Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Как путешественники использовали акварельные краски: От дневников первооткрывателей до скетчбуков современного туриста

Акварель и путешествие — это многовековой роман, основанный на легкости, скорости и яркости впечатлений. До изобретения фотографии именно акварель была главным инструментом документации мира. Но и сегодня, в цифровую эпоху, она не теряет своей актуальности. В конце этой заметки я дам вам идеи для зарисовок в путешествии, а пока немного истории вопроса. В XVIII–XIX веках акварель выполняла роль «фотоаппарата» и научного инструмента. Художники-натуралисты, как Мария Сибилла Мериан, сопровождали экспедиции, чтобы зарисовать флору и фауну Нового Света. Акварель идеально подходила для передачи тончайших оттенков и деталей растений и насекомых. Красиво получалось, правда? Офицеры и инженеры фиксировали ландшафты, карты, корабли и фортификации. Краски быстро сохли, не растекались в походных условиях, а набор занимал минимум места. Знаменитый журнал «Русский художественный листок» (РХЛ) Василия Тимма, рассказывавший о жизни империи, во многом опирался на акварельные зарисовки. Путешественни
Оглавление

Акварель и путешествие — это многовековой роман, основанный на легкости, скорости и яркости впечатлений. До изобретения фотографии именно акварель была главным инструментом документации мира. Но и сегодня, в цифровую эпоху, она не теряет своей актуальности.

В конце этой заметки я дам вам идеи для зарисовок в путешествии, а пока немного истории вопроса.

Джейкоб Маррель, портрет Марии Сибиллы Мериан, 1679 г.
Джейкоб Маррель, портрет Марии Сибиллы Мериан, 1679 г.

Эпоха Великих географических открытий: «Документальный инструмент»

В XVIII–XIX веках акварель выполняла роль «фотоаппарата» и научного инструмента. Художники-натуралисты, как Мария Сибилла Мериан, сопровождали экспедиции, чтобы зарисовать флору и фауну Нового Света.

Мария Сибилла Мериан, Тюльпаны, 1677 г. Акварель
Мария Сибилла Мериан, Тюльпаны, 1677 г. Акварель

Акварель идеально подходила для передачи тончайших оттенков и деталей растений и насекомых. Красиво получалось, правда?

Василий Тимм, РХЛ, Выезд Его Величества Государя Императора из Бахчисарая, 1856 г. Литография
Василий Тимм, РХЛ, Выезд Его Величества Государя Императора из Бахчисарая, 1856 г. Литография

Офицеры и инженеры фиксировали ландшафты, карты, корабли и фортификации. Краски быстро сохли, не растекались в походных условиях, а набор занимал минимум места. Знаменитый журнал «Русский художественный листок» (РХЛ) Василия Тимма, рассказывавший о жизни империи, во многом опирался на акварельные зарисовки.

Джон Роберт Козенс, Ариччья. Ок. 1778. Бумага, акварель.
Джон Роберт Козенс, Ариччья. Ок. 1778. Бумага, акварель.

Путешественники вроде Джона Роберта Козенса зарисовывали пейзажи, а также античные руины, восточные базары и европейские соборы, создавая бесценный исторический архив.

Джон Роберт Козенс, Малый храм в Пестуме. 1782. Картон, акварель.
Джон Роберт Козенс, Малый храм в Пестуме. 1782. Картон, акварель.

Акварель была незаменима, потому что её можно было использовать в полевых условиях: достаточно кисти, небольшого набора красок в кюветах и фляги с водой.

«Grand Tour» и рождение туристического скетчинга

В XIX веке состоятельные европейцы отправлялись в «Большое турне» по миру. Акварельный скетчбук стал обязательным спутником джентльмена или леди.

Эжен Фланден и Паскаль Кост, Мечеть имама в Исфахане, 1840 г.
Эжен Фланден и Паскаль Кост, Мечеть имама в Исфахане, 1840 г.

Вместо магнитов привозили собственноручно сделанные зарисовки, а умение рисовать считалось признаком хорошего тона. Зарисовки вписывали в дневники и письма, делясь впечатлениями с близкими.

Именно тогда появились карманные акварельные наборы в изящных жестяных коробочках с откидными крышками, которые служили палитрой. Они были настоящими произведениями искусства сами по себе.

Практические хитрости путешественников-художников

Как они организовывали процесс в дороге?Использовались складные кисти, маленькие флакончики для воды и блокноты с плотной бумагой. Художники выбирали пигменты, не выцветающие на солнце (например, охры, умбру, кобальт), и избегали нежных красок вроде кармина. Акварель позволяет сделать законченный этюд за 15–30 минут, пока не поменялся свет или не уплыла лодка.

Акварель в XXI веке: Почему она жива?

Несмотря на наличие смартфонов, акварельный скетчинг переживает ренессанс. Процесс создания рисунка помогает «подключиться» к месту, увидеть детали, которые ускользают при фотосъемке.

По всему миру действуют движения вроде Urban Sketchers (Городские зарисовщики), объединяющие людей, которые рисуют города «с натуры».

Симферополь. Автор: крымский художник Евгений Бадусев (Eugene Badusev)
Симферополь. Автор: крымский художник Евгений Бадусев (Eugene Badusev)

Кроме того, современные художники часто сканируют акварельные наброски и дорабатывают их в планшетах, сочетая аналоговую текстуру и цифровые возможности.

И напоследок: что порисовать в путешествии? Идеи для вдохновения

  • Архитектурные детали: Резные балконы в Стамбуле, вывески в Токио, двери в Лиссабоне.
  • Еда: Сочные цвета фруктов на рынке, кофе в крошечной чашке, уличная еда.
  • Пейзажи: Горные вершины, морские побережья, улочки старых городов.
  • Люди в движении: Силуэты на фоне заката, уличные музыканты, рыбаки.

Акварель была и остается идеальной спутницей путешественника. Она учит нас не просто «ставить галочку» у достопримечательности, а вглядываться в нее, пропускать через себя и сохранять не просто изображение, а впечатление — лёгкое, воздушное и живое, как сам мазок акварельной краски.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.