Не стало великого русского композитора – Родиона Щедрина, автора 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов и многих других произведений. Практически все оперы и балеты Щедрина были созданы по мотивам произведений русских классиков: Гоголя, Чехова, Лескова, Толстого.
И, конечно же, имя Щедрина неразрывно связано с его Музой – великой балериной Майей Плисецкой, для которой он писал балеты.
«В голове одна музыка»
«Аргументы и факты» связывала долгая дружба с Родионом Щедриным и Майей Плисецкой – знаменитая пара приезжала в наш особняк на Мясницкой много раз. А уж сколько раз великий композитор дал интервью для «АиФ», и не сосчитать. И каждый раз Родион Константинович подчёркивал: «Мы с Майей очень любим вашу газету, читаем каждый выпуск. Передавайте огромный привет сотрудникам редакции. Майя Михайловна всегда в Мюнхене говорила: «Давай съездим на вокзал, купим новый «АиФ».
Конечно, бывал и «АиФ» в гостях у знаменитой пары. Сегодня много говорят о Музее-квартире М. М. Плисецкой на Тверской, 25/9: он появился, когда Родион Константинович после смерти Майи Михайловны передал в дар государству их московскую квартиру. Но квартир на самом деле было две: располагались они по соседству, дверь в дверь. В одной – царство Майи Плисецкой: белая круглая гостиная с её афишами, статуэтками, портретами. Другая – владение Родиона Щедрина: рояль, огромные книжные шкафы, стопки партитур.
Помню, Родион Константинович рассказывал: «Когда Майя вышла за меня замуж, одна балерина Большого театра спросила её: «Как можно жить с человеком, у которого в голове одна музыка?» «Можно, и очень даже неплохо можно», – ответила Майя».
Союз Щедрина и Плисецкой состоялся благодаря музе Владимира Маяковского Лиле Брик – именно она познакомила молодого талантливого композитора с балериной. «Лиля любила сводить тех, кому она симпатизировала, кого считала одарёнными людьми, – вспоминал Щедрин в очередной беседе с «АиФ». – Я ей навсегда благодарен за наше с Маечкой знакомство. Знаете, меня всегда считали большим любителем балета. Но это не так. Балетоманом я себя назвать не могу. Я – Майяман, Майя была моей Музой. Она была не только великой балериной, но и человеком великим... У неё можно было жизненной мудрости поучиться. Майя очень любила пословицу: «Сладок будешь – расклюют, горек будешь – расплюют». В 29 лет он посвятил Плисецкой оперу «Не только любовь».
В начале их отношений Майя забеременела. Но сделала аборт. В одной из наших бесед я осторожно задала вопрос Родиону Константиновичу: не сожалеет ли он, что у них, двух таких талантливых людей, нет детей? Ведь это мог быть гений... «В прошлое не всегда хочется заглядывать, потому что ничего не можешь скорректировать, – ответил тогда «АиФ» Родион Щедрин. – Только себя растравлять. После родов с любой женщиной происходят изменения. Многие балерины потеряли свою профессию. Хочешь не хочешь, и Майя Михайловна пишет об этом в своей книге, надо было делать выбор».
Их брак продлился 57 лет, став одной из самых красивых историй любви.
«Он не был мягким»
«Щедрин свою жизнь посвятил жизни Плисецкой, – рассказывает «АиФ» 92-летний двоюродный брат Майи Плисецкой Борис Мессерер, создавший сценографию балета «Кармен-сюита» 1967 года. – Он написал в короткий срок «Кармен-сюиту», тем самым дав возможность Большому театру поставить именно спектакль, а не концертный номер, как сначала хотело руководство театра. Приглашение с Кубы балетмейстера Альберто Алонсо – это вообще была громкая история. Большой театр был очень консервативен. Иностранный балетмейстер? Даже думать об этом было нельзя. Даже если это дружественная нам Куба, как в случае с Алонсо. Но Майя пробила эту стену. А Щедрин способствовал ей ещё и тем, что написал музыку. Что же касается их личных отношений, Майя Михайловна всегда была несколько категоричной, а Щедрин её как-то смягчал. Но он не был мягким человеком. Майе он безумно помогал и способствовал её успехам, как мог, написав ещё «Анну Каренину», «Чайку» и так далее».
«Мой последний разговор с Родионом Константиновичем был в кабинете Гергиева, – вспоминает в беседе с aif.ru заслуженный артист РФ, солист Большого театра, партнёр Плисецкой во всех балетах Родиона Щедрина Виктор Барыкин. – «А давайте сейчас Родиону Константиновичу позвоним», – сказал Гергиев. Он набрал телефон, Щедрин был в Мюнхене. «Родион Константинович, у меня для вас сюрприз». И Родион Константинович очень тёплые слова обо мне сказал по громкой связи: «Витька хорошо всё знает, что касается моих балетов. Он всем поможет, всегда обращайтесь к нему». В спектаклях на музыку замечательного композитора Щедрина я был партнёром Майи Михайловны и в «Чайке», и в «Кармен-сюите», и в «Анне Карениной». Всегда рад был танцевать под произведения Щедрина. Хотя у Родиона Константиновича достаточно сложная музыка, особенно в «Чайке». Но всегда любимая. Щедрин говорил: «Только ты можешь спеть мою музыку». Я правда начинал напевать, когда репетировал... Также я бессчётное количество раз ставил потом его спектакли в разных городах и странах.
Родион Константинович был доброжелательным человеком. Даже если ему что-то не нравилось, он пытался смягчить ситуацию и объяснить по-человечески, не делая из этого проблему и трагедию.
Помню один момент перед премьерой «Анны Карениной» в Мариинском театре. По сюжету на сцену выезжал поезд и должен был поворачиваться. И когда на генеральной репетиции один вагон начал поворачиваться, проломилось дно и раздался дикий скрежет. Я сразу вскочил и побежал к Майе Михайловне – они с Родионом сидели в ложе. Плисецкая начала возмущаться: «Ну вот, как всегда! Всё время что-то происходит!» А Родион начал её успокаивать: «Майя, успокойся, завтра всё будет хорошо».
На премьере всё прошло успешно... И эта история очень отражает их взаимоотношения. Майя, как правило, очень импульсивно реагировала. А Родион всегда пытался направить её эмоции в нужное русло. И всегда поддерживал её. Недаром Плисецкая завещала смешать её прах и Щедрина. И развеять над Россией».
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». Эти строки Александра Сергеевича Пушкина, мне кажется, вполне могли бы быть адресованы союзу Щедрина и Плисецкой. Любовь — мелодия. Мелодия их любви двигала их духовный мир к вершинам искусства, - объяснил aif.ru режиссёр, драматург, основатель и художественный руководитель Московского театра «У Никитских ворот» Марк Розовский. - Ведь, что такое великий композитор? Это изобретатель звуков, не просто звуков, а звуков особого типа, звуков, сложенных в определённую гармонию. И в этом смысле Щедрин был мастером, с одной стороны, очень доходчивой музыки. Он даже сочинял песни для фильмов, и эти песни, например, «Не кочегары мы, не плотники», пела вся страна. В общем, такая незатейливая мелодия, которая ложилась, как говорится, на сердце, и все, кто видел картину с участием Николая Рыбникова (из кинофильма 1957 года «Высота». – Ред.), помнят эту песенку. Но Щедрин, он, конечно, сочинял и очень сложные музыкальные произведения, я бы сказал невероятной сложности. И оставался современным композитором. Он написал музыку для балета «Конёк-горбунок», вроде бы детский, но такой философский сюжет, и одна из вершин нашей национальной культуры. Он сочинял музыку для чеховских сюжетов: сделал «Чайку» в балетной интерпретации в Большом театре. Я помню балет, я был на премьере. И мне было интересно узнать в Щедрине ещё и автора либретто своих собственных опер. То есть он, как правило, не давал никому из драматургов сочинять либретто, потому что музыкальное мышление требовало того, чтобы он сам прочувствовал музыкальные решения в драматургии и сам для себя создавал сценарии, можно сказать, балетные пьесы. И он не просто мастер, а большой мастер, великий мастер. И его творчество, его наследие, конечно, будет принадлежать нам и следующим за нами поколениям».
Вместо эпилога
«Вечно, неизменно, навсегда»
«Эта семья невероятно любимая и уважаемая нами, – призналась «АиФ» народная артистка РФ Илзе Лиепа, ставшая первой российской балериной, исполнившей после Плисецкой партию Кармен в балете «Кармен-сюита» Ж. Бизе на музыку Р. Щедрина. – Уход Щедрина – невероятная утрата для нашего искусства. Такое ощущение, что закончилась эпоха большого композитора. То, что Щедрин дал русской музыке и балетному искусству, создав столько спектаклей для Майи Михайловны, наверное, самое большое подтверждение его любви. На каждой его партитуре написано: «Майя Плисецкая. Вечно», «Майя Плисецкая. Неизменно», «Майе Плисецкой навсегда».
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo