Найти в Дзене

Опавшие листья и великие шедевры: осень вдохновляет

От импрессионизма до абстракции — осень как символ перемен и созерцания. Неиссякаемый источник вдохновения для создания шедевров. 1. Винсент ван Гог, «Тополиная аллея осенью» (1884) Картина Винсента ван Гога «Тополиная аллея осенью» (1884) относится к его нюэненскому периоду — времени, когда художник жил в голландской деревне Нюэнен и искал свой стиль, внимательно изучая простую жизнь крестьян и пейзажи. Это одна из самых ранних «осенних» работ Ван Гога, созданная еще до переезда во Францию и знакомства с ярким импрессионизмом. «Ты скоро получишь два этюда с осенними листьями: один — в желтых тонах (тополя), а другой — в оранжевых (дубы). Я совершенно поглощен законами цвета». — письмо к брату Тео, Нюнен, ноябрь 1885 г. 2. Густав Климт, «Буковая роща» (1903) Пейзажи художник начал писать уже в зрелом возрасте. Особым местом для вдохновения было озеро Аттерзее в осенний период. Пейзажи этого времени года раскрыли художника с более тихой и созерцательной стороны. 3. Василий Кандинский

От импрессионизма до абстракции — осень как символ перемен и созерцания. Неиссякаемый источник вдохновения для создания шедевров.

1. Винсент ван Гог, «Тополиная аллея осенью» (1884)

Тополиная аллея осенью (1884)
Тополиная аллея осенью (1884)

Картина Винсента ван Гога «Тополиная аллея осенью» (1884) относится к его нюэненскому периоду — времени, когда художник жил в голландской деревне Нюэнен и искал свой стиль, внимательно изучая простую жизнь крестьян и пейзажи.

Это одна из самых ранних «осенних» работ Ван Гога, созданная еще до переезда во Францию и знакомства с ярким импрессионизмом.

«Ты скоро получишь два этюда с осенними листьями: один — в желтых тонах (тополя), а другой — в оранжевых (дубы). Я совершенно поглощен законами цвета».

— письмо к брату Тео, Нюнен, ноябрь 1885 г.

2. Густав Климт, «Буковая роща» (1903)

Буковая роща (1903)
Буковая роща (1903)

Пейзажи художник начал писать уже в зрелом возрасте. Особым местом для вдохновения было озеро Аттерзее в осенний период. Пейзажи этого времени года раскрыли художника с более тихой и созерцательной стороны.

3. Василий Кандинский, «Осень в Баварии» (1908)

Осень в Баварии (1908)
Осень в Баварии (1908)

«Осень в Баварии» (1908) относится к периоду его жизни в Мурнау — небольшом баварском городке у подножия Альп. Именно здесь художник пережил поворот к своему новому стилю: от еще узнаваемого пейзажа он постепенно шел к обобщенной, эмоциональной цветовой композиции, а затем и к полной абстракции.

Осень для Кандинского — время наивысшей интенсивности цвета, а также средство передать внутренний ритм мира. Позже цветовой бум художник назовет – «внутренней необходимостью» цвета. В письмах и теоретических работах Кандинский писал, что каждый цвет имеет духовное звучание:

«Желтый имеет свойство быть горячим, он всегда звучит энергично и возбуждающе. Красный — это цвет жизненной силы и стремления. Синий — напротив, углубляет и уводит в духовное».

А в статье «Три малоизвестных факта о Василии Кандинском, стоявшем у истоков абстрактного искусства» вы сможете узнать еще больше интересных фактов о творческом пути художника.

4. Эгон Шиле, «Четыре дерева» (1917)

Четыре дерева (1917)
Четыре дерева (1917)

Осень у Шиле появляется нередко — в пейзажах и особенно в символических изображениях деревьев. Его осенние работы всегда сопровождает экзистенциальный контекст — не любование природой, как у Моне или Климта, а взгляд на осень как на «границу» между жизнью и смертью.

Художник жил в переломную эпоху (Первая мировая война, болезни, личные утраты) и воспринимал осень как естественный образ конца жизненного цикла. «Четыре дерева» можно трактовать и как аллегорию судьбы человека: у каждого свое место, свой путь, но все находятся в едином поле времени.

5. Сай Твомбли, «Осень» (из серии «Четыре времени года», 1993)

Осень (1993)
Осень (1993)

Картина Сая Твомбли «Осень» из серии «Четыре времени года» (1993) — это один из самых сильных и эмоциональных его опытов работы с темой времени и человеческой жизни. Она создана в зрелый период художника, когда его почерк стал особенно экспрессивным

В цикле «Четыре времени года» каждое полотно символизирует этап жизни человека: весна — рождение, лето — зрелость, осень — пик страсти и приближение конца, зима — смерть и молчание.

В «Осени» он выражает ощущение крайней интенсивности жизни, когда всё ярко горит, но в этом же огне угадывается неизбежное угасание.

В ЦСИ Винзавод осенний сезон открывается 2 сентября, в новом сезоне – огромное количество проектов, о которых пишем здесь.