Найти в Дзене
Известия

Смена руля: как автогиганты борются с кризисом в отрасли

Оглавление

Российская автомобильная промышленность переживает серьезный кризис, который уже привел к сокращению рабочих недель на крупнейших заводах страны — КамАЗе, АвтоВАЗе, ГАЗе и ЛиАЗе. Власти и бизнес стремятся минимизировать социальные потери и сохранить кадры. Какими могут быть ближайшие шаги и как предлагают защитить работников — в материале «Известий».

Социальная защита и сохранение кадров — приоритет власти

Первый вице-премьер Денис Мантуров сообщил СМИ, что государство внимательно следит за выполнением социальных обязательств автозаводами, перешедшими на сокращенный режим работы. Минтруд и Минпромторг вместе с руководством предприятий ищут варианты альтернативной занятости для сотрудников в «высвободившиеся» дни, чтобы нивелировать их потери в доходах.

«Главный приоритет — сохранить трудовые коллективы предприятий, не потерять опытных специалистов. Следим за четким выполнением всех обязательств в части социальных гарантий сотрудников», — заявил Мантуров.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Как рассказали «Известиям» в пресс-службе Минтруда России, в последние годы предприятия, в том числе из сферы автомобильной промышленности, активно наращивали численность сотрудников.

«Сейчас на рынке труда ситуация по-прежнему благоприятна для соискателей, безработица сохраняется на низком уровне в 2,2%, а рабочие профессии продолжают оставаться одними из самых востребованных», — уточняют в министерстве.

Именно поэтому в условиях сокращенной рабочей недели предприятия стремятся сохранить коллективы и организовать временные работы для сотрудников, чтобы те не потеряли в доходах.

Государство инициативу поддерживает. Соответствующий акт правительства РФ сейчас находится в разработке, сообщили пресс-представители Минтруда.

«Известия» направили запросы автозаводам АвтоВАЗ и ЛиАЗ. На КамАЗе подтвердили, что все социальные обязательства в коллективных договорах продолжат исполняться в полном объеме.

   Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

«Общие обязательства КамАЗа по коллективному договору составляют свыше 2 млрд рублей. В этот пакет входят компенсация проезда, питания, найма жилья для некоторых категорий сотрудников, доставка персонала и огромный комплекс социальной помощи», — отметили в пресс-службе предприятия.

В настоящее время для КамАЗа уже разработана система поддержки работников в период неполной рабочей недели: создана биржа труда для поиска подработок на действующих участках, так как более трети подразделений продолжают работу.

На Горьковском автозаводе также уточнили, что считают эффективными программы альтернативной занятости и опережающего обучения, поскольку они показали свой результат в прошлые кризисы. Также отметили, что необходимо учесть прошлый опыт в работе с восстановлением полной загрузки заводов и оживлении рынка.

   Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

По агрегированным данным, за 2023–2025 годы российские автозаводы испытали заметное снижение производства. КамАЗ, несмотря на планы нарастить выпуск тягачей, столкнулся с падением рынка тяжелых грузовиков почти вдвое, АвтоВАЗ сократил выпуск легковых автомобилей более чем на 50% из-за проблем с комплектующими и слабого спроса. Выпуск ГАЗа в 2025 году снизился более чем на треть. Наконец, ЛиАЗ также снизил производство автобусов примерно наполовину.

«Известия» направили запросы в Фонд развития промышленности, Минпромторг, Минэк, в аппараты вице-премьеров Александра Новака, Дениса Мантурова и Татьяны Голиковой по поводу возникшей ситуации в отрасли.

Альтернативная занятость: варианты, риски и перспективы

Представители предприятий и эксперты в один голос говорят о том, что поиск альтернативной занятости — сложная задача.

Вице-президент «Опоры России» Глеб Киндер замечает, что перепрофилирование заводов в другие отрасли маловероятно: эти предприятия специализируются на машиностроении.

— Для восстановления загрузки потребуется стимулировать спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Внутренний рынок работников зависит от мер льготного кредитования и лизинга. Внешний — это поддержка экспорта в дружественные страны с правильным ценообразованием и сервисом, — пояснил эксперт.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Специалист Института проблем региональной экономики РАН Леонид Лосин указывает, что возможности альтернативной занятости в городах с крупными автозаводами ограничены. Чтобы сохранить коллективы, нужны стабильная загрузка и доходы, в противном случае возрастает риск утечки кадров и оттока населения.

Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский напоминает, что в целом государство не несет обязательств по трудоустройству людей в случае простоя. Этим занимаются сами предприятия.

— Сохранение ключевых сотрудников — задача первостепенная, вполне реально удержать профессионалов даже с сокращенным графиком, — уверен эксперт.

В то же время доцент ИМЭС Александр Суетин предупреждает, что альтернативная занятость часто означает перевод на менее квалифицированные и более временные работы с невозможностью сохранить прежний уровень оплаты. А это, полагает он, негативно скажется на защищенности работников и потребует долгосрочной поддержки от государства.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Экономисты констатируют, что сокращение рабочих дней уже сказывается на доходах работников, особенно тех, кто получает оплату по часам или сменам. Несмотря на попытки сгладить эффект за счет внутренних программ, социальная напряженность, к сожалению, есть, отмечает гендиректор Pro-Vision Communications Владимир Виноградов.

Декан факультета управления РГГУ Андрей Ильин уточняет, что поддержкой отрасли станет обновление таксопарков отечественной техникой и льготные условия автокредитования.

Мероприятия и возможности для долгосрочной стабилизации

Государство и бизнес совместно формируют программу поддержки автопрома, где уделяется внимание как экономической, так и социальной составляющей, говорит президент ТПП РФ Сергей Катырин.

— Стабилизировать ситуацию помогут и альтернативная занятость — переобучение сотрудников, внутренние ротации и вакансии в смежных сферах, — и прямые субсидии для сохранения штата, и программы стимулирования спроса: льготный лизинг, обновление автопарков и ускоренная локализация, — поясняет эксперт.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Директор департамента развития продаж «Интерлизинга» Анна Голикова напоминает, что правительство пересматривает стратегию до 2035 года.

— Социальная поддержка продолжится через льготные кредиты и программу «Семейный автомобиль», что поможет сохранить рабочие места, — считает она.

Исполнительный директор коммуникационной группы «Аймарс» Александр Ревский напоминает, что субсидии в 2025 году выросли более чем в два раза (до 819 млрд рублей).

— Сейчас реализуются льготные программы автокредитования, ускоряется развитие производства автокомпонентов. Опыт ковидного периода — улучшение соцпакетов при сокращенной занятости — может стать базой мер в текущий кризис, — допускает эксперт.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Технический эксперт НПК «Автоприбор» Артем Березин подчеркивает важность совместных усилий.

— Государство и отрасль должны работать согласованно. Мы адаптируем производство с диверсификацией деятельности, берем курс на гибкость кадров. Снижение ключевой ставки ЦБ улучшит доступность кредитов и повысит спрос в будущем, — считает эксперт.

Прогнозы и рекомендации: кризис и путь к восстановлению

Эксперты высказывают осторожный оптимизм, но подчеркивают, что полноценное восстановление авторынка возможно не раньше 2027 года.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Глеб Киндер уверен: внешние рынки и льготные механизмы финансирования остаются ключом к долгосрочной загрузке производств. При этом Андрей Ильин предупреждает о необходимости жестче контролировать проникновение иностранных брендов, чтобы не подрывать позиции отечественного автопрома.

Леонид Лосин и Александр Суетин сходятся во мнении, что сокращение рабочей недели — системный вызов, и без стимулирования внутреннего спроса и экспортных возможностей профильные предприятия не смогут преодолеть кризис.