Найти в Дзене
С Богом по жизни

Живая вера

«Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в правед
Оглавление
«Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречён другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путём? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:12-26).

Вера является «ключевым» учением для христиан и христианской жизни (Рим. 14:22, 23; 2 Кор. 5:7; Еф. 2:8, 9; Евр. 11:6). Согласно Иакову, мы не можем видеть веру, но нашим глазам доступны результаты веры. Очевидно, Иаков от многих слышал их заявления о вере, и тем не менее результат их веры было сложно увидеть. Иаков хотел видеть взаимодействие веры и дел. Вера должна иметь видимое проявление.

Прежде чем мы углубимся в изучение Иак. 2:14-16, следует кое-что сказать. Этот текст часто используют в качестве доказательства, что Иаков и Павел учили противоположному. Такие отрывки, как Рим. 3:28 и Гал. 2:16 приводятся как аргумент в пользу того, что Павел не считал «дела» частью спасения; тогда как в Иак. 2:14-16 делается акцент на важности дел. Комментируя это внешнее противоречие, Александр Росс сказал: «Они [Иаков и Павел] не противники, стоящие друг перед другом со скрещёнными мечами; они стоят спиной к спине, отражая нападки разных врагов евангелия». Павел противостоял иудейским законникам, которые настаивали, что для оправдания перед Богом были необходимы дела, тогда как Иаков противостоял тем, кто исповедовали Иисуса, но никак не проявляли свою веру в повседневной жизни. Различие между Иаковом и Павлом заключается в различии между их исходными позициями. Павел исходил из основополагающего факта, что прощение Бога невозможно заслужить, завоевать или заработать. Иаков исходил из декларативной веры, когда исповедующие Христа считали, что этого достаточно, и доказывал, что если человек не подтверждает свое христианство делами, то он фактически и не является христианином. Таким образом, Иаков и Павел не противоречили друг другу, но дополняли друг друга. Учение каждого из них было важным для христианской веры в ее полноте.

Когда вера не является верой

Этот отрывок Писания начинается с резкого вопроса. Иаков хотел, чтобы христиане, на словах декларирующие свою веру, задумались о своем исповедании. Он говорит: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:14). Он призывает верующих задуматься о ценности декларируемой веры, которая не отражается в делах. Очевидно, Иаков делал особое ударение на слове «говорит». Мир не знает более прекрасного исповедания, чем исповедание верных христиан. Насколько значимым является оно без «дел», вызванных их верой? Если их вера существует лишь на словах, то она не может спасти, убежден Иаков.

Чтобы лучше донести свою мысль, Иаков приводит следующий пример: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "Идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела — что пользы?» (Иак. 2:15, 16). Человек, который произносит пожелания благополучия, при этом ничего не делает в плане еды или одежды, на самом деле ничего не делает. А разве мы не виновны в этом? Когда мы молимся за больных, голодных, бездомных, делаем ли мы что-нибудь, чтобы послужить им? Разве мы не виновны в том, что своими устами исповедуем веру, но ничем ее не выражаем? Если мы исповедуем нашу веру, только сидя в комфортных, кондиционируемых помещениях, разве мы не виновны в том, что своими устами исповедуем веру, но ничем ее не выражаем?

Вот почему Иаков сказал: «Так и вера — если не имеет дел, мертва сама по себе» (2:17). Поступок — это единственный способ показать, что наша вера настоящая и живая. Подчеркивая эту мысль, Иаков произносит одно из главных посланий всей книги: чтобы быть настоящим, христианство должно проявляться в делах.

-2

Ответ на возражение

Сразу после этого Иаков приводит мнение воображаемого оппонента, который с ним не согласен. Основное возражение этого оппонента сводится к следующему: «Мы все разные. Одни люди более демонстративны, чем другие. Кто-то более сдержан, чем остальные. Возможно, ты склонен к внешним проявлениям своей веры в силу того, что ты по своей природе экстраверт. Но есть люди, и их большинство, которые держат веру при себе; но это по-прежнему вера». На это Иаков, по сути, отвечает, что все подобные рассуждения основываются на непонимании. Веру и дела нельзя отделять друг от друга, когда речь идет о христианской жизни. Бог соединил их вместе. Поэтому вопрос не в том, что одни люди лучше в вере, а другие в делах. Вера и дела действуют вместе! В 2:18 Иаков просит своего оппонента показать ему свою веру, потому что он знает, что увидеть веру можно только через то, что человек делает!

И, наконец, он повергает своего самодовольного оппонента в шок, приводя в качестве иллюстрации своей точки зрения бесов (Иак. 2:19). Итак, во что верили его оппоненты? Они верили в существование единого Бога и божественность Иисуса. И что? Бесы также в это верили! Вера, которую желает и ожидает от нас Бог, является чем-то большим, чем просто знать и трепетать. Человек может быть научен и даже эмоционально откликаться, и при этом быть погибшим. Вера, которая угодна Богу, включает в себя что-то большее, что-то, что можно видеть и узнавать — жизнь, преобразованную в послушании.

Доказательства из еврейской истории

Затем Иаков обращается к аргументам, которые имели большой вес для его читателей — чего в Ветхом Завете ожидал от Своего народа Бог. Такое впечатление, что в 2:20 Иаков продолжает полемику с воображаемым оппонентом. В обоих приведенных им примерах, именно вера в Бога, а не какие-то человеческие чувства, вроде доброты и сострадания, побуждали к действию.

В 2:21-24 Иаков приводит историю из жизни Авраама. Авраам был известен как «отец еврейского народа», а также «отец верующих». Послушная, не знающая сомнений вера не сразу далась Аврааму. Вспомним о его духовной борьбе на раннем этапе жизни: неполное послушание его призыву, бегство в Египет во время засухи в Палестине, ложь о его отношениях с Сарой во время их пребывания в Египте, смех над Божьим обещанием дать им с женой сына. И все же Авраам вырос в настоящего героя веры. Никто не сомневается в вере Авраама, потому что он доказал ее своей жизнью.

Второй иллюстрацией действующей веры, предложенной Иаковом, была история Раав. Была ли у Раав «мертвая» вера, просто мыслительное переживание, которое не имело никакого отношения к соглядатаям? Была ли у нее вера, подразумевающая знание и некоторое волнение чувств, которые никак не отреагировали на соглядатаев? Красота этой истории в том, что вера Раав была «живая». Она доказала, что верит, своими поступками.

Заключение

Иаков завершает это рассуждение словами: «Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Когда дух и тело отделяются друг от друга, это приводит к смерти и разложению; подобным образом, когда вера и ее проявление в делах не связаны друг с другом, вера умирает и разлагается. Для того, чтобы христианство было подлинным — говорит Иаков — оно должно быть практическим и осуществляться на практике!

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)