Вспоминая плеяду выдающихся советских актеров, мы обычно называем такие имена, как Высоцкий, Миронов, Боярский, Абдулов. Сергей Юрский зачастую упоминается во вторую очередь. Возможно , это обстоятельство является отражением его биографии, лишенной громких скандалов и поводов для сплетен, которыми изобиловали жизни многих его коллег.
При упоминании Сергея Юрского в памяти моментально всплывают три знаковые актерские работы: Остап Бендер в экранизации «Золотого теленка» , обаятельный дядя Митя в комедии «Любовь и голуби» и ВикНикСор в «Республике ШКИД».
Его жизненный путь кажется удивительно нетипичным для актерской среды. В его биографии не прослеживается ни разрушительных зависимостей, ни бурных страстей, присущих, например, Высоцкому. Мы не находим в ней интеллигентного адюльтера, как у Соломина, или роковых увлечений, подобных тем, что были у Скирды или Скобцевой. О Юрском практически невозможно написать сенсационных «скандалов и расследований». Он прожил в браке полвека , до последних дней своей жизни. Его карьера была впечатляющей: шесть десятилетий на театральной сцене и в кино, а также годы плодотворной литературной деятельности.
Начало пути и семейные корни
Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года. По солнечному знаку Зодиака он «поздние» Рыбы, и этот знак , по мнению астрологов, ему полностью соответствует: спокойный, вдумчивый, иногда мечтательный, не склонный к конфликтным ситуациям и склокам.
Говоря о Сергее Юрском, нельзя обойти стороной судьбу его отца, Юрия Жихарева. Это был яркий человек с необычной биографией. Юрий Сергеевич был дворянином , русским по национальности, родом из Стародуба Брянской губернии Российской империи. Впоследствии его путь пролегал через Москву и Ленинград.
В сталинские времена Юрский-старший руководил цирком. Однако эта должность не гарантировала спокойной жизни. Вскоре после рождения сына Сергея семья была отправлена в ссылку в Саратов из-за своего дворянского происхождения. Спустя два года Юрские получили разрешение вернуться в Ленинград , где им выделили комнату в коммунальной квартире. Отца приняли в партию, позволили вернуться к руководству цирком, и уже в 1943 году он возглавил художественное руководство всей системой цирков СССР. Он искренне верил в идеалы коммунизма и правое дело партии, из которой, впрочем, был исключен уже через пять лет.
Когда началась война, семья находилась на отдыхе в Сочи. Оттуда им удалось добраться только до Москвы, где остался отец , отправивший жену и сына в эвакуацию в узбекский Андижан. Воссоединились они лишь год спустя, поселившись прямо за кулисами Московского цирка, которым руководил Юрий Сергеевич.
Мать актера имела еврейские корни. Сам Сергей Юрский неоднократно подчеркивал , что, хотя в нем и течет еврейская кровь, он всегда ощущал себя русским и относил себя к русскому этносу.
От юриспруденции к сцене
Окончив школу с золотой медалью, Сергей столкнулся с неудачей на экзаменах в школу-студию МХАТ. Поддавшись уговорам родителей, он поступил на юридический факультет Ленинградского университета. До третьего курса , пока стремление к актерству не перевесило юриспруденцию, он параллельно занимался в популярном тогда университетском театре.
Педагоги Ленинградского театрального института, куда он в итоге поступил, видели в молодом человеке комедианта. Однако сам Юрский с упорством прорабатывал драматические роли. Педагог Леонид Макарьев поддержал стремления своего ученика. Роль Карандышева в «Бесприданнице» они проработали настолько глубоко , что уже после второго курса Юрского пригласили в Большой драматический театр имени Горького.
Кино и личная жизнь
Широкая кинослава пришла к Юрскому после роли интеллигентного и справедливого директора школы-интерната для беспризорников в картине «Республика ШКИД» (1966). Его стали узнавать на улицах. В то время он развелся со своей первой женой , детей в браке не было. Однако известность и узнаваемость, судя по всему, не вскружили ему голову или, по крайней мере, не оставили заметного следа в его биографии.
Визитной карточкой Юрского по праву считается Остап Бендер из экранизации романа «Золотой теленок». Эксперты неоднократно сходились во мнении , что в его исполнении герой получился наиболее ярким и убедительным. Впрочем, некоторые зрители все равно отдают предпочтение Миронову.
На пике своего киноуспеха Юрский женился во второй раз на коллеге по театру Наталье Теняковой, которая нравилась ему еще во времена первого брака. Брак с Теняковой продлился без малого 50 лет , до последних дней жизни артиста. В этом браке родилась дочь Дарья, которая также стала актрисой. Сергей и Наталья придерживались строгих принципов воспитания, даже обращались к дочери исключительно по полному имени, без уменьшительно-ласкательных форм. От Даши они ожидали безупречной успеваемости и неукоснительного выполнения установленных домашних обязанностей. График девочки был расписан практически до минуты. Возможно , с таким воспитанием связано то, что спустя годы она влюбится в жесткого, деспотичного коллегу, который будет её «строить», и примет это за любовь. Но это уже совсем другая история.
Новый этап в Москве
В середине 1970-х годов Юрский был уволен из БДТ, где служил с 1957 года. Начались преследования, связанные с происхождением отца и с высказываниями самого Юрского. Сергей Юрьевич с семьей переехал в Москву , в 43 года начав жизнь с чистого листа. Будучи принятым в Театр имени Моссовета, хоть и не без оговорок, он все же реализовал здесь свою мечту о режиссуре. Он играл сам и ставил спектакли на сцене театра «Школа современной пьесы». При этом он все реже снимался в кино, не чаще двух-трех фильмов в год. В 1979 году он сыграл роль врача Груздева в многосерийном телефильме «Место встречи изменить нельзя». И вышел на новый виток всенародной любви , сыграв, пожалуй, максимально далекий от себя самого персонаж – дядю Митю в комедии «Любовь и голуби».
Кстати, в этой же комедии снималась и его жена, актриса Наталья Тенякова. Ей на тот момент было всего 38 лет , что делает её перевоплощение в пожилую женщину еще более впечатляющим.
Несмотря на комедийную роль, Юрский на тот момент переживал депрессию. О своем отчаянии в связи с увольнением из БДТ Юрский откровенно написал в своей книге «Жест». Тот период отчаяния, захватив начало перестройки , продолжался довольно долго. Впрочем, перестройку и развал Союза тяжело переживали, наверное, почти все за исключением единиц.
Будучи человеком, чуждым дешевой популярности и легких путей, Юрский создает свой уникальный Театр одного актера , становится чтецом литературных произведений и сам начинает писать.
Наследие и взгляд на искусство
Сергей Юрский – человек, который всю свою жизнь посвятил работе и искусству. Он не запятнал свою репутацию интрижками , зависимостями, склоками с коллегами. В нынешнее время таких артистов уже нет, но сейчас и культурный код изменился.
«Сегодня, не удивив публику, не поразив ее чем-то эдаким, зал не удержать. Так что признаюсь вам: я безмерно счастлив , что хотя бы застал то время, когда слово было ценно, было в почете. Когда я читал программу, состоящую из отрывков из «Евгения Онегина» Пушкина, когда читал Зощенко и Булгакова, то приходилось вызывать наряды милиции, чтобы не было толпы, чтобы не сломали дверь. За словом шли! Это было искусство , к которому шли, как за правдой. И это не были запрещенные авторы. Это был «Онегин»! Сейчас уже это миновало, прошло»
Сергей Юрский скончался в 2019 году, ему было 83 года. В последние годы жизни он продолжал читать со сцены стихи и прозу , собирая полные залы преданных слушателей. Наталья Тенякова пережила своего супруга на шесть лет.
🎀 Спасибо, что читаете нас! Если вам близки наши истории, поддержите нас — это поможет создавать ещё больше интересных материалов для вас.