Найти в Дзене
Каменные истории

Как в России научились добывать невидимое золото

В XIX веке Россия теряла до шестидесяти процентов золота при добыче. Несмотря на то, что драгоценный металл лежал буквально под ногами в золотых россыпях, его извлечение считалось невозможным. Решение предложил русский инженер. Однако метод, способный увеличить добычу в разы, предпочли забыть на целое столетие. Основные работы по добыче золота в России в начале девятнадцатого века были сосредоточены на Урале. В то время россыпное золото считалось более легким в освоении типом месторождения в сравнении с коренным, где драгоценный металл располагался в горных породах глубоко под землей. Пески, содержащие ценный компонент, образовывались в результате разрушения золотоносных горных пород, их выветривания и последующего перемещения золотых частиц реками и водными потоками. Драгоценный металл добывали из песка при помощи золотопромывательных машин. Однако при промывке извлекалось значительно меньше золота, чем его фактически содержалось в песке. Это объяснялось тем, что мелкие частицы было н

В XIX веке Россия теряла до шестидесяти процентов золота при добыче. Несмотря на то, что драгоценный металл лежал буквально под ногами в золотых россыпях, его извлечение считалось невозможным. Решение предложил русский инженер. Однако метод, способный увеличить добычу в разы, предпочли забыть на целое столетие.

Форпост Северо-Запад/Санкт-Петербургский Горный музей / Золото
Форпост Северо-Запад/Санкт-Петербургский Горный музей / Золото

Основные работы по добыче золота в России в начале девятнадцатого века были сосредоточены на Урале. В то время россыпное золото считалось более легким в освоении типом месторождения в сравнении с коренным, где драгоценный металл располагался в горных породах глубоко под землей. Пески, содержащие ценный компонент, образовывались в результате разрушения золотоносных горных пород, их выветривания и последующего перемещения золотых частиц реками и водными потоками.

Форпост Северо-Запад/Санкт-Петербургский Горный музей / Золото
Форпост Северо-Запад/Санкт-Петербургский Горный музей / Золото

Драгоценный металл добывали из песка при помощи золотопромывательных машин. Однако при промывке извлекалось значительно меньше золота, чем его фактически содержалось в песке. Это объяснялось тем, что мелкие частицы было невозможно собрать или извлечь их из твердых пород.

Форпост Северо-Запад / Санкт-Петербургский Горный музей / Золотопромывательная машина Павла Аносова
Форпост Северо-Запад / Санкт-Петербургский Горный музей / Золотопромывательная машина Павла Аносова

Инженер Павел Петрович Аносов предложил принципиально новый подход: вместо промывки песка он разработал метод плавки в доменных печах. Дело в том, что частицы золота, содержащиеся в песке, были настолько мелкими, что при промывке вода уносила их вместе с лёгкими частицами породы. В процессе плавки золотоносного песка в доменной печи содержащееся в песке железо плавилось и превращалось в чугун. Золото, как самый тяжёлый и термостойкий металл, не испарялось и не сгорало. Расплавленный чугун, подобно губке, впитывал в себя мельчайшие частички золота, образуя сплав. Для извлечения золота этот сплав обрабатывали серной кислотой, которая растворяла железо, но не действовала на золото. После растворения чугуна на дне ёмкости оставался концентрат с чистым золотом.

-4

В результате экспериментов с плавлением песков Аносову удалось добиться извлечения драгоценного металла до 98% и повысить эффективность в двадцать восемь раз.

Однако разработка Павла Петровича так и не была широко внедрена в производство. Начальник уральских заводов Владимир Глинка дискредитировал метод. Контрольная плавка с целью подтверждения эффективности технологии была проведена с нарушениями и дала отрицательный результат. Ситуация не изменилась даже после того, как Аносов отправил директору Монетного двора неопровержимые доказательства в виде пяти пакетов с золотом, добытым по его методу.

Форпост Северо-Запад/Санкт-Петербургский Горный музей / Золото
Форпост Северо-Запад/Санкт-Петербургский Горный музей / Золото

Так, система золотодобычи в России осталась прежней. Лишь спустя столетие принципы Аносова нашли применение в мировой металлургии, доказав правоту русского ученого.