SHAPE \* MERGEFORMAT
Вы совершенно правы, Познавательная деятельность, в отличие от Коммуникативной, действительно предполагает более активное и осознанное использование понятий и терминов. Вот почему:
Познавательная деятельность:
Цель: Получение, систематизация и структурирование знаний об окружающем мире. Основная цель — понять, как устроен мир, каковы его закономерности, и как мы можем использовать эти знания.
Основные процессы:
Восприятие: Получение информации через органы чувств.
Внимание: Концентрация на определенных объектах или явлениях.
Память: Запоминание и сохранение информации.
Мышление: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей.
Воображение: Создание новых образов и представлений.
Роль понятий и терминов: Крайне важна!
Организация знаний: Понятия и термины служат для классификации и организации информации, позволяя нам создавать логические структуры и системы знаний.
Формирование абстракций: Понятия позволяют нам абстрагироваться от конкретных объектов и явлений и мыслить на более высоком уровне обобщения.
Логическое мышление: Термины и понятия необходимы для осуществления логических операций (выводов, доказательств, аргументации).
Научное познание: Наука, как высшая форма познавательной деятельности, невозможна без строгого использования терминологии и понятийного аппарата.
Примеры:
Изучение законов физики с использованием понятий “сила”, “масса”, “ускорение”.
Классификация растений по семействам и видам с использованием ботанических терминов.
Решение математической задачи с использованием теорем и аксиом.
Коммуникативная деятельность:
Цель: Обмен информацией, установление контактов, выражение чувств и эмоций, оказание влияния на других людей. Основная цель — взаимодействие с другими людьми.
Основные процессы:
Речь: Использование языка для передачи информации.
Слушание: Восприятие и понимание речи других людей.
Невербальная коммуникация: Использование жестов, мимики, интонации для передачи информации.
Межличностное взаимодействие: Установление и поддержание отношений с другими людьми.
Роль понятий и терминов: Важна, но не критична. В коммуникации часто используются упрощенные и размытые понятия, метафоры, и другие средства выразительности.
Общий язык: Понятия и термины необходимы для того, чтобы люди понимали друг друга.
Выражение мыслей: Понятия позволяют нам формулировать и выражать наши мысли и идеи.
Убеждение и аргументация: Термины и понятия могут использоваться для убеждения других людей в своей точке зрения.
Примеры:
Общение с друзьями и семьей.
Ведение деловых переговоров.
Выступление с докладом на конференции.
Написание статьи или книги.
Ключевое различие:
В познавательной деятельности понятия и термины — это Инструменты, с помощью которых строится здание знаний. В коммуникативной деятельности понятия и термины — это Средства, с помощью которых происходит обмен информацией и взаимодействие между людьми. В коммуникации часто допускается некоторая неточность и размытость понятий, в то время как в познавательной деятельности стремятся к максимальной четкости и определенности.
Пример:
Познавательная деятельность: При изучении биологии необходимо четко понимать определение понятия “фотосинтез” и связанных с ним терминов (хлорофилл, углекислый газ, кислород).
Коммуникативная деятельность: В разговоре о растениях можно использовать метафору “растение дышит”, даже если технически это не совсем верно (растение не дышит в том же смысле, что и животное).
Таким образом, хотя и познавательная, и коммуникативная деятельность предполагают использование понятий и терминов, познавательная деятельность делает это более осознанно, систематично и с целью построения структурированных знаний. В коммуникативной деятельности акцент делается на понимании и эффективном взаимодействии, а точность и строгость терминов могут быть менее важны.