную схожесть, в угоду гламурным почитателям, сводит все попытки по созданию святого лика на нет. Вот, например, Святой мученик царевич Алексей.
Улыбка, свежесть тела, открытый горящий взгляд скорее манит к грешным раздумьям, нежели заставляет думать о вечном.Удивляют натруженные руки юноши. Сложенные в крест ладони, как после причастия, почему то слишком разнятся с лицом по возрасту.
Зеркальное отображение императрицы и великих княжон также далеки от вечности. Они ярки, румяны, свежи. На одеждах нет символических знаков Небесного Иерусалима.
И, уж те более, никак не вписываются в каноны современные изображения, созданные по мотивам катастроф: Чернобыльская трагедия, Беслан, Буденновск, Подводная лодка «Курск» и другие.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇
Мы все скорбим по поводу невинно убиенных, разделяем с родственниками боль потери. Однако, Вселенская жертвенность Христа все таки должны стоять на порядок выше.
В наши дни ходить в церковь стали многие, и это радует. Вот только далеко не все делают это от чистого сердца. Увы, времена такие: модно, значит идем. По той же самой причине возникает у художников желание иконы писать. Не зная основ, подстраиваются лики под те изображения, которые «лайки» в интернете соберут.
Вот и появляются милые, славные герои, которые ближе к лубковым картинкам, или мультипликации. Они милы и не более, нет в них святости. Но не сможет ми-ми-мишный персонаж проникнуть в сердце настолько, чтоб задумался человек о вечном. В этом смысл созерцания иконы. Об этом читайте : Истоки православия: древние византийские иконы из музеев Львова.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020925/64746/