Теперь в истории 47-летней альпинистки Натальи Наговициной можно официально ставить точку. Вчера был организован запуск коптера, который показал всю правду. Хронология событий и все новые подробности - в этой статье.
Наталья Наговицына стремилась получить престижное звание "Снежный барс", для чего необходимо было покорить все семитысячники бывшего СССР. За плечами спортсменки к 2025 году было уже более тридцати успешных восхождений, среди которых особенно значимыми стали покорения пика Коммунизма, пика Ленина и Хан-Тенгри.
Её главной целью оставался Пик Победы - грозная вершина Тянь-Шаня высотой 7439 метров, считающаяся одной из самых сложных. Наговицына уже дважды пыталась достичь этой вершины: первая попытка в 2020 году не увенчалась успехом, а во время второй, в 2024 году, инструктор принял решение развернуть группу из-за недостаточной, по его мнению, подготовки альпинистки.
В марте этого года Наталья получила перелом, но это не стало препятствием. Уже в июле она восстановилась и начала интенсивную подготовку к восхождению на Пик Победы. Несмотря на неполное срастание кости, Наталья даже совершила восхождение на пик Ленина для акклиматизации. Провожая её в московском доме, сын Михаил стал свидетелем того, как мать, собирая рюкзак, с воодушевлением повторяла буквально следующее.
Хронология. В начале августа Наталья вступила в состав международной группы альпинистов, куда помимо неё вошли россиянин Роман Мокринский, немец Гюнтер Зигмунд и итальянец Лука Синигильи, с которым она познакомилась четырьмя годами ранее.
Экспедицию организовывала киргизская туристическая компания "Аксай-Трэвел", которая взяла на себя обеспечение трансфера, медицинской поддержки и радиосвязи. За 27-дневный тур участники заплатили около трёх тысяч долларов. Как опытный альпинист, Наталья тщательно подготовилась к восхождению, взяв с собой всё необходимое снаряжение, включая качественный спальный мешок, горелку и достаточный запас продовольствия.
12 августа группа достигла заветной вершины. Однако триумфальное восхождение омрачилось бедой на спуске, когда Роман Мокринский потерял равновесие и увлёк за собой Наталью. В результате падения Наговицина сломала ногу. Роман оказал пострадавшей первую помощь, зафиксировал травмированную конечность, установил палатку и отправился за помощью, оставив Наталье необходимые припасы.
Женщина осталась в крошечной палатке под нависающей скалой на высоте 7200 метров.
На следующий день Гюнтер и Лука вернулись к Наталье, доставив дополнительный спальный мешок, горелку и продовольствие. Попытки организовать спуск пострадавшей не увенчались успехом из-за развившегося у неё обморожения и сильного истощения. Лука, консультировавшись с врачом по рации, узнал о развитии у себя отёка мозга. 15 августа на высоте 6800 метров его не стало. Он стал первой жертвой этой злополучной экспедиции. Гюнтер, также получивший травмы, сумел спуститься в базовый лагерь.
16 августа был направлен вертолёт Ми-8 с группой российских альпинистов для проведения спасательной операции. Экипаж эвакуировал Гюнтера и Романа, находившихся на доступной для вертолёта высоте, однако добраться до Натальи не удалось.
При посадке на высоте 4600 метров воздушное судно получило повреждения: пилот получил перелом позвоночника, а спасатель - вывих таза. Пешая группа под командованием Виталия Акимова предприняла попытку достичь Натальи, но на отметке 6500 метров у руководителя операции обострились проблемы со здоровьем, вынудившие команду повернуть обратно.
19 августа появилась проблеск надежды: с помощью дрона удалось зафиксировать живую Наталью, которая, находясь в палатке, подавала сигналы, махая рукой.
Эти кадры вселили оптимизм в её сына Михаила, отчаянно добивавшегося продолжения спасательной операции. Изначально Федерация альпинизма России наметила на 24 августа новую миссию: планировалось задействовать усовершенствованный коптер для мониторинга состояния альпинистки с последующим возможным вылетом вертолёта под управлением итальянского пилота.
Однако стихия поставила крест на этих планах: плотный туман, обильный снегопад и абсолютная нулевая видимость сделали любой полёт крайне рискованным. Спасатели находились в режиме ожидания благоприятных погодных условий, но время работало против них - сезон восхождений на Пике Победы подошёл к концу, а усилившиеся морозы в сочетании с ураганными ветрами превратили вершину в практически непреодолимый бастион.
Тогда казалось, что на этом уже точно всё, но тут в дело вмешалась Виктория Боня, которая пообещала сделать всё возможное, чтобы попробовать спасти Наталью.
Вчера стало известно о том, что Боня всё-таки организовала запуск коптера в то самое место, где находится палатка Натальи Наговициной.
В своём Телеграм-канале Боня опубликовало снятое коптером видео, а затем записала большое видео, суть которого сводится к тому, что спасать там больше некого.
Боня также рассказала, что разговаривала с сыном Михаилом, который сказал слова самой Натальи. Она не раз говорила, что для альпиниста остаться в горах - это большая честь. И это не дано всем понять - резюмировала уже Боня.
Она также отметила, что тело Натальи останется на горе как минимум до весны. Но, как говорят эксперты, даже потом спустить её тело вниз вряд ли удастся.
Что в итоге? Теперь можно смело констатировать, что Наталья и правда достигла своей цели - она покорила заветный Пик Победы и вошла в историю. Но стоила ли эта мечта того, чтобы отдать за неё жизнь? Вопрос, разумеется, риторический.
Друзья, что думаете на сей счёт?