Найти в Дзене
Про бальные танцы

Бальные танцы — это спорт или хобби?

Бальные танцы — это спорт или не спорт? И как их правильно называть чтобы не запутаться — спортивные бальные танцы или просто бальные танцы? Давайте проясним. Люди называют по-разному: кто спортивные бальные танцы, кто просто бальные танцы, кто-то любит употреблять аббревиатуру СБТ (спортивные бальные танцы), есть ещё такое выражение как «танцевальный спорт высоких достижений». Некоторые вообще разделяют танцоров на спортсменов и говорят, что они занимаются спортивными бальными танцами и танцоров, которые занимаются просто для себя (не выступают или выступают изредка), и тогда эту группу относят к бальным или социальным танцам. Такое разделение в корне неверно, поскольку речь, на самом деле, идёт об одном явлении — о группе бальных танцев, состоящих из десяти танцев, разделённых на две программы: стандарт (5 танцев) и латину (тоже 5 танцев). Есть и другие бальные танцы, для обозначения которых используются соответствующие приставки: отечественные бальные танцы, историко-бытовые бальны
Оглавление

Бальные танцы — это спорт или не спорт? И как их правильно называть чтобы не запутаться — спортивные бальные танцы или просто бальные танцы? Давайте проясним.

Люди называют по-разному: кто спортивные бальные танцы, кто просто бальные танцы, кто-то любит употреблять аббревиатуру СБТ (спортивные бальные танцы), есть ещё такое выражение как «танцевальный спорт высоких достижений». Некоторые вообще разделяют танцоров на спортсменов и говорят, что они занимаются спортивными бальными танцами и танцоров, которые занимаются просто для себя (не выступают или выступают изредка), и тогда эту группу относят к бальным или социальным танцам.

Такое разделение в корне неверно, поскольку речь, на самом деле, идёт об одном явлении — о группе бальных танцев, состоящих из десяти танцев, разделённых на две программы: стандарт (5 танцев) и латину (тоже 5 танцев).

Есть и другие бальные танцы, для обозначения которых используются соответствующие приставки: отечественные бальные танцы, историко-бытовые бальные танцы и т.п. Но о них мы не говорим, поскольку это отдельные специфичные дисциплины.

Чтобы путаница не возникала, нужно понять принципы, на которых основаны наши любимые современные бальные танцы — стандарт и латина.

Итак.

Основополагающие принципы бальных танцев

В своей основе бальные танцы отражают мужские и женские социальные роли и красиво оформляют отношения между этими двумя равновеликими началами. То есть спортивная составляющая изначально отсутствует. И этот факт позволяет начать изучать бальные танцы в любом возрасте и практически в любом состоянии здоровья.

К тому же, приличное количество условных спортсменов, тренирующихся в клубах танцевального спорта, имеющих классы, разряды, танцевальные книжки и прочую соответствующую статусу спортсмена атрибутику, на самом деле от спорта далеки как от того места, куда ворон и костей не заносит. И напротив, сколько людей, занимающихся ответственно, вдумчиво, эффективно мобилизовавших свой потенциал для улучшения качества танца, совсем не ассоциируют себя со спортом, хотя мышечной работой и ровностью стойки превосходят первых на порядок.

Так что всё не так однозначно и нужно смотреть не на атрибутику — то пыль в глаза — а на суть. Поэтому глянем вглубь и разберёмся по сути.

Как было сказано выше, изначально бальные танцы не про спорт, а про социальные роли мужчины и женщины. И в своём развитии должны отталкиваться от этого фундамента, параллельно наращивая спортивную составляющую через динамику.

Чем большей динамики достигает танцевальная пара, тем большее количество мышц вовлекается в работу. Через время к работе подключаются все мышцы тела. В данном контексте ключевым фактором роста мастерства является динамика, поскольку через её наращивание совершенствуется техника танца и улучшается качество мышечной работы.

На каком же этапе мы можем говорить про бальные танцы как про спорт? Для понимания вопроса можно было бы посчитать энергорасходы за тренировку по разным спортивным дисциплинам, взяв от каждой по одной контрольной группе спортсменов и сравнив замеры с показаниями по бальным танцам. Такой подход заинтересовал бы тех, кто любит разбираться в традиционной науке, подводя подо всё базу. Однако на это нужны ресурсы, высокий контроль (дабы дело было доведено до конца), и при этом нет гарантий, что исследование окажется всесторонним и объективным. Потому пойдём другим путём и будем излагать то, что говорит опыт и правда жизни. Зачастую данный подход приносит больше пользы, чем научный.

Стойка и динамика

Подобно тому, как совершенствуется аэродинамика автомобиля для улучшения его скоростных характеристик, грамотная пара должна трудиться над совершенствованием своей стойки (позиции) — как индивидуальной, так и совместной. Чем лучше стойка, тем выше динамика танца. Чем выше динамика, тем больше в работу включается мышц и тем выше требования к работе сердечно-сосудистой системы.

В какой-то момент динамика становится абсолютной. Абсолютной — значит в процессе перемещения в пространстве задействуются все 670 мышц тела. Такую динамику уже можно расценивать как спорт? Или спорт наступит позже? Или спорт случился в одной из предыдущих фаз развития танцевальных дуэтов? Каков критерий для однозначного определения? Где ориентиры? Реалистично ли выявить некую переменную между ЧСС, артериальным давлением, сердечным и ударным выбросом, значение которой чётко бы показало, что вот в этом интервале — спорт, а в этом ещё нет? А может переменную следует искать в плоскости длина, масса, время, сила, скорость, мощность? Или учитывать оба показателя?

Много вопросов. Однако и ответ имеется, и он в иной плоскости.

Поставленные вопросы актуальны для любых видов спорта, кроме бальных танцев ввиду их самобытности. Это особый вид выразительного мастерства, возникший на стыке искусства и спорта, в котором эстетическое выражение идёт впереди двигательной активности.

Танцоры должны впечатлять зрителя богатством своих выразительных средств: радовать эстетикой движений и поз, удивлять контрастностью переходов, восхищать чистотой линий, завораживать пластикой, показывать дисциплину тела и посаженую на прочную хореографическую основу работу. И, в первую очередь, сами себя обязаны делать счастливыми через взаимодействие в танце. Вот что главное и основное, а спорт возникает как следствие того, что перечисленные моменты требуют максимальной энергоотдачи.

Пытаясь целенаправленно делать из танцевальной пары спортсменов (штангистов, аквалангистов, бегунов, прыгунов, борцунов...) — мы не получим то, что должно быть, а создадим кадавр. Это чудовище тоже будет способно перемещаться по паркету и даже попадать в финалы, затирая красивые пары, но только потому, что сегодня ценится не человеческое, а механическое, искусственное и рукопожатное.

Когда из танца выхолощено всё человеческое, остаётся один лишь спорт, набор движений, схема.

Вывод

Исходя из изложенного вывод видится такой.

  1. К бальным танцам имеет смысл делать приставку «спортивные» только в контексте подчеркнуть, что танцевальные дуэты соревнуются между собой в рейтинговой системе, а не посещают кружок по интересам. Что не ставит их автоматически над парами, выбравшими для своего развития как раз кружки по интересам. Почему? Выше по тексту есть.
  2. Система подготовки должна с малых ногтей учить танцоров взаимодействию между мужчиной и женщиной и через это растить пары. Причём неважно для каких целей тренируются дуэты — чуть-чуть для себя или же для достижения наивысших рейтинговых результатов — система должна быть едина для всех уровней: вначале взаимодействие, общение, уважительный диалог, и уже в последнюю очередь спорт.
  3. Танцевальные дуэты необходимо воспитывать в атмосфере взаимного уважения и принятия. Не надо пары постоянно тасовать. Тренеры должны понимать, что настоящих спортсменов, которых они так мечтают вырастить очень быстро, вырастить не получится вообще никогда, отравляя подопечных ментальным ядом. Только игра в долгую принесёт честный результат.

Все эти моменты в совокупности и спорт дадут нешуточный.

В бальных танцах много сложного и непонятного для непосвящённых, пусть так и будет, ничего страшного. Примитивизация отрасли за счёт стандартизации танцоров под одну гребёнку ради того, чтобы лечь под МОК (хоть это и бюджет и всякие плюшки), точно не вариант. Не надо баловаться с «мастерами спорта», так и до раздачи чёрных поясов дойдёте. Да, созидать сложнее, но в чём смысл выбирать иное? Кто жаждет инволюции — право имеете, но не тащите за собой всю отрасль, для вас это может закончится биполярочкой, циррозом и тотальным одиночеством. Это если повезёт. Примеры есть. Бумеранг не дремлет.

Надо продолжать оставаться уникальной самобытной системой, в ценностной иерархии которой танец на первом месте.

Да здравствуют бальные танцы.