Ранее в этом году Идрис Эльба сыграл премьер-министра Великобритании в
фильме « Главы государств », масштабном и шумном фарсе производства
Amazon. На этой неделе на Венецианском кинофестивале он играет
американского президента в фильме «Дом динамита» — напряжённом, точном и
чрезвычайно отрезвляющем триллере производства Netflix. Это
свидетельствует о его многогранном таланте.
«Динамит» —
долгожданный новый фильм режиссёра Кэтрин Бигелоу , чья последняя работа
вышла почти десять лет назад. Это был « Детройт », основанный на
реальных событиях; три её предыдущих фильма, включая высоко оцененные и
отмеченные наградами « Повелитель бури » и « Цель номер один », также
были историческими драмами. «Динамит» по сценарию Ноэля Оппенгейма —
вымысел. Это также предупреждение. Слоган фильма на постерах: «Не если.
Когда».
И ответ на вопрос «Когда что?» — ядерная война. В старых
фильмах об этом апокалиптическом сценарии такая возможность
рассматривалась как результат несчастного случая. Здесь, возможно, это
не так.
Фильм состоит из трех частей; в конце каждой части
временная шкала перематывается к началу или около того. Состав
участников разнообразен, включая людей, которые являются экспертами в
своих областях и обучены принимать важные решения. Но также мы видим
людей с семьями и банальной жизнью в кольцевой дороге и повседневными
заботами. Сотрудник министерства обороны, который присматривает за
ребенком с лихорадкой. Диспетчер ситуационной комнаты, которая
обнаруживает, что смотрит в свой худший день. Специалист на военной базе
теряет самообладание после телефонной ссоры со своей девушкой и вскоре
обнаруживает, что ему приходится пытаться сбить ракету, возможно,
северокорейского происхождения, прежде чем она упадет на Чикаго. И
многое другое. Есть министр обороны, чья любимая дочь на самом деле
живет в Чикаго. Наконец, есть президент, который появляется только через
час после начала фильма, но его часто можно услышать в различных
амфитеатрах без окон, подключенных к различным видам мира, отслеживая
траекторию вышеупомянутой ракеты.
Можно ли сбить это оружие в
воздухе? Возможно ли это или нет, ответят ли США? Бигелоу переносит
нас не только в высшие эшелоны власти, но и в ракетные шахты в центре
Америки, которые приводятся в состояние боевой готовности. В какой-то
момент мы оказываемся в эпицентре реконструкции Гражданской войны, но
фильм не путешествует во времени, чтобы что-то доказать: важная
переводчица проводит там день со своим сыном. В фильме есть ещё пара не
совсем фальшивых моментов, и все они соответствуют теме. Каким бы
душераздирающим ни был фильм, наблюдать за тем, как Бигелоу всё это
организует, – настоящее удовольствие. И это ещё и познавательно,
возможно, не совсем так, как хотелось бы. На экране появляются
аббревиатуры, затем буквы растягиваются, и на их месте появляются слова.
Например, SSNB означает «Самодостаточный ядерный бункер», который вы
наверняка захотите купить после просмотра фильма… Но, думаю, эта
структура в конечном счёте недоступна для обычного потребителя.
Ребекка
Фергюсон играет Оливию Уокер, маэстро Ситуационной комнаты; Трейси
Леттс — генерала Бейкера, который успевает сделать несколько звонков,
прежде чем дело будет передано президенту. Обе актрисы играют роли
компетентно и добросовестно, с исключительным мастерством, что ещё раз
подтверждает точку зрения Бигелоу и Оппенгейма о том, что всё это в
конечном итоге не имеет значения, когда начинается Defcon 1.
Взвешивая
варианты, генеральный директор Эльбы кипит гневом на генерала Бейкера:
«Это безумие». Сохраняя хладнокровие (которое, кстати, чертовски
хорошо), Бейкер отвечает: «Это реальность». Способность Бигелоу брать
ряд гипотетических ситуаций и превращать их в повествовательную
реальность никогда не была столь точной и беспощадной. Ирония сценария
заключается в том, что персонал, изображённый здесь, был тщательно
подготовлен к действиям в такой ситуации. Но как только ситуация
становится реальностью, эти ребята не могут не развалиться. Ничто не
сравнится с ядерной боеголовкой, направляющейся в крупный американский
город, и, возможно, на подходе ещё больше, которая преподнесёт вам на
блюдечке «то, что центр не может удержать».