Найти в Дзене
ARTПатруль

Автопортреты Винсента Ван Гога: 10 лучших!

Оглавление

Судьба художника

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревне Грот-Зюндерт в Нидерландах. Родители дали ему имя брата, который умер годом ранее. После Винсента в семье родились еще пять детей. Особенно он был близок с братом Тео, переписку с ним он вел до конца жизни.

Отец художника Теодор Ван Гог был священником. Мать — Анна Корнелия Карбентус — дочь мастера-переплетчика, переняла у отца творческую жилку: рисовала и писала тексты. Винсент делился с родителями своими рисунками и поделками из глины. Иногда они ему нравились, иногда нет, и тогда он ломал эти предметы. Такое поведение было частью его характера: художник резко ловил эйфорию и так же быстро терял интерес ко всему окружающему. Несколько раз он невзаимно влюблялся, и это вызывало в нем апатию.

За свою карьеру Ван Гог писал картины в разных стилях: начинал с реализма и темных тонов, в Париже искал свои образы через светлые мазки импрессионизма, а к концу жизни стал постимпрессионистом с экспрессивными полотнами, густыми мазками и образами на стыке реальности и сна.

Автопортреты

Всего известно 43 автопортрета Ван Гога. Вероятно, так он изучал свою внешность, мимику и выражение лица. Он изображал себя в яркой шляпе, за работой, в строгом костюме и после того, как отрезал себе ухо. Все три важных для художника стиля сочетались в автопортретах: реализм, импрессионизм и постимпрессионизм. На одних портретах мазки сильные и спиралевидные, а на других тонкие, прямые или едва заметные.

Цвет каждой работы отражает настроение Ван Гога в моменте: спокойствие, сожаление, грусть, воодушевление.

"Говорят — и я готов в это поверить, — что познать себя трудно, но и нарисовать себя не легко". - Ван Гог в письме своему брату Тео, сентябрь 1889 г.
Ван Гог, Автопортрет (посвященный Полю Гогену) , 1888. Холст, масло, 61,5 х 50,3 см. Кембридж: Художественный музей Фогга.
Ван Гог, Автопортрет (посвященный Полю Гогену) , 1888. Холст, масло, 61,5 х 50,3 см. Кембридж: Художественный музей Фогга.

10. Автопортрет (посвящается Полю Гогену) (1888)

Эксперименты с жанром, снова результат одной из самых знаковых историй дружбы в истории искусства: между Ван Гогом и Гогеном. На самом деле автопортрет родился по предложению Винсента, который, следуя обычаю японских граверов обмениваться работами друг с другом, предложил Полю, чтобы он сделать два автопортрета, а затем, позже, сделать то же самое.

Гоген, закончивший работу первым, кроме того, что изобразил себя в образе главного героя романа Виктора Гюго «Отверженные», сопроводил автопортрет нежным посвящением своему другу, который, увидев прибытие шедевра, решил добавить к его автопортрету фразу: моему другу Полю Гогену.

Наконец, что касается стиля работы, картина 1888 года определенно вдохновлена восточным миром, что особенно заметно в выборе бледно-зеленого фона, который, не создавая тени, подчеркивает землистые цвета чучела.

9. Автопортрет в соломенной шляпе (1887)

Ван Гог, Автопортрет в соломенной шляпе , 1887 г. Холст, масло, 40,6 x 31,8 см. Нью-Йорк: МЕТ.
Ван Гог, Автопортрет в соломенной шляпе , 1887 г. Холст, масло, 40,6 x 31,8 см. Нью-Йорк: МЕТ.

Если автопортрет 1888 года говорит нам о дружбе, то портрет 1887 года представляет собой настоящую стилистическую рефлексию, поскольку на оборотной стороне он представляет еще один шедевр, а именно картину маслом "Едоки картофеля", картину, датированную примерно 1885 годом и выполненную в Нюэнене (Нидерланды) — яркий пример мрачной и социальной живописи, направленной на увековечивание в основном скромных персонажей, изображаемых во время выполнения повседневных действий, рассказанных через реализм, деформирующий физиономии и окружение в экспрессионистическом смысле.

Ван Гог, который был так беден, что не мог покупать себе новые полотна, нарисовал на оборотной стороне ровно два года спустя и во время своего второго пребывания в Париже «Автопортрет в Соломенной шляпе», шедевр, в котором удивительно Светлая палитра сопровождается резко различимыми мазками разных направлений и размеров, способными придать работе движение и глубину. Наконец, кратко описывая шедевр, Винсент появляется в центре картины фронтально и немного левее, при этом его взгляд, не направленный на зрителя, указывает в ту же сторону, что и его лицо. Несмотря на это отсутствие пересечения взглядов между изображением и зрителем, физиономия Ван Гога кажется сразу узнаваемой, безошибочно отмеченной длинным острым носом и глазами яркого переливающегося цвета.

8. Автопортрет без бороды (1889г)

Ван Гог, Автопортрет без бороды , 1889. Холст, масло, 65 х 54 см.
Ван Гог, Автопортрет без бороды , 1889. Холст, масло, 65 х 54 см.

Многие задержались на созерцании работ Винсента, так и не узнав, каким он оказался, лишенный своей культовой рыжеватой бороды. На «Автопортрете без бороды» Ван Гог, как и многие другие наши знакомые мужчины, после бритья выглядит заметно моложе, иногда почти как взрослый мальчик.

Автопортрет, который многие указали, вероятно, является последним, выполненным мастером, который, по его мнению, уместно подарить его в подарок его мать. Вероятно, художник осознал важность связи с последним, выделив ее после болезненного «взрыва» его отношений с Гогеном, эпизода, который, вероятно, оправдывает меланхолию, которой заряжено это произведение, становясь тревожным образом, свидетель жизни, которая начала рушиться из-за душевных тревог хозяина. Напоследок, факт: «Автопортрет без бороды» — одна из самых дорогих картин всех времен, настолько, что еще в 1998 году она была в Нью-Йорке за 71,5 миллиона долларов, вот вам и меланхолия!

7. Автопортрет художника (1888 г.)

Автопортрет художника (1888 г.),  Холст, масло, 65,1 × 50 см. Амстердам: Музей Ван Гога.
Автопортрет художника (1888 г.), Холст, масло, 65,1 × 50 см. Амстердам: Музей Ван Гога.

Как восхищаться работами Ван Гога, не обращаясь к высшим традициям голландской живописи? Фактически, за добрых двести двадцать три года до вышеупомянутого мастера другой, не менее известный, написал себя в роли художника. Это Рембрандт в 1665 году написал "Автопортрет с палитрой и кистями".

В шедевре 1888 года точно так же Винсент представлен как художник, который, вооруженный палитрой, кистями и мольбертом, свидетельствует о том, что он современный художник, поскольку он умело внимателен к использованию ярких и дополнительных цветов, четко различимых в оттенках красных, зеленых, желтых, синих и оранжевых оттенков, частично присутствующих в одной композиции шедевра. Наконец, вспомним другие известные автопортреты художников в мастерской, в том числе «Менины» Веласкеса, «Автопортрет с палитрой» Мане, «Мастерская художника» Курбе и «Искусство живописи» Яна Вермеера.

6. Ван Гог, Автопортрет в серой фетровой шляпе , 1887

Ван Гог, Автопортрет в серой фетровой шляпе , 1887
Ван Гог, Автопортрет в серой фетровой шляпе , 1887

Ван Гог, Автопортрет в серой фетровой шляпе , 1887 выполнен в парижский период творчества мастера, представляет интерес художника к технике пуантилизма, которую он явно применял по-своему, а также к использованию дополнительных цветов, сопоставляемых друг с другом на протяжении длительного времени.

Мазки синего, оранжевого, красного и зеленого цветов. Точно в отличие от пуантилистов, Винсент использовал отдельный тип метки для каждой области холста, способный дать начало системе линий, связанных с изображенным объектом или текстурой.

5. Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой (1889 г.)

Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой (1889 г.)  Холст, масло, 51 × 45 см. Цюрих: Кунстхаус Цюрих.
Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой (1889 г.) Холст, масло, 51 × 45 см. Цюрих: Кунстхаус Цюрих.

Этот автопортрет представляет последствия большого разочарования, буквально конец света для творца. Он был чрезвычайно травмирован отказом создания общего дома, а также товарищества искусства и сосуществования со своим другом и художником Полем Гогеном в знаменитом желтом доме в Арле. В самом деле, хотя сначала им удавалось жить вместе, вскоре различия в характерах разлучили их, достигнув кульминации яростной ссоры 23 декабря 1888 года.

Ровно через месяц после этого эпизода с увечьем Ван Гог создал упомянутый выше автопортрет, который, как видно по забинтованному правому уху, вместо левого, выполнен художником через зеркало, в три четверти с теперь более смиренным выражением лица, которое хорошо сочетается с динамичными кругами, волнами и знаками, созданными дымом его трубки, размещенными на подставке, где в основном были распространены дополнительные цвета.

4. Автопортрет 1889 г.

Оригинальное произведение 1889 года ставит перед собой задачу рассказать о жизни Винсента Ван Гога в этот период, возможно, резюмируя её словами самого мастера. В письме к брату Тео он признавался:

«Я не совсем душевно болен, у меня есть желание работать, и я не устаю».

После инцидента с ухом Ван Гог был госпитализирован в Отель-Дье в Арле и выписан 7 января 1889 года. Он вернулся в свой любимый жёлтый дом, где пользовался поддержкой Жозефа Рулена и постоянной поддержкой брата Тео. Это позволяло ему переживать моменты безмятежности, когда он мог ясно и иронично оценивать окружающую действительность.

К сожалению, эти периоды сопровождались серьёзными рецидивами, что привело к повторной госпитализации и петиции граждан Арля о его пожизненном заключении. Несмотря на это, Ван Гог сам пожелал лечь в больницу, на этот раз в Maison de Santé в Сен-Поль-де-Мавзоль, старый монастырь, служивший психиатрической лечебницей в Сен-Реми-де-Прованс. Именно здесь к нему пришло осознание: «Наблюдая за жизнью безумцев в этом зверинце, я теряю смутный ужас и страх перед этим состоянием, и мало-помалу начинаю считать сумасшествие такой же болезнью, как и любая другая».

3. Автопортрет 1887

Ван Гог, Автопортрет , 1887. Картон, масло, 42 × 33,7. Чикаго: Художественный институт Чикаго.
Ван Гог, Автопортрет , 1887. Картон, масло, 42 × 33,7. Чикаго: Художественный институт Чикаго.

На третьем месте – автопортрет, отражающий парижский период Винсента (1886-1888). В это время художник создал не менее двадцати четырех автопортретов, среди которых выделяется этот, благодаря скромному размеру, написанию на доске (вместо холста) и густой пастозной технике, характерной для многих его работ, как в этом жанре, так и в других.

Техника исполнения, кажущаяся отсылкой к пуантилизму, на самом деле представляет собой противоположный подход. Если метод Сёра основывался на объективной и бесстрастной науке, то метод Ван Гога пронизан внутренним миром автора, выраженным в искусном сочетании зеленых, синих, красных и оранжевых оттенков, оживляющих вневременной фон, на котором выделяется узнаваемый и эмоциональный образ.

Томный и глубокий взгляд вызывает в памяти слова самого художника, адресованные брату Тео:

«Я предпочитаю писать глаза людей соборами… Какими бы торжественными и величественными ни были последние, человеческая душа, даже душа бедного коробейника, мне интереснее».

2. Автопортрет с перевязанным ухом, (1889 г)

Ван Гог, Автопортрет с перевязанным ухом , 1889. Холст, масло, 60 × 49 см. Лондон: Галерея Курто.
Ван Гог, Автопортрет с перевязанным ухом , 1889. Холст, масло, 60 × 49 см. Лондон: Галерея Курто.

На «Автопортрете с перевязанным ухом» Винсент изображен лицом вправо, в тяжелом тёмном пальто и меховой шапке. Его пристальный взгляд кажется отрешенным, словно он погружен в глубины своего внутреннего мира.

Однако нас сейчас интересует японская гравюра на стене позади него. Она идентифицирована как работа Сато Торакиё, воспроизведенная Ван Гогом с небольшими изменениями в расположении фигур и силуэта горы Фудзи, перемещенного вправо.

Именно эта восточная деталь раскрывает страсть Ван Гога к японскому искусству. Художник даже собрал личную коллекцию гравюр, доступных в то время по умеренным ценам. Среди приобретений выделяется знаменитый "Мост Син-Охаси под дождем" Утагавы Хиросигэ (1797–1858). Этот интерес к восточному искусству возник у художника после его приезда в Париж, где, следуя моде, предлагался широкий выбор японских гравюр. Ван Гог любил любоваться ими, в частности, в галерее Зигфрида Бинга (1838–1905), франко-немецкого торговца, основавшего магазин на улице Прованс.

1. Автопортрет (1889 г.)

Ван Гог, Автопортрет , 1889. Холст, масло, 65 см × 54 см: Париж: Музей Орсе.
Ван Гог, Автопортрет , 1889. Холст, масло, 65 см × 54 см: Париж: Музей Орсе.

На первом месте – знаменитый Автопортрет 1889 года. Возникает вопрос: не является ли сложность душевного состояния Ван Гога лишь дополнительным аспектом его безграничного и естественного творческого порыва?

Стоит ли на мгновение абстрагироваться от недугов Винсента и увидеть в нем просто талантливого творца? Безусловно, психические заболевания часто способствуют развитию художественных способностей, но стоит ли сводить все к болезни, затеняя гениальность художника? Более того, следуя этой логике, все считающиеся "сумасшедшими" должны быть признанными гениями!

Автор не берется отвечать на эти сложные вопросы. Полагаем, что "узор" на картине нельзя однозначно объяснить заблуждением. Скорее, это результат сочетания хрупкого ума и необычайного воображения – черт, благодаря которым Винсент смог переосмыслить жанр портретной живописи, давая волю самым сокровенным, порой импульсивным и иррациональным движениям человеческой души, показывая их без стеснения.

Информация взята из открытых источников