Найти в Дзене
Аргументы недели

На кладбище – со школьной скамьи: или какова цена ночного рёва

   На кладбище – со школьной скамьи: или какова цена ночного рёва
На кладбище – со школьной скамьи: или какова цена ночного рёва

Питбайк. Сроду не знала, что это такое. Но когда возле твоего дома днём и ночью со всех сторон ревут какие-то двигатели, поневоле начнёшь разбираться в сортах мотоциклов. Особенно учитывая, что дрындёж их похож на звук беспилотника — просыпаешься посреди ночи, и потом долго не можешь уснуть. Знакомо? Думаю, да, многим такая картина до боли известна, особенно тем, кто живёт в приграничных областях.

У вас что, запасные дети есть?

Порывшись в интернете, нашла информацию о том, что есть даже мини-питбайки, на которых детей обучают гонять чуть ли не с садика. Но — на специальных трассах и с опытными тренерами, которые в первую очередь обучают технике безопасности. В обычной жизни такие вот «спортсмены» — особенно подростки, которые, естественно, курсы вождения не проходили — зачастую отправляются прямиком на кладбище, нередко прихватив с собой ещё пару-тройку человек... Но больше всего удивляют родители, которые покупают эти байки своим чадам — у вас что, запасные дети есть?

В конце лета муж молча показал мне видео, на котором какой-то водитель на машине, как кегли, сбивает трёх питбайкеров, стоящих на дороге впереди него, а потом стоит и спокойно ждёт ГИБДД. Сами «кегли» сразу же поднимаются — видимо, водитель специально рассчитал силу удара, чтобы никого не покалечить. Испугались... А я ужаснулась — до какой же степени нужно было довести человека, чтобы он на такое пошёл? Наверное, до последней…

Что делать? Надо действовать!

В общем, поняла, что нужно что-то делать, но действовать, естественно, другим путём. Как оказалось, проблема эта с кучей подводных камней. Но обо всём подробнее…

Начала с того, что позвонила в пресс-службы областного Воронежского ГИБДД, Роспотребнадзора, а также в районную администрацию — экологу. Потому что проблема ещё и в том, что все эти покатушки, во-первых, нарушают экологию леса, а во-вторых, «беспокоят» овраг рядом с нашим домом. Я ещё со школьных уроков по географии помню, что овраги трогать вообще нежелательно, иначе могут начать разрастаться. А мы живём прямо рядом с оврагом, и вот ну прямо совсем не хочется, чтобы он куда-нибудь разросся. Эти гаврики покатаются в удовольствие, а нам потом что делать? А нашим детям?

Роспотребнадзор отказал сразу. Вежливо. Уважительно. Мы, мол, не можем измерить импульсный шум, который меньше 15 минут длится. Немного странно, учитывая, что даже на мобильник можно скачать измеритель шума, который вполне себе фиксирует и более краткосрочный шум. Но как тут поспоришь? Наверное, поверенные и официально зарегистрированные приборы… Ну, может, устарели сильно. Тогда вопрос к Федеральному Роспотребнадзору — может, уже пора идти в ногу со временем и каким-то образом делать то, что может даже мобильный телефон?!

Эколог нашего района Оксана Свиридова оказалась более лёгкой на подъём. Мы с мужем забрали её на машине, показали места сбора этих мотоциклистов.

Вот вывод:

«Территория леса, граничащая с населённым пунктом, представляет собой пересечённую местность. Сосновый лес располагается то на возвышенности, то переходит в овраг. Овраг с разными по характеру склонами: у вершины — крутыми, по мере приближения к устью — более пологими. На территории указанного оврага питбайкерами устроены трассы для экстремальной езды, вследствие чего наносится значительный ущерб экосистеме оврага. Негативные последствия езды на питбайках представляют собой в первую очередь разрушение почвенного покрова, колёса питбайков нарушают структуру почвы, уплотняют её и создают колеи, что препятствует росту растений и способствует эрозии грунта. Кроме этого, происходит повреждение растительности. При движении питбайков повреждаются корни деревьев и кустарников, ломаются ветки, уничтожается трава и мох, что снижает биоразнообразие и нарушает экологический баланс. Повышенная нагрузка на лесные тропинки ускоряет процесс разрушения покрытия, делая путь труднопроходимым для всех остальных пользователей леса. Также работа двигателя питбайка создаёт шум и выбросы выхлопных газов, негативно влияющие на граждан, проживающих в непосредственной близости, животных и растения. Стоит отметить, что движение на питбайках по оврагу может привести к рельефному изменению, увеличению и росту оврага, что в свою очередь приведёт к чрезвычайным последствиям для людей, проживающих на границе с ним».

Патрулируем местность

Что касается ГИБДД, то пресс-служба в лице Татьяны Ивановны Сушковой тоже сразу пошла на встречу. Через пару дней после телефонного разговора с ней мне позвонил Алексей Анатольевич Стеблев, начальник нашего районного Семилукского ГИБДД.

— Вы где сейчас? Через 15 минут буду свободен. Подъезжайте, — сказал он.

Естественно, бросили с мужем всё и приехали. Чуть подождала в кабинете уже знакомой сотрудницы Елены. Поболтали.

Заходит мужчина и буравит меня взглядом — ну точно, думаю, начальник.

— Алексей Анатольевич?

— Да.

— Ну, пойдёмте.

— Так, вообще-то я здесь командую, — больше смеётся, нежели сердится Алексей Анатольевич. — Пойдём!

Объяснила ситуацию, которая оказалась до боли знакомой и начальнику в том числе. Потому как тоже ни днём, ни ночью покоя нет даже дома — собака каждую ночь разрывается лаем, слыша постоянный рёв.

Нам выделили экипаж ГИБДД, который в пятницу и субботу патрулировал местность. Только вот толку от этого как не было, так и нет. И это не камень в огород правоохранителей. Они бы и рады, но нет реального законного механизма, чтобы привлечь взрослых байкеров, которые не выезжают на дороги общего пользования (а мы понаблюдали — они действительно заезжают в лес с прицепами, на которых и везут эти выматывающие душу звуками питбайки).

Что же касается малолеток, тут в некотором роде немного проще. В нашей Воронежской области, по словам Стеблева, составлено 110 актов на нерадивых родителей, которые позволили управлять всевозможными родами и видами байков и мотоциклов своим несовершеннолетним детям. 10 из этих актов составлены в нашем Семилукском районе. Штраф, между прочим, немаленький — 30 тысяч. Ещё и нахождение в ночное время на улице — прекрасный повод обратиться как минимум в службу опеки. Кстати, как мне пояснили в ГИБДД, достаточно видео подростка на питбайке или чём-то подобном, чтобы сотрудники госавтоинспекции начали разбирательство.

Но, с другой стороны, с малолетками сложнее именно на дорогах. Они едут, как правило, в шлемах, и совершенно спокойно и нагло показывают «гайцам» неприличные жесты — мол, а что вы с нами сделаете, вам за мотоциклами гоняться запрещено.

«Они же дети. Они хотят. Что я поделаю?»

Однажды с мужем наблюдали такую картину: стоят два взрослых мужика на питбайках напротив нашего дома. Мимо туда-сюда проезжает пацан лет восьми на минике, газует изо всех сил. Взрослые «коллеги» ему — мол, молодец, пальцами «класс» показывают. Ну мальцу-то, понятное дело, прикольно и весело, тем более, когда взрослые хвалят. Но вопрос к этим мужикам: у вас вообще всё с головой в порядке? Вы чему ребёнка учите? Плевать на тех, кто рядом?

В нашем тихом сельском проулке вообще стало опасно жить, уж не говоря о шуме.

— Шла недавно по нашему проулку, — говорит местная жительница, пятнадцатилетняя Анна. — Из леса выехали два байкера. Я отбежала в сторону, чтобы не сбили. Они промчались мимо на огромной скорости, чуть меня не задели, подняли столб пыли, на которую у меня началась аллергия. Теперь ходим с братом и сестрой, оглядываясь, не несётся ли кто за спиной.

Кстати, я сняла видео прямо на нашей дороге. Едет байкер в шлеме, а за ним на заднем сидении девочка — наша, местная, 16 лет — без головы, ну, точнее, без шлема. Ну и без головы, кажется, тоже. Следом ещё такая же пара. Хотя удивляют не они, а их родители. Я лично своим детям сказала — увижу на мотоцикле, голову сниму, до 18 лет будете, как миленькие у меня дома сидеть. И уж совсем никак мне ни разу не проходило в голову покупать им самим какие-нибудь средства передвижения, хоть чуть мощнее велосипеда.

Но другие родители покупают подросткам, порой совсем мелким, и квадроциклы, и мотики, и питбайки. На вопрос: «Зачем?» ответ простой: «Они же дети. Они хотят. Что я поделаю?».

Ну правильно, конечно, что вы можете поделать с желаниями своих детей? Наверное, куда проще потом стоять у гроба с чёрным платочком на голове и рыдать: «Ой, ну как же это мы тебя упустили?!». А вам не приходило в голову, что купить ребёнку подобное средство передвижения — примерно то же самое, что и вручить ему заряженный пистолет поиграть. Куда может полететь пуля — только Бог ведает. В том числе и в само жаждущее приключений чадо.

А статистика — вещь упрямая. Со слов врачей, с ранней весны и до поздней осени травмы и морги забиты под завязку любителями всевозможных мото-покатушек.

По данным пресс-службы Воронежской областной госавтоинспекции, в регионе с начала года по вине водителей мототранспорта произошло 145 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 16 человек. Кстати, выросло на 85 процентов также количество ДТП с участием электросамокатов (СИМ) — один погибший и 57 пострадавших (рост 103 процента). Но если с СИМ как-то начали бороться — ограничивать скорость, места передвижения, а кое-где и вовсе запретили, — то в случае с питбайками особенных запретов пока что нет. И, кажется, пока что не предвидится, несмотря на то, что они и гораздо тяжелее, и значительно быстрее СИМ.

**Подростковые «пошумелки»**

Самих подростков легко понять. Очень здорово потребность во всевозможных «пошумелках» описана у Виктора Дольника в книге «Непослушное дитя биосферы». Смысл в том, что подростки-обезьяны, исключённые пока что из продолжения рода из-за слабости по малолетству, собираются во всевозможные группы, чтобы пошуметь. Привлечь внимание. Дольник объясняет, что и поведение человеческих недорослей оттуда же родом — от обезьян.

Спросила у знакомого психолога Алексея Лисенко, почему такое происходит.

— Говоря о детях, в первую очередь необходимо обратиться не к ним самим, а к их родителям, — считает Алексей. — Хотя не все родители готовы это признавать и принимать ответственность. Подростковый возраст — время проявления и заявления себя как личности на весь окружающий мир. При этом подростки, ещё не будучи полностью адаптированы к социальной жизни, не всегда понимают те правила, нормы и принципы жизни, которые не следует переходить. Некоторые из подростков увлекаются именно мотоспортом в том или ином виде. И проявить себя здесь можно либо купив более дорогой агрегат — но на это не всегда хватает денег, либо громко заявить о себе. А для этого большие деньги не нужны — можно просто изменить конструкцию глушителя, чтобы ревел во всеуслышанье. А что во все времена заставляет подростков выделяться? Наверное, тот самый межпоколенческий разрыв, описанный в теории поколений. Молодые люди, недовольные образом жизни, образом мыслей своих родителей, стараются сделать этот мир качественно другим. А пока они подростки — проявляются, как могут, в силу воспитания. К тому же, большинство родителей этих подростков — люди, выросшие в дефиците, хлебнувшие те времена, когда вокруг ничего не было, а если что-то и было доступно, стоило больших денег и было просто не по карману. Поэтому сейчас, когда есть возможность что-то купить, многие взрослые зачастую неосознанно компенсируют свои детские комплексы через своих детей.

Не только мотоциклы, но и машины также уродуют как подростки, так и те, кто, скажем так, задержался в подростковом возрасте, сколько бы ему ни было лет. Вы же наверняка видели на улицах «опущенные» машины, зачастую тоже без глушителя? Ну вот мне кажется, это из той же оперы. Думают, что это круто, а люди со стороны крутят пальцем у виска, особенно когда эти опущенные «тазики» начинают переползать через лежачих полицейских, порой даже с использованием подкладываемых под колёса досок. До такого бреда надо ещё суметь докатиться… Но опять же, почему не издать закон, который позволял бы штрафовать таких вот «умельцев». Опустил машину, изменил конструкцию — плати штраф. Второй, третий. А потом лишение прав. Ну ведь правда же зачастую такие вот «опущенные» создают аварийные ситуации на дорогах.

В общем, проблема довольно серьёзная. В нашем, например, случае, есть ещё вопрос о взаимодействии служб. Ну вот напишет местный эколог в Росприроднадзор свои выводы. А дальше что? Нужна же персонификация. А тут без ГИБДД никак не обойтись. Ну не будет же Росприроднадзор стоять возле оврага и ловить нарушителей! Разве что с участковым. Но тут, опять же, вопрос взаимодействия. А вот с этим прямо явные проблемы, потому что механизма, который это взаимодействие определяет, попросту нет.

Актуальный комментарий. Станислав Рывкин, адвокат

«Проблема эта явно не надуманная и простого решения не имеет. Соответственно, решать её нужно комплексно.

Так, питбайк не относится к полноценным транспортным средствам. На данный момент его принято считать спортинвентарём. Питбайк не имеет некоторых элементов, необходимых для допуска к эксплуатации на дорогах общего пользования. Передвигаться на нём по таким дорогам (в том числе и грунтовым), как и по обочинам или тротуарам, запрещено. Будучи предназначенным для езды на специализированных закрытых трассах и спортивных площадках, доставлен он туда своим ходом также быть не может.

Однако по факту на дорогах оседлавших этот снаряд наездников мы видим всё чаще. Со всеми вытекающими. Отсюда вывод первый — необходимо действенное правовое регулирование.

Возможно, введение регистрации этих спортивных снарядов с необходимостью получения водительского удостоверения. По крайней мере, для моделей «верхней линейки», развивающих, как известно, скорость до 80–100 км/ч. Подчеркну — речь не идёт о буквальном приравнивании их к транспортным средствам. Ряд действующих для питбайков ограничений вполне можно сохранить.

На мой взгляд, законодателям следует серьёзно подумать об ужесточении ответственности нарушителей. А в случаях с лицами, не достигшими 16 лет, — их родителей.

Сразу оговорюсь, что мне известны несколько случаев, когда суд признавал питбайк транспортным средством в случае выезда на дорогу. Но, во-первых, решения эти не бесспорны. Во-вторых, подобные вопросы должны регулироваться законом, а не судебными прецедентами.

Та же проблема со штрафами. На данный момент за выезд на дорогу водителей питбайков старше 16 часто штрафуют по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления) на сумму от 5000 до 15 000 рублей. Плюс питбайк могут увезти на штрафстоянку. Однако подобный подход — это в каком-то смысле «натягивание совы на глобус». Согласитесь, если выдача водительского удостоверения для управления питбайком не предусмотрена, то при чём тут право на управление? По другим статьям (отсутствие мотошлема, превышение скорости, проезд на красный свет и пр.) ответственность и того меньше.

Какой из всего изложенного следует вывод? Конечно, необходимо более совершенное законодательное регулирование.

Другая проблема кроется в ненадлежащем применении уже действующих правовых механизмов.

Например, работа сотрудников ГАИ на дорогах иногда оставляет желать лучшего. Если, конечно, не считать их виртуозного умения вычислять нетрезвых водителей.

Проблемы с замерами Роспотребнадзором шума лежат, если не в плоскости слабого правового регулирования, то в ненадлежащем техническом оснащении.

Представление о том, что питбайкеры могут, например, свободно бороздить лесные просторы, неверно в корне. Во многих регионах России действует запрет на использование моторных транспортных средств, включая питбайки, на территориях лесных массивов, если это не предусмотрено специальными трассами для мотоспорта. Кроме того, на определённых участках леса могут действовать дополнительные правила, касающиеся охраны природы, и в этих местах использование питбайков также может быть запрещено. Вывод — необходим действенный контроль со стороны соответствующих органов и уполномоченных лиц: государственных (Рослесхоз), муниципальных, лесных инспекторов. Опять же, хорошо оснащённых. Леснику на велосипеде или лошади с обозначенной проблемой справиться вряд ли по силам.

К слову говоря, и бытующее расхожее мнение о том, что за «байкером» сотруднику Госавтоинспекции «законом гоняться запрещено», не более чем миф. Никаких ограничений на преследование инспектором лица, нарушившего ПДД, закон не содержит. В том числе — мотоциклиста или питбайкера.

И последнее. Случаев, когда подобные проблемы счастливо разрешались одними лишь запретительно-репрессивными мерами, мне не известно. Тем более с подростками. С ними необходим диалог (очень не хочется называть это казённым «разъяснительно-воспитательная работа»). Причём действенный и постоянный. Я, например, уверен, что какого-нибудь мастера спорта по мотокроссу они скорее услышат, чем госавтоинспектора».

Подпишитесь на Telegram "АН": больше эксклюзивов и оперативной информации!