"Школьные отличники нередко оказываются плохо приспособленными к реальной взрослой жизни", - высказал мнение психолог Алексей Рощин. Так ли это? Разбираемся в нашей статье.
📚 По его словам, дети, которые учились только на «пятёрки», привыкли ориентироваться на внешнюю оценку — похвалу учителей и родителей. Главным критерием успеха для них становились хорошие отметки в дневнике.
В школе от ученика требуется:
- чётко следовать указаниям,
- выполнять домашние задания «как положено»,
- избегать ошибок,
- и за всё это получать награду в виде оценки.
В результате формируется модель поведения: «делаю то, что сказали → получаю похвалу».
Когда такие люди взрослеют, они зачастую ищут не вызов или возможность проявить себя, а «правильного начальника», который оценит их старательность.
Что говорят исследования
🔹 В американском исследовании компании Boston College (2018) сравнили карьерные траектории отличников и троечников. Оказалось, что выпускники с идеальными оценками в среднем занимали более стабильные, но менее руководящие позиции. А те, кто в школе учился средне, чаще оказывались в числе предпринимателей и руководителей.
🔹 По данным исследователя Ричарда Фейнмана, нобелевского лауреата по физике, любопытство и умение сомневаться оказываются важнее школьной дисциплины. Фейнман отмечал: «В школе меня часто считали посредственным, но именно стремление задавать «глупые» вопросы помогло мне в науке».
🔹 В отчёте Forbes за 2021 год сказано: среди миллиардеров меньше 20% были круглыми отличниками. Большинство имели «средние» оценки, но обладали креативностью, настойчивостью и умением рисковать.
Почему отличникам трудно стать лидерами?
Страх ошибки. Любая ошибка в школе воспринималась как провал. В реальной жизни — ошибки неизбежны, а иногда именно они приводят к успеху.
Ориентация на указания. Отличники привыкли, что нужно «делать правильно», а не «искать новое решение».
Не хватает гибкости. Лидер должен уметь действовать в неопределённых условиях, а отличник комфортнее чувствует себя там, где есть чёткие правила.
👩🎓 Именно поэтому, по мнению Рощина, многие отличники становятся хорошими специалистами, но редко — лидерами или бизнесменами.
Интересно, "Полтора землекопа" из аудиосказки в "Стране невыученных уроков", по мнению Рощина, это креатив или нестандартное решение? 😁
❤️ Но есть и другая сторона
Справедливости ради, эта идея про креативных троечников не нова. Ей уже много лет, и часто её используют как «утешение» для тех, кто в школе учился не идеально: «Ну и что, что я троечник? Зато в жизни добьюсь большего!» 😅
А у отличников есть свои сильные стороны:
- усидчивость,
- умение доводить дела до конца,
- развитая память,
- дисциплина.
Все эти качества могут быть очень полезны в профессии и бизнесе.
❓Так кто же в итоге прав?
Стоит ли соглашаться с тем, что отличники обречены быть «исполнителями», а троечники — «создателями»?
Или это очередной миф, который только подогревает вечный спор между «ботаниками» и «пофигистами»?
👉 А как считаете вы: правда ли, что отличники менее креативны в жизни?