Найти в Дзене

«Аладдин. Сын портного»: путешествие в глубину сердца

Дорогие мои читатели, Ваша Тетя, недавно побывавшая второй раз на великолепном спектакле «Алладин. Сын портного» (возрастное ограничение 16+), спешит поделиться своими впечатлениями после размышлений от увиденного. Итак, если вдруг вы будете в нашем славном городе К., непременно посетите ТЮЗ и посмотрите этот прекрасный спектакль. Но перед этим забудьте всё, что вы знали о восточных сказках. Выбросьте из головы образы ярких карнавалов и праздничных шествий. Потому что спектакль ТЮЗа «Алладин, сын портного» – это не феерия. Это атмосферная, глубокая и где-то мрачная притча, что стучится не в глаза, а прямо в душу, заставляя её трепетать и замирать. Да, в спектакле много ярких красок и блеска. Но это не только слепящий блеск золотой и серебряной парчи и драгоценных самоцветов, а еще и мерцающий свет одиноких звезд над песками пустыни. Да, здесь просто потрясающие костюмы работы Ольги Никитиной (мои овации!), но их красота не кричащая, а повествовательная: каждый стежок, каждая складка тк
Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников
Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников

Дорогие мои читатели, Ваша Тетя, недавно побывавшая второй раз на великолепном спектакле «Алладин. Сын портного» (возрастное ограничение 16+), спешит поделиться своими впечатлениями после размышлений от увиденного.

Итак, если вдруг вы будете в нашем славном городе К., непременно посетите ТЮЗ и посмотрите этот прекрасный спектакль. Но перед этим забудьте всё, что вы знали о восточных сказках. Выбросьте из головы образы ярких карнавалов и праздничных шествий. Потому что спектакль ТЮЗа «Алладин, сын портного» – это не феерия. Это атмосферная, глубокая и где-то мрачная притча, что стучится не в глаза, а прямо в душу, заставляя её трепетать и замирать.

Да, в спектакле много ярких красок и блеска. Но это не только слепящий блеск золотой и серебряной парчи и драгоценных самоцветов, а еще и мерцающий свет одиноких звезд над песками пустыни. Да, здесь просто потрясающие костюмы работы Ольги Никитиной (мои овации!), но их красота не кричащая, а повествовательная: каждый стежок, каждая складка ткани рассказывает историю боли, любви, надежды.

Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников
Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников

Прошлой осенью, когда состоялась премьера спектакля, ажиотаж  был невероятным. Но я теперь понимаю, что люди интуитивно ловили не развлечение, а откровение. Сайт театра падал в попытках продать билеты всем желающим, а билеты разлетались со скоростью света. Премьера спектакля была в октябре, а я добралась на нее только в феврале и только после того, как театр заранее анонсировал день и час продажи билетов на этот месяц и Тете, сидевшей в засаде на сайте театра, удалось купить парочку мест. И вот недавно я побывала на этом спектакле уже во второй раз. Потому что с первого раза это не пережить. Это как прочесть сложную, мудрую книгу и затем дать себе время, чтобы осмыслить и пропустить через сердце.

Команда:

Режиссер-постановщик, сценограф - Даниил Ахмедов, композитор - Евгения Терехина, художник по костюмам - Ольга Никитина.

Запомните эти имена. Это проводники в этот удивительный, многогранный и философский мир.

Из аннотации к спектаклю:

  • Вас ждет визуально-драматический спектакль на основе памятника средневековой литературы Востока, в котором смешались черты нескольких древних культур, соединились сказки арабов, персов, индийцев, жителей Китая. В пестром и причудливом мире «Тысячи и одной ночи», как в портовом городе, встречаются торговцы, бедуины, ремесленники, странствующие дервиши, жестокие правители и лукавые красавицы, джинны и колдуны.
  • «Алладин. Сын портного» - новое прочтение классической версии «Рассказа про Алладина и волшебную лампу». В этой истории под авантюрным сюжетом с любовной линией, коварством и волшебством скрываются вполне актуальные смыслы. Рано потерявший отца Алладин совершит немало ошибок, прежде чем разберется со своими жизненными целями и способами их достижения, а главное, - найдет собственный источник счастья и успеха.

И этот мир сказки из «Тысячи и одной ночи» имеет два измерения, два дна, как и подобает хорошей притче. На переднем плане история Шахразады (Александра Булатова) и одержимого своими страхами и демонами Шахрияра (Александр Дьяконов).

Он предстает перед нами не как сказочный царь, а жестокий, травмированный и одинокий человек, запертый в клетке собственной подозрительности. Она – не просто очередная красавица, а целительница, врачующая его душу не лекарствами, а словами.

Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников
Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников

Её медовые речи, её гипнотизирующий голос, произносящий «Алла-а-а-дин…» – это не просьба о пощаде. Это её оружие, её битва за его душу.

Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников
Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников

И по мере того, как на втором плане разворачивается история Алладина, мы видим, как меняется Шахрияр. Он уже не просто безучастный зритель. Он всё больше вовлекается, сопереживает, проецирует на себя историю любви, потерь и верности. Он смотрит на Алладина и видит часть себя – того, кто ещё способен верить и любить.

Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников
Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников

И самый сильный, на мой взгляд, момент – это когда именно Шахрияр повергает коварного Магрибинца в пещеру и спасает из плена принцессу Будур. Это не просто поступок персонажа. Это его личная победа. В этот момент он побеждает своего внутреннего демона – свою подозрительность, свою жестокость, свою тьму. Он, наконец, использует свою силу не для разрушения, а для спасения. И когда он берёт Будур за руку и усаживает её рядом с матерью Алладина, это жест не царя, но человека - очистившегося, успокоенного, исцелённого сказкой.

И конечно, очень интересно наблюдать за зарождающейся, тихой, но такой сильной любовью между ним и Шахразадой, которая из пленницы и жертвы превращается в его спасительницу и единственную опору.

Невероятно увлекательна и история самого Алладина (Александр Мяло/Ренат Бояршинов), чья поразительная пластика на сцене с невероятными акробатическими трюками представляет собой воплощение отчаянной борьбы души! Алладин теряет и находит себя, борется с искушениями пугающе харизматичного Магрибинца (Антон Заборовский/Александр Князь), ищет любовь и верность в лице прекрасной и уверенной в себе Будур (Екатерина Кузюкова/Дарья Мамичева).

А в сердце всего повествования – невероятно харизматичный Джинн (Гоча Путкарадзе!) – мощный и одновременно уставший, почти библейский дух, метафора той самой силы, что скрыта в каждом из нас. Силы, которую можно использовать на созидание или на разрушение. Его пластика – это не танец, а видимая боль и мощь. Его глас – это голос самой пустыни, вечности, что смотрит на нас.

А где же волшебство?!- спросите вы. О, волшебства в спектакле предостаточно! Гигантская летающая голова в пещере лампы, возникающий за одну ночь по велению Джинна великолепный дворец, летающий ковер, огромный белый слон, трубящий, словно призывающий :"Дорогу Алладину и его свите!"

«Алладин. Сын портного» - это спектакль-размышление о том, что реально, а что – иллюзия, что действительно ценно, а что - не имеет никакого значения. Это притча о том, как мы теряем себя, поддавшись ложным искушениям (сцена, где Алладин, лишённый лампы, выплёскивает свою потерянность в неистовом танце – одна из самых сильных в спектакле), а еще это повествование о силе рода и памяти (вспомним пронзительный уход отца Алладина сквозь стену в мастерской, символизирующий его уход из жизни, но его силуэт остается на этой стене, а значит, он незримо все же продолжает присутствовать в жизни своего сына).

И финал... Финал гениален. Алладин возвращается к истокам – к швейной машинке отца. Но он не шьёт роскошные наряды. Он с титаническим усилием, из последних сил, вытягивает из небытия огромное полотно. И на этом полотне – его Джинн. Его тень, его боль и внутренняя сила. И он не прогоняет её, не заставляет служить. Он просто садится рядом с Джинном спиной к спине, чтобы принять, признать и сделать частью себя.

Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников
Спектакль "Алладин сын портного". Красноярский ТЮЗ. Фото из свободных источников

В этом, как мне думается, весь главный философский посыл: наше спасение – не в бегстве от своих демонов и не в подчинении их. Оно – в принятии, в обретении целостности. Только тогда, как и Шахрияр, мы можем успокоиться и исцелиться.

Это не развлекательное зрелище. Это – опыт. Мрачный, красивый, бесконечно глубокий. После него хочется не только неистово аплодировать, но и побыть в тишине, наблюдая за тем, как рождаются вопросы к самому себе.

И, кажется, я, наконец, поняла, что искать нужно не джинна в лампе, а ту самую иглу, что способна сшить разорванное полотно души. Или, на крайний случай - прочную нить для того, чтобы пришить пуговицы к любимому манто. И то, и другое - уже волшебство.

Ваша Тётя в ботах и манто, которая теперь точно знает: самая важная магия творится не в пещерах с сокровищами, а в тишине собственного сердца. Жаль, что в сердце не продают абонемента. Я бы взяла на весь сезон.

#ТетяВБотахИМанто #АлладинСынПортного #ТЮЗКрасноярск #ФилософскаяПритча #ИсцелениеСловом #ШахразадаИШахрияр #НеСказкаАТерапия #ГлубокийТеатр #ИскусствоПроникатьВДушу

Мои другие публикации о спектакле "Алладин. Сын портного":

Джинн, который мог бы быть ещё лучше (если бы не забыл шапку!)
Тётя в ботах и манто12 августа 2025
Когда хотела стать Будур, а получилась Жасмин 18+
Тётя в ботах и манто13 августа 2025