Найти в Дзене
НаукаPRO

Самый крупный коррупционер в истории — он был богаче всех королей Европы

Нажитое им состояние превышало доходы императорского двора за 10 лет. Его имя стало синонимом коррупции, а историки до сих пор гадают о причине столь стремительного взлёта его карьеры и влияния. В 18 веке на долю империи Цин приходилось до 30% мирового ВВП. Это была самая богатая страна своего времени, которая производила буквально всё и в товарах извне не нуждалась. Императорский двор купался в роскоши и неслыханных богатствах. Империя жила с размахом. С таким же размахом в ней существовала и прекрасно себя чувствовала коррупция. Казнокрадство и злоупотребление положением нередко потрясали предыдущие империи и становились причинами бунтов и падения династий. Однако среди множества известных случаев есть фигура, имя которой стало почти синонимом коррупции в Китае и, возможно, во всём мире. Речь идёт о Хэшэне (1750-1799 гг.) — влиятельном сановнике эпохи Цин, чья карьера взлетела невероятно стремительно, а богатство, по свидетельствам современников, превосходило государственные сокровищ
Оглавление

Нажитое им состояние превышало доходы императорского двора за 10 лет. Его имя стало синонимом коррупции, а историки до сих пор гадают о причине столь стремительного взлёта его карьеры и влияния.

Большая империя — большая коррупция

В 18 веке на долю империи Цин приходилось до 30% мирового ВВП. Это была самая богатая страна своего времени, которая производила буквально всё и в товарах извне не нуждалась. Императорский двор купался в роскоши и неслыханных богатствах. Империя жила с размахом. С таким же размахом в ней существовала и прекрасно себя чувствовала коррупция. Казнокрадство и злоупотребление положением нередко потрясали предыдущие империи и становились причинами бунтов и падения династий.

Однако среди множества известных случаев есть фигура, имя которой стало почти синонимом коррупции в Китае и, возможно, во всём мире. Речь идёт о Хэшэне (1750-1799 гг.) — влиятельном сановнике эпохи Цин, чья карьера взлетела невероятно стремительно, а богатство, по свидетельствам современников, превосходило государственные сокровищницы.

Официальный портрет Хэшэня
Официальный портрет Хэшэня

Хэшэнь родился в 1750 году в Пекине и принадлежал к маньчжурскому роду Ньохуру (Нюхуру). Его семья числилась в составе Правого Красного стяга — одной из административно-военных структур «Восьми знамён» маньчжурского общества. Отец Хэшэня, Чанбао, был военным чиновником (в ряде источников — заместителем командующего в Фуцзяне). Мать Хэшэня умерла, когда он был ещё совсем ребёнком, а мачеха относилась к нему плохо. Мальчик отличался незаурядным умом и получил классическое образование, освоив несколько языков (маньчжурский, китайский, монгольский и тибетский), что выделяло его среди сверстников.

Запретный город, дворец Гугун
Запретный город, дворец Гугун

Мистическое продвижение по карьерной лестнице

В 1772 году в возрасте 22 лет Хэшэнь поступил на службу при дворе в качестве придворного охранника у врат Запретного города. Современники отмечали приятную внешность Хэшэня, а также находчивость и образованность. Благодаря этим качествам, ему удалось быстро обратить на себя внимание императора Айсинь Гйоро Хун-ли (Цяньлуна).

-4

Рост карьеры Хэшэня шёл до того стремительно, что это вызывало недоумение среди других сановников и близких императора. Даже если в его продвижении и были замешаны любовные связи с императором, — гомосексуализм был распространённым явлением того периода, — это всё равно не объясняло столь мгновенный карьерный рост. Фаворитов (как и фавориток) у императора было много, но никому из них не удалось продвинуться столь же быстро по карьерной лестнице. Некоторые даже подозревали Хэшэня в колдовстве, однако он настолько мгновенно приобрёл влияние, что никто открыто обвинять его в подобных злоключениях не решался.

Уже через год после начала службы Хэшэнь в возрасте 23 лет занял пост заместителя налогового министра, а спустя два месяца получил должность императорского секретаря и возглавил Департамент императорского двора — структуру, в которую обычно назначали только самых опытных и заслуженных сановников. Эти назначения позволили ему получить контроль над финансами и кадровыми постановлениями империи, что радикально усилило его позицию при дворе. В 1777 году, в возрасте 27 лет, ему было даровано право въезжать в Запретный город верхом — привилегия, которой удостаивались лишь пожилые чиновники, отличившиеся верной службой при дворе.

Запретный город с высоты птичьего полёта
Запретный город с высоты птичьего полёта

В 1778 году Хэшэнь возглавил Пекинскую таможню и занимал эту должность в течение восьми лет, тогда как обычно на неё назначали только на один год. В 1780 году он стал министром налогов и вошёл в состав Императорского совета, сосредоточив в своих руках полный контроль над финансами всей империи. В последующие годы Хэшэнь занимал до двадцати высших государственных должностей одновременно.

И на этом он вовсе не останавливался — его карьера продолжала стремительно расти. В 1784 году он был назначен министром чинов, а в 1786 году — первым министром. В 1790 году Хэшэнь укрепил своё положение, женив своего сына Фэншэнь Иньдэ на 10-й любимой дочери императора — принцессе Хэсяо, и на свадьбу принцессе было даровано самое большое приданое среди других дочерей императора. После этого события влияние Хэшэня стало практически безграничным. Особенно оно усиливалось на фоне того, что монарх игнорировал жалобы на своего фаворита и постепенно отстранялся от государственных дел, полностью вверив их Хэшэню.

Хэшэнь открыто торговал должностями и титулами, присваивал подарки, предназначенные для императора и его близких, удерживал часть средств, выделенных на подавление крестьянских восстаний и помощь населению при катаклизмах.

Влияние Хэшэня было до того велико, что он сохранил все свои должности даже после отречения Хун-ли в 1796 году от престола. Реальная власть всё ещё оставалась у 85-летнего отрёкшегося императора, поэтому новый император Айсинь Гйоро Юн-янь (Цзя-цин) был вынужден терпеть Хэшэня вплоть до самой смерти своего отца.

-6

Итог

Однако как только предыдущий император Хун-ли скончался в 1799 году, Хэшэнь тут же был арестован, а всё его имущество конфисковано. Ему предъявили 20 обвинений в растрате казны и приговорили к «линчи» — мучительному способу казни путём отрезания от тела небольших фрагментов в течение длительного времени, что считалось одной из самых позорных и мучительных форм наказания. Однако вскоре император проявил снисхождение ввиду брака его сына с дочерью императора и заменил наказание на самоубийство, что считалось более почётным исходом. Хэшэнь повесился по приказу императора 22 февраля 1799 года в возрасте 48 лет. Всё его имущество было конфисковано, а назначенные им за взятки чиновники сняты с должностей.

Один из павильонов в саду дворца Гунванфу, который был построен в 1776 году для Хэшэня
Один из павильонов в саду дворца Гунванфу, который был построен в 1776 году для Хэшэня

Масштабы воровства

При описи изъятого имущества значилось: 3000 комнат в особняках и поместьях, в том числе дворец Гунванфу в Пекине, 32 км² земли, 42 меняльные конторы, 75 ломбардов с общим капиталом 70 000 000 лянов.

1 лян — 37,3 грамма серебра.

-8

Наличных денег: 60 000 лянов медных позолочённых слитков, 100 больших слитков золота (в 1000 лян каждый), 56 600 средних слитков серебра (по 100 лян каждый), 9 000 000 маленьких серебряных слитков (по 10 лян), 26 308 килограмм разной иностранной монеты, 1 500 000 медных монет, 272 килограмма лучшего женьшэня, 1200 кусков нефрита, 230 жемчужных нитей (жемчуга размером с вишню), 10 жемчужин размером с мелкий абрикос, 10 крупных рубинов, 40 крупных сапфиров, золотой столовый сервиз из 4 288 предметов.

Фарфоровая тарелка с изображением чиновника и слуги с опахалом, XIX век, империя Цин
Фарфоровая тарелка с изображением чиновника и слуги с опахалом, XIX век, империя Цин

Кроме этого, 11 кораллов в метр высотой каждый, 14 300 рулонов тонкого шёлка, 20 000 шкурок каракуля, 550 лисьих шкурок, 850 — енотовых, 56 000 овчин разной выделки. В гардеробе насчитали 7000 костюмов для всех времён года. В доме Хэшэня находилось 361 000 бронзовых изделий, 100 000 фарфоровых, 24 ложа из золота с инкрустацией самоцветами, 460 европейских часов, а кроме этого, 606 рабов и 600 наложниц. По разным оценкам, всё это оценивалось в сумму, сопоставимую с доходами империи за 8 лет, по другим — за 10 лет.

Однако, сказать насколько объективны эти данные сложно, поскольку ряд исследователей полагает, что оценка изъятого имущества преувеличена противниками Хэшэня и является частью пропагандистского образа «всеобщего коррупционера» в конце правления Хун-ли и начале царствования Юн-яня.

Тем не менее 24 года Хэшэня при дворе нанесли серьёзный ущерб не только казне императорского двора, но и самой империи, поскольку присвоенные им средства не направлялись на нужные цели. Имя Хэшэня стало нарицательным в китайской культуре и стало символизировать коррупцию. В пересчёте на сегодняшний день, нажитое им состояние является поистине колоссальным. Учитывая богатства империи Цин, — в 18 веке это была богатейшая страна в мире, — доходы казны и масштабы воровства Хэшэня, многие исследователи утверждают, что он был самым богатым человеком в мире, богаче, чем сам император или любой европейский монарх и был крупнейшим коррупционером в истории. Так что нашим чиновникам есть, куда расти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: