Найти в Дзене
музыка | filumjazz

Roger Muraro - "Ravel: L'oeuvre pour piano" 2003

Вслед за Дебюсси по-новому наконец открылась для меня музыка Равеля. Раньше у меня был CD-диск на котором я мог слушать только две композиции, одна из которых была оркестровая версия его знаменитой "Болеро", остальные почему-то тогда меня погружали в сон. Сейчас уже не погружают. Википедия: "Жозе́ф Мори́с Раве́ль родился 7 марта 1875 года в городе Сибур в семье швейцарского автомобильного инженера Жозефа Равеля (1832—1908) и Мари Делюар (1840—1916), происходившей из простой баскской семьи. Его отец был страстным любителем музыки, и считается, что именно он повлиял на сына так, чтобы он любил музыку.
В 1882 году начал заниматься фортепиано у Анри Гиза, с 1887 года занимался гармонией у Шарля Рене.
В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию и окончил её по классу фортепиано.
Творчество Мориса Равеля не было признано в профессиональных академических кругах. Три раза подряд он участвовал в конкурсе на получение Римской премии: в 1901, 1902 и 1903 году. Первый раз он проиграл сос

Вслед за Дебюсси по-новому наконец открылась для меня музыка Равеля. Раньше у меня был CD-диск на котором я мог слушать только две композиции, одна из которых была оркестровая версия его знаменитой "Болеро", остальные почему-то тогда меня погружали в сон. Сейчас уже не погружают.

Обложка альбома Roger Muraro - "Ravel: L'oeuvre pour piano"
Обложка альбома Roger Muraro - "Ravel: L'oeuvre pour piano"

Википедия: "Жозе́ф Мори́с Раве́ль родился 7 марта 1875 года в городе Сибур в семье швейцарского автомобильного инженера Жозефа Равеля (1832—1908) и Мари Делюар (1840—1916), происходившей из простой баскской семьи. Его отец был страстным любителем музыки, и считается, что именно он повлиял на сына так, чтобы он любил музыку.
В 1882 году начал заниматься фортепиано у Анри Гиза, с 1887 года занимался гармонией у Шарля Рене.
В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию и окончил её по классу фортепиано.
Творчество Мориса Равеля не было признано в профессиональных академических кругах. Три раза подряд он участвовал в конкурсе на получение Римской премии: в 1901, 1902 и 1903 году. Первый раз он проиграл состязание Андре Капле, получив так называемую «Малую римскую премию», второй раз — ученику профессора Шарля Леневе Эме Кунцу, в третий раз его обошёл Рауль Лапарра, также ученик Леневе. В 1904 году Равель уже сознательно воздержался от участия в конкурсе, чтобы собраться с силами для последней попытки. Это был последний возможный для него год участия, поскольку в дальнейшем он уже не мог претендовать на соискание премии из-за предельного для участников конкурса возраста в тридцать лет. В 1905 году Морис Равель, уже широко исполняемый и известный в Париже музыкант-новатор, по совету симпатизировавшего ему Габриэля Форе в последний раз просит допустить его к участию в конкурсе. В результате четвёртого и последнего выдвижения разразилось так называемое «скандальное дело Равеля». В ответ на свою заявку Морис Равель получает уклончивый официальный отказ в допущении к конкурсу с формальной ссылкой на возрастные ограничения (которые к тому моменту ещё не наступили). Равель не смог поставить свой возрастной рекорд получения Римской премии и стать «самым старым» лауреатом в противовес члену жюри и самому молодому лауреату Эмилю Паладилю. Истинная причина недопущения к конкурсу лежала не в возрасте, а в раздражении членов жюри его «разрушительной антимузыкальной» деятельностью — импрессионистской эстетикой его ярких произведений, к тому времени уже пользовавшихся известностью (к примеру, уже много раз была исполнена его знаменитая «Игра воды»).
"

Недопуск музыканта к конкурсу произвёл резонанс в около-музыкальной прессе обвинившей жюри в коррупции.

"Весной 1905 года, после «скандального дела Равеля», в жизни композитора прошла строгая черта. Равель окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами. Не допущенный к конкурсу, он тем не менее вышел победителем в глазах всего музыкального и интеллектуального общества. К нему приковано всеобщее внимание, его известность возрастает буквально с каждым днём, его сочинения издаются нарасхват, исполняются на концертах, о нём говорят и спорят. Впервые Равель становится вторым лидером музыкального импрессионизма и выходит на одну высоту с Клодом Дебюсси, композитором, которого он прежде всегда уважал."

Во время Первой мировой войны Равель идёт добровольцем на фронт, куда его не берут по причине слишком малого роста, однако, он добивается устройства его в автомобильный дивизион в качестве водителя, где служит до окончания боевых действий. После войны наступает время расцвета славы композитора. В это время он пишет свою знаменитую сюиту «Гробница Куперена», делает симфоническую оркестровку "Картинок с выставки" М. П. Мусоргского, пишет знаменитое "Болеро".

Остановиться на исполнении Роже Мюраро меня заставило качество записи и утончённость исполнения пианиста: сейчас есть возможность повыбирать.

Краткая справка из Википедии: "Роже Мюраро (фр. Roger Muraro; род. 13 мая 1959, Лион) — французский пианист. Окончил Парижскую консерваторию у Ивонны Лорио. В 1986 году участвовал в VIII Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, получил IV премию. Мюраро считается одним из ведущих специалистов по фортепианным произведениям Оливье Мессиана, чьё исполнение было высоко оценено самим композитором. Кроме того, в репертуаре Мюраро важное место занимают Первый фортепианный концерт Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, произведения Фредерика Шопена и Ференца Листа. В 2001 году получил премию «Виктуар де ля мюзик» как лучший инструменталист Франции."

Roger Muraro - piano

P/S

По большей части, мой скромный блог — это рекомендательный сервис.
Решил попробовать собирать раз в месяц плейлист моих рекомендаций по мотивам публикаций и музыкальных впечатлений за месяц. Слушайте уже
одиннадцатый плейлист:

filumjazz - filumjazz - #11 (August 2025) | BandLink

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz