Найти в Дзене
Психолог моей мамы

Почему отличники зарабатывают как троечники?

Оглавление

"Школьные отличники нередко оказываются плохо приспособленными к реальной взрослой жизни", - высказал мнение психолог Алексей Рощин. Так ли это? Разбираемся в нашей статье.

📚 По его словам, дети, которые учились только на «пятёрки», привыкли ориентироваться на внешнюю оценку — похвалу учителей и родителей. Главным критерием успеха для них становились хорошие отметки в дневнике.

В школе от ученика требуется:

  • чётко следовать указаниям,
  • выполнять домашние задания «как положено»,
  • избегать ошибок,
  • и за всё это получать награду в виде оценки.

В результате формируется модель поведения: «делаю то, что сказали → получаю похвалу».

Когда такие люди взрослеют, они зачастую ищут не вызов или возможность проявить себя, а «правильного начальника», который оценит их старательность.

Что говорят исследования

🔹 В американском исследовании компании Boston College (2018) сравнили карьерные траектории отличников и троечников. Оказалось, что выпускники с идеальными оценками в среднем занимали более стабильные, но менее руководящие позиции. А те, кто в школе учился средне, чаще оказывались в числе предпринимателей и руководителей.

🔹 По данным исследователя Ричарда Фейнмана, нобелевского лауреата по физике, любопытство и умение сомневаться оказываются важнее школьной дисциплины. Фейнман отмечал: «В школе меня часто считали посредственным, но именно стремление задавать «глупые» вопросы помогло мне в науке».

🔹 В отчёте Forbes за 2021 год сказано: среди миллиардеров меньше 20% были круглыми отличниками. Большинство имели «средние» оценки, но обладали креативностью, настойчивостью и умением рисковать.

Почему отличникам трудно стать лидерами?

Страх ошибки. Любая ошибка в школе воспринималась как провал. В реальной жизни — ошибки неизбежны, а иногда именно они приводят к успеху.

Ориентация на указания. Отличники привыкли, что нужно «делать правильно», а не «искать новое решение».

Не хватает гибкости. Лидер должен уметь действовать в неопределённых условиях, а отличник комфортнее чувствует себя там, где есть чёткие правила.

👩‍🎓 Именно поэтому, по мнению Рощина, многие отличники становятся хорошими специалистами, но редко — лидерами или бизнесменами.

-2

Интересно, "Полтора землекопа" из аудиосказки в "Стране невыученных уроков", по мнению Рощина, это креатив или нестандартное решение? 😁

❤️ Но есть и другая сторона

Справедливости ради, эта идея про креативных троечников не нова. Ей уже много лет, и часто её используют как «утешение» для тех, кто в школе учился не идеально: «Ну и что, что я троечник? Зато в жизни добьюсь большего!» 😅

А у отличников есть свои сильные стороны:

  • усидчивость,
  • умение доводить дела до конца,
  • развитая память,
  • дисциплина.

Все эти качества могут быть очень полезны в профессии и бизнесе.

❓Так кто же в итоге прав?

Стоит ли соглашаться с тем, что отличники обречены быть «исполнителями», а троечники — «создателями»?

Или это очередной миф, который только подогревает вечный спор между «ботаниками» и «пофигистами»?

👉 А как считаете вы: правда ли, что отличники менее креативны в жизни?