ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»
АНСАМБЛЬ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ
Предыдущая публикация:
ШАХМАТНАЯ ГОРА
Кульминация петергофских контрастов
Золото Большого каскада уже далеко. Буйство цветников Монплезирского сада, «Солнце» Менажерии и сам Пётр, задумавший рай на морском берегу, остались позади. Монплезирская аллея манит очередным дворцовым каскадом, который уже просматривается где-то там впереди. Сомкнувшиеся кронами высокие деревья аллеи закрывают свет и делают её загадочной и таинственной. Обнаруженные рядом фонтаны-шутихи вдруг заряжают весельем и на некоторое время отвлекают от петергофской красоты. Но вот аллея заканчивается, и мир вновь наполняется светом и цветом. Открывшееся огромное пространство, ещё не постигнутое в деталях, неожиданно «выплёскивается» на гостей парка непостижимой гармонией и откликается шквалом эмоций, несмотря на притаившиеся вокруг контрасты, а может быть, именно благодаря им. Вот почему я люблю этот выбранный для прогулки маршрут, завершающий её последним мажорным аккордом.
В первый момент – всё внимание на «Шахматную гору». По мере приближения возникает ощущение, что это – продолжение мира иллюзий, сказочная декорация. Этот каскад явно вторит симметрично расположенной в западной части парка «Золотой горе». Снова пологие ступени, медленно стекающая по ним вода и античные боги, выстроившиеся на боковых лестницах на спуске. Однако – никакой романтики, зато вновь приглашение к размышлению! Над западными беломраморными божествами насмешливо-победоносно нависают ярко-раскрашенные восточные драконы. Вечное противостояние востока и запада? Насмешка, шутка, ирония? Или, всё-таки сказка, без которой не обойтись на празднике? И в довершение этой какофонии сюжетов – шахматная клетка. Добро-зло, война-мир, вымысел-реальность? Белое-чёрное – совершенный контраст! И вот теперь нужно обернуться. В диалог со сказочной горой вступают расположенные напротив Римские фонтаны – чистейшей воды классика!
История каскада «Шахматная гора»
Каскад для дворца Монплезир формировался на протяжении двух столетий. Он менял внешний облик и названия: «Малый грот», «Руинный каскад», «Драконов каскад», «Шахматная гора».
Когда Пётр 1 только начал застраивать свою петергофскую усадьбу, не зная ещё, что именно ей суждено будет стать парадной морской резиденцией с фонтанами, напротив своего усадебного дворца Монплезир на возвышенности Литоринового уступа он повелел устроить Малый грот (1716-1717, арх. И. Браунштейн) – павильон, характерный для регулярных парков 18 века. Грот состоял из двух встроенных в гору сооружений, соединённых залом для отдыха.
Но уже в 1721 году, когда начались работы по созданию царской морской резиденции в Петергофе и общий её план был составлен, началась перестройка Малого грота под очередной каскад. Идея Петра заключалась в том, чтобы он выглядел как руины, символизирующие взятие русскими войсками шведских крепостей в ходе Северной войны. В основу проекта «Руинного каскада» был положен Малый каскад, понравившийся Петру во время его посещения французской усадьбы Марли. В ходе работ на склоне были сооружены 33 мраморные ступени и аркада гротов, откуда выглядывали устрашающие змеиные головы, извергающие воду. Наверху каскада планировалась установка статуи «Телега Нептунова» – колесницы повелителя морей, запряжённой четвёркой морских коньков. Статую успели отлить при Петре, но после его смерти работы по созданию грота были остановлены и возобновились только при Анне Иоанновне.
Нептуна поставили в Верхнем саду (в бассейне, где сейчас стоит фонтан «Нептун», приобретённый императором Павлом в Нюрнберге»), а грот перестроили в соответствии с новым проектом. Он получил название «Драконова гора» (1738-1739, арх. И. Бланк, И.Давыдов). С вершины спускались четыре пологие деревянные ступени, выложенные туфом. Между камнями выбивались струи воды. На вершине был устроен небольшой грот, который охраняли раскрашенные деревянные статуи драконов. Они извергали из пастей бурлящую воду, которая спускалась по туфовым спускам и падала в бассейн у подножия каскада, скрывая водяной завесой второй грот. Вдоль каскада были сооружены лестницы, на которых расставили мраморную скульптуру.
Деревянные конструкции каскада очень быстро обветшали. Во второй половине 19 века со сливных ступеней сняли тяжеловесную облицовку из туфа, а поверхность обтянули просмоленным холстом и раскрасили чёрными и белыми квадратами, что должно было напоминать мраморный пол парадного зала Монплезира и определило новое название каскада – «Шахматная гора». Деревянных драконов со временем заменили на свинцовые статуи, изготовленные по рисунку Николая Бенуа. В этом облике разрушенный в годы Великой Отечественной войны каскад и восстановили. Деревянные ступени обили листовым железом, а исчезнувшие фигуры драконов отлили из бронзы.
Римские фонтаны
Партер перед «Шахматной горой», так же как перед «Золотой горой» и «Большим каскадом», украшают два парных фонтана (1839, арх. И. Бланк, И.Давыдов). В этот раз прототипом им послужили фонтаны, установленные перед собором святого Петра в Риме, и они получили название «Римские». Первые фонтаны, как и большинство сооружений того времени, были изготовлены из дерева и покрыты свинцом, а потому их неоднократно перестраивали. Уже к концу 18 столетия их сложили из кирпича и облицевали гранитом и мрамором. Внешний облик несколько изменился. Две плоские чаши на широком восьмигранном основании, одинаковые по форме, но разные по размеру, поставлены друг на друга. Струи воды, поднимаясь над верхней чашей, падают на нижнюю и, разбиваясь о её края, спускаются в нижний бассейн, окутывая постаменты плотной водяной вуалью. Порывы ветра пытаются её откинуть, демонстрируя цветочные гирлянды, декорирующие пьедестал, а бесстрастные маскароны с любопытство выглядывают в прореху. Этот декор был изготовлен уже в начале 19 столетия (1817, скул. И. Мартос). Как и всё вокруг, Римские фонтаны были разрушены немцами и воссозданы по архивным материалам.
Перед «Шахматной горой» – самое большое открытое пространство Нижнего парка. Большую часть площади размером около 1 гектара занимают цветочные партеры. Яркие клумбы и деревья в виде пирамид, конусов, спиралей и других затейливых фигур разместились в двух буленгринах – газонах, лежащих ниже уровня земли. Это позволяет, с одной стороны, не отвлекать от созерцания каскада и фонтанов, с другой стороны, лучше рассмотреть сами цветники. А потому, находясь в этой части парка, все детали ансамбля воспринимаются сначала по частям. Чтобы оценить его целиком, нужно взглянуть на картину с разных ракурсов. Типичный приём барочных ландшафтных мастеров 18 века!
До Александрии и обратно
Перед «Шахматной горой» всегда многолюдно. От выводящей к ней Монплезирской аллеи в разные стороны расходятся дорожки. Та, что уходит на запад, выведет к Большому каскаду, и круг замкнётся. Прогулка по праздничному Петергофу завершится. Этот момент всегда хочется оттянуть, несмотря на усталость и переполняющие впечатления.
Заманчиво отправиться в маленькое путешествие в незнакомую Александрию, которая граничит с Нижним парком. Синий паровозик так и маячит перед глазами, призывно весело позванивает в колокольчик и приглашает познакомиться с ещё одним парком из окон почти игрушечных вагончиков. Но, как бы не казалась такая прогулка соблазнительной, поддаваться на искушение не стоит. Петергоф ничем не надо «разбавлять». Тогда «послевкусие» от первой встречи с ним ещё долго можно будет смаковать.
Если сесть на паровозик, то выйти из него и погулять по Александрии не получится. Он проедет по дорожкам и вернётся к «Шахматной горе». В Александрию нужно отправиться в другой раз, чтобы неспешно гулять по извилистым дорожкам пейзажного парка, любоваться его готическими постройками и дворцовыми интерьерами двух маленьких сельских домиков, в которых протекала частная семейная жизнь российских монархов в 19 веке,
Александрия была создана при Николае 1 для уединённого загородного отдыха его семьи к востоку от парадной резиденции Петергоф. К усадьбе выводит Никольская аллея Нижнего парка, начинающаяся у «Шахматной горы». Но если отправиться по ней пешком, в Александрию всё равно не попадёшь. Надо будет выйти из Нижнего парка и купить билет на вход в Александрию.
Никольская аллея, как и Марлинская после её пересечения у памятника Петру 1, тянется в той части Нижнего парка, в которой почти нет «развлечений. Это тихое место для прогулок на природе, в тени высоких деревьев. Здесь любят гулять местные жители (особенно в тот период, когда вход в парк бесплатный). И сюда стоит заглянуть хотя бы однажды тем, кто регулярно возвращается в Петергоф. Пройти через весь парк, надышаться пьянящим воздухом с нотками моря и леса, побродить по Большому Лабиринту, выйти к морю, посидеть на камнях и послушать шелест волн, а затем неспешно вернуться на шумные аллеи праздничного Петергофа, чтобы вновь оценить контрасты его восточной части.
Ближе к Монплезирской аллее на пути непременно появятся белки-попрошайки, собирающие вокруг себя толпы восторженных туристов. Однажды наблюдала, как местный экскурсовод «потерял группу», которая должна была следовать за ним. Остановился у объекта – а никого нет! Группа отстала, увлеклась встретившейся на пути белкой. Молодой человек вернулся к туристам и объявил: «Внимание! Перед вами главный экспонат петергофского парка. Называется – «Вау-белка!» Было очень весело. Но эти забавные зверюшки – тоже часть прогулки по Нижнему парку. Иной раз, они, в самом деле, способны отвлечь от всего петергофского великолепия!
Продолжение скоро, а начало прогулки здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!