В который раз убеждаюсь в полезности оцифровки метрических книг всего села. По документам 18 века помещиками были Нестеровы. В какой-то момент в 1830х годах в метрических книгах и исповедных ведомостях появилась Аристова Любовь Николаевна с детьми от умершего мужа Георгия Ивановича Аристова, в это же время последний Нестеров – Семен Николаевич умирает. И в ревизии 1850 года уже появилась Прибиль Надежда Георгиевна, у которой муж был Прибиль Яков Иванович из Тифлисской губернии. Мне всегда было интересно как Аристовы и Прибиль появились в нашем селе.
Сначала я нашла документы о дворянстве Прибиль Ивана Антоновича, в которых было написано, что его сыну Якову от жены Надежды Георгиевны, в девичестве Аристовой, досталось село Страхово. По сохранившимся метрикам я нашла рождение Надежды у Аристова Георгия Ивановича и его жены Любови Николаевны. Таким образом, стало ясно, что Аристовы и Прибиль – родственники. Надежде часть села досталась от матери и отца.
Но как в селе помещиками оказались сами Аристовы, пока не было ясно. Потом в одном из документов о дворянстве я нашла информацию, что Аристов Георгий Иванович – дворянин из Орловской губернии Севского уезда, а жена его, Любовь Николаева, в девичестве Нестерова. Т.е. она предположительно была родственницей Нестерову Семену Николаевичу, но кем именно она ему приходилась было не понятно. Исходя из одинакового отчества, можно было предположить, что она его сестра, но сестры с именем Любовь у Семена не было.
Далее я изучила родословную самого Семена Николаевича Нестерова. Начала с самого старого упоминания о селе в архиве ГАТО - дело о постройке церкви в селе в 1744 году по прошению помещика Нестерова Николая Михайловича. В исповедной ведомости 1763 года и ревизской сказке 1782 года помещиком числился он же.
В ревизии 1795 года помещиками указаны:
- Семен Николаевич Нестеров, а «дворовые люди и крестьяне по 4 ревизии написаны за дедом Николаем Михайловичем Нестеровым, а господину моему достались с родительницей его Натальей Ивановной Нестеровой… по наследству после смерти деда и родителя Николая Николаевича и по разделу, учиненному в 1785 году в Зарайском уездном суде с дядями его Сергеем и Петром и тетями девицами Федосьей, Марьей, Прасковьей, Александрой, Аграфеной, Натальей, Ольгой и Настасьей…»
- Катерина Николаевна Нестерова, сестра Семена, ей также досталось наследство после деда Николая Михайловича и отца Николая Николаевича.
- Наталья Ивановна Нестерова, их мать.
- Сергей Николаевич Несторов – сын Николая Михайловича и брат умершего Николая Николаевича.
В ревизии 1811 года помещиками числятся Сергей Николаевич Нестеров, Николай Павлович Селиванов (его матерью была Надежда Николаева Селиванова, в девичестве Нестерова), Катерина Николаевна Нестерова и Семен Николаевич Нестеров.
Вернемся к Любови Николаевне. Я выяснила, что она не была сестрой Семена Николаевича. Следующее предположение, что она была сестрой его отца Николая Николаевича и дочерью Николая Михайловича. Но, судя по исповедным ведомостям, она родилась после 1790 года, а Николай Михайлович к тому времени уже умер.
И вот сегодня при оцифровке метрической книги за 1811 год я нашла запись о венчании: «№1. 30 января 1811 года. Жених из Орловской губернии Севской округи села Гапонова помещик Егор Иванов 17 лет, невеста села Страхова помещика Семена Николаева сына Нестерова питомица девица Любовь Николаева дочь Семенова 16 лет. Поручителем был Алексинского уезда сельца Молчанова господин прапорщик Василий Петров сын Молчанов». Здесь не написана фамилия Егора – Аристов.
Далее я вспомнила, что мне встречалась при оцифровке запись о рождении Любови, имя очень редкое в то время в моем селе.
17 сентября 1794 года господина Сергея Николаевича Нестерова у крестьянской девки Прасковьи Феофановой родилась незаконно дочь Любовь, восприемниками были священник Николай Григорьев и сельца Иванчищева госпожа Марья Стефанова. В 1803 году Любовь Николаева была восприемницей в одной из записей (в 9 лет!) и записана вольной девкой.
Думаю, что Любовь была незаконорожденной дочерью Семена Николаевича Нестерова. Поэтому и фамилия при венчании у нее написана Семенова, то есть от имени отца. А отчество ей дали по крестному отцу. И вольную ей дали, замуж выдали за дворянина, пусть и обедневшего, и село ей перешло после смерти Семена Николаевича Нестерова. Так как у него законных детей не было. Про Семена есть интересное упоминание в книге В.В.Селиванова «Предания и воспоминания». Что у него был гарем из дворовых девок, так что незаконные дети у него могли быть. Очень мне интересно, какие были взаимоотношения между крестьянами и бывшей незаконорожденной, ставшей помещицей... Ведь среди крестьян были ее родственники. Надеюсь, что в ближайшее время напишу статью про это.
Вот так я и выяснила, как в глубинке Каширского уезда в селе Страхово появились помещики из Орловской и Тифлисской губернии.