Найти в Дзене
SWNTrains

День первый в Котласе. Смотрим достопримечатльности. Как в первый съемочный день мы чуть не попались полиции

Здравствуйте дорогие друзья! В этой статье я расскажу о том, как нас встретил Котлас, какие достопримечательности мы посмотрели, а также о первых съемках с приключениями. Ранним утром наш поезд прибывает на вокзал Котлас-Южный. На часах 07:37, уже во всю светит яркое июльское солнце. В тот день было жарко уже с утра. Нас встречает большое красивое двухэтажное здание вокзала. Чтобы зайти внутрь вокзала – нужно пройти досмотр. Проходим, кладем вещи в камеру хранения и отправляемся в кафе завтракать. Кафе находится прямо в здании вокзала. Подкрепившись, мы отправляемся осматривать местные достопримечательности и изучать город. Прямо в зале ожидании стоит большой памятник подстаканнику. На стене в зале ожидания висит большая карта Северного Трехречья. Выйдя на привокзальную площадь, мы увидели памятник паровозу Л. Направляемся к нему, чтобы сфотографировать. Рядом с памятником паровозу располагается еще одна достопримечательность: скульптура кота-дежурного по станции. Правда коту уже отлом

Здравствуйте дорогие друзья! В этой статье я расскажу о том, как нас встретил Котлас, какие достопримечательности мы посмотрели, а также о первых съемках с приключениями.

Ранним утром наш поезд прибывает на вокзал Котлас-Южный. На часах 07:37, уже во всю светит яркое июльское солнце. В тот день было жарко уже с утра. Нас встречает большое красивое двухэтажное здание вокзала.

Здание вокзала Котлас-Южный
Здание вокзала Котлас-Южный

Чтобы зайти внутрь вокзала – нужно пройти досмотр. Проходим, кладем вещи в камеру хранения и отправляемся в кафе завтракать. Кафе находится прямо в здании вокзала. Подкрепившись, мы отправляемся осматривать местные достопримечательности и изучать город.

Прямо в зале ожидании стоит большой памятник подстаканнику.

Памятник подстаканнику в здании вокзала
Памятник подстаканнику в здании вокзала

На стене в зале ожидания висит большая карта Северного Трехречья.

Карта Северного Трехречья
Карта Северного Трехречья

Выйдя на привокзальную площадь, мы увидели памятник паровозу Л. Направляемся к нему, чтобы сфотографировать.

Памятник паровозу Л-5129 на привокзальной площади Котласа
Памятник паровозу Л-5129 на привокзальной площади Котласа

Рядом с памятником паровозу располагается еще одна достопримечательность: скульптура кота-дежурного по станции. Правда коту уже отломали лапку, которой он держал знак.

Скульптура кот-дежурный по станции
Скульптура кот-дежурный по станции

Дальше мы поднимаемся на мост и осматриваем станцию Котлас-Южный. Нас тут же окружают толпы мошек. Да, в Котласе в это время самый сезон мошкары. Они лезут прямо в глаза, а еще целая стая облюбовала мою кепку и путешествует прямо верхом на ней.

С моста открывается вид на пассажирское депо ТЧЭ-19 Котлас. Тут много тепловозов ТЭП70 в разных окрасах, а также ЧМЭ3.

Пассажирское депо ТЧЭ-19 Котлас
Пассажирское депо ТЧЭ-19 Котлас
Пассажирское депо ТЧЭ-19 Котлас
Пассажирское депо ТЧЭ-19 Котлас

Спустившись с моста и пройдя несколько метров, мы нашли еще один памятник коту. На этот раз это кот-почтальон.

Скульптура «кот-почтальон»
Скульптура «кот-почтальон»
Скульптура «кот-почтальон»
Скульптура «кот-почтальон»

Среди местных жителей существует легенда, что город назвали так из-за словосочетания «Кот Ласковый». Поэтому по всему городу стоят такие необычные скульптуры котам, в которых они представлены в разных жанрах.

Фотографируюсь вместе с котом-почтальоном.

Автор рядом с котом-почтальоном
Автор рядом с котом-почтальоном

Пройдя дальше по улице Маяковского, мы заметили интересный ресторан «Кавказская пленница». Оформлен он был в стиле известного фильма.

Ресторан «Кавказская пленница»
Ресторан «Кавказская пленница»

На улице Маяковского мы поснимали несколько автобусов, выловили ту самую гармошку Мерседес-Бенз и отправились назад в сторону вокзала.

Рядом с вокзалом находится речной вокзал. Но он давно уже закрыт и не функционирует. Осталась большая пристань, куда раньше прибывали теплоходы. Река Северная Двина сильно обмелела и сейчас по ней нет никакого движения.

Закрытый речной вокзал Котласа
Закрытый речной вокзал Котласа
Обмелевшая река Северная Двина
Обмелевшая река Северная Двина
Обмелевшая река Северная Двина
Обмелевшая река Северная Двина
Обмелевшая река Северная Двина
Обмелевшая река Северная Двина

Посреди реки образовался даже песчаный остров. Местные проходят к нему пешком или даже заезжают на мотоциклах. Воды настолько мало, что даже видно песчаное дно.

Обмелевшая река Северная Двина
Обмелевшая река Северная Двина
Обмелевшая река Северная Двина
Обмелевшая река Северная Двина

Время близилось к обеду. Становилось еще жарче. В поисках столовой мы дошли до еще одной скульптуры «Кот на скейт-борде». Расположена она рядом с большой детской площадкой.

Скульптура "кот на скейт-борде"
Скульптура "кот на скейт-борде"

Та столовая, куда мы направлялись, в воскресенье не работала и нам пришлось возвращаться на вокзал в ту саму кафешку. Подкрепившись и заплатив за обед (первое, второе и салат) 550 рублей за одного мы отправились заселяться в квартиру.

Отдохнув с дороги, вечером мы прогулялись до ближайшего остановочного пункта «Мелькомбинат», бывший 381 км, где сняли несколько видео: два скорых поезда и один пригородный. Находится этот о.п. на перегоне Котлас-Южный – Котлас-Узловой.

Остановочный пункт Мелькомбинат
Остановочный пункт Мелькомбинат
Платформа Мелькомбинат
Платформа Мелькомбинат
Расписание пригородных поездов по о.п. Мелькомбинат
Расписание пригородных поездов по о.п. Мелькомбинат

Надо сказать, что с Котласа-Южного в сторону Котласа-Узлового идет автоблокировка, а вот в другом направлении, в сторону Котласа-Северного - ПАБ.

Первым сняли пригород с Киземы, куда мы завтра поедем. Всего один сидячий вагон.

Затем сняли самый последний тепловоз серии ТЭП70 со скорым поездом Сыктывкар – Санкт-Петербург.

А потом дождались ТЭП70 в новом окрасе с еще одним скорым поездом Лабытнанги – Нижний Новгород. Солнце к тому времени уже скрылось за тучами.

На следующее утро мы решили отправиться на съемки на Архангельское направление. Всего в Котласе 4 направления: на Архангельск, на Великий Устюг, на Киров и на Воркуту. Начинаем по порядку с первого. Поедем на о.п. Переезд, что на перегоне Реваж – Ядриха. Из всех пригородных поездов, пригород на Кизему, на котором мы сегодня поедем – самый первый. Отправляется он с Котласа-Южного в 06:00. В 06:05 он уже прибывает на о.п. Мелькомбинат. Вставать пришлось очень рано.

Платформа О.п. Мелькомбинат
Платформа О.п. Мелькомбинат

Мы купили билет в кассе, что рядом с платформой. Билет до Переезда стоит 80 рублей. Ехать 1 час 7 минут.

Билет на пригородный поезд
Билет на пригородный поезд

Прибывает ТЭП70-0447 с одним вагоном. Заходим и занимаем места. Благо, народу немного, свободные места есть.

ТЭП70-0447 с пригородным поездом Котлас-Южный – Кизема на о.п. Мелькомбинат
ТЭП70-0447 с пригородным поездом Котлас-Южный – Кизема на о.п. Мелькомбинат

Спустя 11 минут прибываем на станцию Котлас-Узловой. Здесь стоянка у поезда 35 минут. Тепловоз отцепляется и уезжает, оставляя наш вагон совсем одного.

ТЭП70-0447 производит маневры на станции Котлас-Узловой
ТЭП70-0447 производит маневры на станции Котлас-Узловой

Рядом на первом пути стоит пассажирский поезд, который спустя некоторое время уезжает.

Станция Котлас-Узловой
Станция Котлас-Узловой
Табличка в вагоне
Табличка в вагоне

Тем временем ТЭП70 маневрирует, перецепляется, поезд меняет направление и теперь мы едем на запад.

Проезжаем по большому железнодорожному мосту. За окном открывается потрясающий вид на реку Северная Двина.

Прибываем на станцию Ядриха. Тут большой каменный вокзал. Его, видимо, совсем недавно отреставрировали. Еще у стен остались строительные леса.

Вокзал Ядриха
Вокзал Ядриха

После Ядрихи начинается ответвление на Великий Устюг. Но туда, к сожалению, нет никакого пассажирского движения. Поэтому у нас в планах не было поездки на эту ветку. Следующая остановка после Ядрихи – о.п. 1071 км, а затем наша.

Поезд останавливается прямо на переезде, причем он протянул немного дальше так, что нам пришлось выпрыгивать прямо на насыпь. Выпрыгнув, мы увидели, что нет никакой платформы, ни таблички с названием остановочного пункта, ни навеса, ни урны, ничего! Только дорога и переезд.
Только спрыгнув с вагона, мы услышали бубнящий шум двигателя тепловоза. «Грузовой едет»! – кричит Никита. Мы быстро перебегаем на другую сторону, ставим штатив и снимаем первый поезд. Половинка 2ТЭ10МК с грузовым лихо штурмует небольшой подъем.

Ну что, начало положено. Мы решили пока никуда не идти. Место на переезде нам очень понравилось, да к тому же здесь еще и по солнцу. Решаем снять тут еще несколько видео.

Перегон Реваж – Ядриха. Вид в сторону Реважа
Перегон Реваж – Ядриха. Вид в сторону Реважа
Перегон Реваж – Ядриха. Вид в сторону Ядрихи
Перегон Реваж – Ядриха. Вид в сторону Ядрихи

Со стороны Котласа слышится шум двигателя. Видимо по удалению за пригородным идет грузовой. Ждем его. Но несмотря на то, что звук не затихал – грузового все не было. Так продолжалось минут 15. Уже едет скорый поезд Санкт-Петербург – Лабытнанги. Снимаем его. Бригада оказалась приветливой: помахали нам.

А звук грузового поезда по-прежнему был слышен. Он вообще приедет сегодня? – нервничаю я. И вот, спустя минут 20 после прохождения скорого наконец-то показался тепловоз 2ТЭ25КМ.

Пока мы ждали поезд, по переезду то и дело проезжали разные машины с путейцами. Это нас напрягало, поэтому мы решили пойти подальше на перегон.

Найдя отличную точку недалеко от входного светофора на станцию Реваж, мы устроились на повороте и стали ждать поезда.

Место съемки
Место съемки

Первым проехал рабочий поезд, которого даже не было в расписании. ТЭП70-0475 с одним вагоном, причем с Аммендорфом!

Следом за ним прошел ТЭП70-0559 в новом окрасе с пассажирским Москва – Воркута.

А затем пошли грузовые. Сначала на Котлас прошел 2ТЭ10У-0191 с грузовым поездом.

Потом с Котласа прошел резервом 2ТЭ10МК.

Далее снова на Котлас прошел 2ТЭ10МК с «валютой».

За ним прошел пассажирский Архангельск - Котлас

А за ним снова пачка грузовых.

Был даже хозяйственный поезд.

Все то время, пока мы снимали поезда, нас безжалостно атаковали мошки, коих были полчища. И даже спрей от насекомых на них никак не действовал.

Со стороны Котласа снова ехал 2ТЭ25КМ.

Вообще, 2ТЭ25КМ не очень хотелось снимать. Мы ехали сюда за 2ТЭ10М, которых уже мало где осталось. Но в Котласе помимо 2ТЭ10М и 2ТЭ10У есть еще партия 2ТЭ25КМ из 16 штук.

Наконец, солнце уже потихоньку переходило на другую сторону, и мы решили поменять точку. Первым поездом, который мы сняли с нового места был грузовой снова под тягой 2ТЭ25КМ.

А следом за ним проехала «половинка» 2ТЭ10МК. Очень непривычно снимать вот такую одну секцию тепловоза, следующую резервом.

А со стороны Котласа штурмовал подъем целый «тройник»: двойная тяга целого 2ТЭ10У и половинки 2ТЭ10МК.

Затем проехала сплотка автомотрис, с которой нас, вероятно, и "сдали".

Солнце уже окончательно перешло на другую сторону, оставаться на этом же месте стало бессмысленно и поэтому мы выдвинулись обратно к переезду в надежде уйти дальше и поснимать поезда с другого холма. До нашего поезда в Котлас оставалось еще 3 часа.

С ЖД открывался потрясающий вид на деревушку Медведка вдалеке. Рядом протекает небольшая речка Реваж, в честь которой и получила название одноименная станция.

Окрестности деревни Медведка
Окрестности деревни Медведка

Вдоль ЖД были заросли борщевика. Какой же он огромный!

Заросли борщевика рядом с ЖД
Заросли борщевика рядом с ЖД
Заросли борщевика рядом с ЖД
Заросли борщевика рядом с ЖД

Пока шли, сняли фирменный поезд Москва – Воркута.

А за ним вернулась одна из автомотрис, которую мы сняли в сплотке чуть ранее. Я не стал ее снимать на видео, а решил сфоткать. Никита же снова снял ее на видео.

Автомотриса АСГ30П-068 на перегоне Реваж – Ядриха
Автомотриса АСГ30П-068 на перегоне Реваж – Ядриха

Помощник во время съемки высунулся и снял нас на телефон. Это нас сильно насторожило.

А затем, когда уже подходили к переезду, мы увидели два силуэта в белом вдалеке. Кто это мог быть? Может местные от нечего делать пришли на ЖД? – сначала у нас были такие мысли. Но потом, когда мы уже подошли ближе к переезду – мы увидели Газель «Дежурная часть», припаркованную недалеко в кустах. «Ну точно сдали!» - подумали мы. «И что теперь делать?»

Странно, что полицейские пошли искать нас в противоположную от нас сторону. Не найдя нас, они пошли обратно. Мы идем к переезду, два человека в белых рубашках вдалеке идут нам навстречу. Помочь могло только чудо.

И тут я поворачиваю голову и вижу возле дороги за поворотом автобусную остановку. А на остановке стоят бабушка с дедушкой и ждут автобус. «Вот наше спасение» - думаю я. Мы быстро приходим на остановку. Поздоровавшись с местными, мы спросили у них: во сколько будет автобус? «Да вот скоро, через минут 5 уже приедет» - ответила бабушка. И буквально минуты через 2 стал слышен шум двигателя и из-за поворота вывернул ПАЗик. Мы быстро зашли в него и уехали. Надо сказать, что мы абсолютно не знали расписания автобусов, а надеялись обратно уехать на пригороде. Как потом оказалось: этот автобус делает всего 3 рейса в день! Как после такого не начнешь верить в чудеса?

Когда мы проезжали переезд все в автобусе повернули головы в сторону полицейской Газели и начали шептаться: «Ого, что-то случилось! Полиция приехала!» А нашими единственными мыслями было: хоть бы мы благополучно уехали отсюда и нас не остановили по дороге.

Но, к счастью, все обошлось. Приехав в Котлас гораздо раньше, чем планировали, я пошел отдыхать, а Никита дальше снимать.

Вечером я немного поснимал автобусы и дошел еще до одного памятника: на этот раз «Коту-поэту».

Скульптура «Кот-поэт»
Скульптура «Кот-поэт»

К сожалению, настали такие тяжелые времена. Часто во время съемки чувствуешь себя преступником, хотя по факту мы абсолютно ничего не нарушаем. Постоянно приходится оглядываться по сторонам и скрываться от блюстителей правопорядка. Но ничего не поделаешь. Безопасность сейчас на высшем уровне. Диверсантов сейчас много, а страдаем всегда из-за них мы.

На следующий день у нас по графику стояла поездка в сторону Воркуты. Но из-за этого случая мы решили внести корректировки в наш план и поехать на узкоколейку. Там то нас точно не сдадут!

О поездке на последнюю действующую узкоколейку в Архангельской области читайте в следующей статье.