Возможно, многие не в курсе, но в июне 2025 года монинский музей ВВС (точнее, его открытая стоянка) пополнились восемью новыми экспонатами. Что за они, откуда взялись, где установлены, и, наконец, какая с них польза — разберём в этой статье.
Во-первых, откуда поступили эти экспонаты? Тут никакой загадки нет, передача широко освещалась в новостях. Но так ли уж «уникальны» переданные самолёты и вертолёты, как об этом заявили «журналажники»? Отметим загадочное число «около 10 экспонатов», а также оригинальный метод измерения экспонатов тоннами. Можно было озаглавить новость «Музей Победы передал в Монино 100 тонн экспонатов». Звучит?
Данные экспонаты находились на площадке вооружения и военной техники войн и локальных конфликтов 1950-1980-х гг. Прежде на этом месте располагалась парковка, а ещё раньше — экспозиция поисковой группы «Экипаж».
Авиационная техника послевоенного периода первоначально находилась в конце основной открытой экспозиции музея (ныне Музей «Г.О.Р.А.» — «Главные оружейные реликвии армии»), но со временем была перемещена на новую площадку, вместе с современной бронетехникой и артиллерией.
Кстати, в 2016 году сюда из Киржача перевезли списанный самолёт Ан-12. А руководил процессом перевозки никто иной, как нынешний руководитель монинского музея, А.М. Зарубецкий.
Однако, Поклонной горе не суждено было стать его последним пристанищем — в 2023 году самолёт перевезли в парк «Патриот». Кстати, сейчас этим Ан-12 занимаются волонтёры, тем же самым А.М. Зарубецким выгнанные из Монино. Вот такая «преемственность».
Подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!
А вот теперь площадка решили освободить полностью для размещения гораздо более актуальной экспозиции под названием «СВО. Zащитники Отечества».
Всего на данной площадке Музея Победы находилось 12 летательных аппаратов (8 самолётов и 4 вертолёта). Вот так их готовили к вывозу.
В Монино отправились восемь экспонатов — шесть самолётов и два вертолёта. Оставшиеся 4 экспоната остались на Поклонной Горе, их лишь переместили в угол.
Где разместились «новые» экспонаты на открытой площадке музея, я указал на следующей схеме:
Теперь разберём каждый экспонат по отдельности. Начнём с вертолётов.
Ка-26, выпущенный в 1970 г. в Кумертау с зав.н. 7001407 был сугубо гражданской машиной. Отдельный «хохотач», что в музее на него нанесли символику ВМФ, дабы хоть как-то оправдать его нахождение в экспозиции. В самом деле, не списывать же его из военного музея, раз уж он там оказался.
И вот он в Монино, вдобавок к двум уже имеющимся в музее Ка-26.
Второй вертолёт — действительно боевой образец, корабельный Ка-25ПЛ, построенный в Улан-Удэ в 1972 г. с зав.н. 2912205. Он и правда служил в ВМФ, пока в 1997 году не оказался на «Поклонке».
И вот он в Монино, в двух шагах от такого же Ка-25ПЛ.
Напротив вертолётов начинается «аллея МиГов», которую теперь открывают два «гостевых» истребителя — Aero CS-102 (чешская версия МиГ-15УТИ) с б/н 06 и зав.н. 922272, выпущенная в 1959 г.
Вот так этот самолётик «приунывал» в Москве. Проблема в том, что этот «чех» заменил в экспозиции оригинальный МиГ-15УТИ, на котором летали прославленные лётчики и космонавты, и который пропал в неизвестном направлении.
А чуть позади него на плиты, которые прежде занимал L-29, убранный внутрь ангара № 7, установили МиГ-17 с б/н 66 и зав.н. 54211399, выпущенный в городе Горьком в 1953 г.
Этот МиГ-17 также установлен в паре шагов от «старого» монинского МиГ-17, но выглядит не в пример бодрее. Бодрым он был и на прежнем месте стоянки:
Чуть дальше, на противоположной стороне от «аллеи МиГов», на которой уже не осталось свободного места, «разгрузили» этот МиГ-21ПФС 1964 г. с зав.н. 94210425.
После перевозки фюзеляж МиГ-21 довольно «оригинально» установили на деревянные чурбачки, а чтобы он не съехал с них, ремнём прицепили хвост к столбику ограды. Надёжность на «высшем» уровне! Сейчас самолёт уже собрали и поставили на то место, где прежде стоял «лапоть» МиГ-105.11.
Следующий в списке экспонат — истребитель МиГ-23МЛ с зав.н 0390310255, выпущенный на Московском авиастроительном объединении в 1978 г.
Вот так его разгружали в Монино.
Сейчас МиГ-23МЛ установлен между Су-25 и МиГ-29, опираясь на металлические пластины («американки»), из-за чего довольно быстро «провалится» основными стойками шасси в грунт. Вовремя «бросить» для него плиту поленились, по старой музейной традиции, берущей своё начало ещё во времена СССР.
Следующий перевезённый самолёт — Су-15ТМ, выпущенный в 1974 г. в Новосибирске под номером 1015329. Мне даже удалось разыскать свой снимок этого самолёта в 2008 году, когда авиация (а тем более послевоенная) интересовали меня в гораздо меньшей степени. Я тогда посещал Поклонную гору только чтобы посмотреть на бронетехнику и артиллерию времён войны.
В Монино этот Су-15 установили рядом с М-50, вдалеке от «аллеи Сушек», потому что другого свободного места просто не осталось.
Наконец, последним перевезённым образцом стал истребитель-бомбардировщик Су-22УМ3К с зав.н. 17532372510, выпущенный в 1988 г. в Комсомольске-на-Амуре.
Его установили между М-50 и Т-4, тоже далеко от других «сушек». Кстати, на этом месте в 1987 году стоял самолёт Т-10-1 (прототип Су-27), но уже спустя год он был установлен в один ряд с другими самолётами ОКБ им. П.О. Сухого. В случае с Су-22 «воссоединение с сородичами» вряд ли будет скорым.
Самолёты переданы вроде как на временное хранение, но, говорят, сотрудники музея оформляют какие-то документы, чтобы оставить эти экспонаты в Монино насовсем. Но имеет ли это смысл? Давайте подумаем, являются ли эти самолёты ценными для монинской коллекции?
- Ка-26 — в Монино их и так было два, причём в лучшем состоянии;
- Ка-25ПЛ — в Монино есть такой же вертолёт;
- CS-102 — в Монино и так был МиГ-15УТИ;
- МиГ-17 — в Монино уже есть МиГ-17 в плохом состоянии, требующий ухода;
- МиГ-21ПФС — уже 5-й МиГ-21 в Монино, недавно привезли МиГ-21ПФМ;
- МиГ-23МЛ — мало чем отличается от имеющегося МиГ-23МЛД;
- Су-15ТМ — в музее есть прототип Т-58Д-2, различия небольшие;
- Су-22УМ3К — экспортная версия имеющегося в музее Су-17УМ3.
Очень важно, что все перевезённые экспонаты — уличного хранения, их состояние ничем не лучше состояния уже имеющихся в Монино бортов. Понятно, зачем музею Ту-134 или Ан-26 в любом состоянии — таких самолётов не было в экспозиции. Или, скажем, привезённый в прошлом году МиГ-21ПФМ — он до перевозки был в идеальном состоянии, поскольку хранился в ангаре. А «новые» экспонаты мало того что будут требовать внимания сотрудников ЦМ ВВС, так ещё и их будут бояться лишний раз трогать, чтобы не повредить и не отвечать потом перед законным владельцем.
И при всём при том, напомню, в Монино уже несколько лет валяются разобранные Ту-134АК и Ан-12Б, не говоря уже о ВВА-14, которому не могут пристыковать оперение аж с 1986 года! Ими сейчас вообще никто не занимается. Их сборку могли бы вести волонтёры, но от них музейное руководство предпочло избавиться.
Другие статьи об истории музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
Также подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!