Азербайджанские СМИ предприняли попытку информационной диверсии, манипулируя видеокадрами прибытия Владимира Путина и Ильхама Алиева в Китай, пытаясь создать впечатление различия в оказываемых почестях. Однако одно фото из Тяньцзина расставило всё по своим местам. А последующие события и вовсе сняли все вопросы относительно авторитета российского лидера.
Индийский премьер Нарендра Моди не предполагал, что с первого дня саммита ШОС задаст его основной тренд. Интернет облетели кадры, как Моди, взяв за руку президента России Владимира Путина, уверенно и с улыбкой направляется на торжественный приём к китайскому лидеру Си Цзиньпину.
Рука президента России стала главным объектом внимания для других глав государств, прибывших в Пекин. Сразу после завершения фотосессии Путин в сопровождении Си Цзиньпина, по правую руку от которого он занимал место как самый почётный гость, начал движение вдоль помоста. Каждый из присутствовавших лидеров счёл своим долгом или честью пожать руку российскому президенту. Исключением стал лишь Никол Пашинян, оставшийся на своём месте, что вполне объяснимо.
Незадолго до совместного фотографирования состоялась встреча Владимира Путина с армянским премьером. Пашинян сохранял улыбку, хотя создавалось впечатление её некоторой натянутости. Он даже назвал армянский и русский народы братскими. Как тонко подметила актриса Яна Поплавская:
"Путин хитро улыбался, Пашинян ёрзал на стуле, пытаясь нащупать ещё один стул…"
Путин демонстрировал доброжелательность, отметив, что встречи с армянским коллегой проходят в хорошей атмосфере. Однако этого оказалось недостаточно для принятия Армении в ШОС – своё категоричное "нет" сказал Пакистан.
Обычно улыбчивый Алиев выглядел мрачнее тучи. И было от чего! В отличие от Пашиняна, занявшего место за спиной Си Цзиньпина, его определили на самый край рядом с президентом Турции Эрдоганом.
"Такая традиция, видимо, в Китае – случайных гостей ставить рядом с собой, а дорогих азербайджанских братьев – сбоку. Даже Пашинян на общем фото стоит ближе к Си Цзиньпину, чем Алиев. И кто тут случайный гость?" – задал логичный вопрос военкор "Комсомольской правды" Александр Коц, отреагировав на выходку СМИ в Баку, назвавших Владимира Путина "случайным гостем".
Тамошние журналисты распространили кадры прибытия в Китай президентов России и Азербайджана, при этом в ролике с Путиным обрезали сцену встречи с почётным караулом, оставив её только в видео с Алиевым.
"Алиева поставили с краю, на 9-е место, правда, как и Эрдоган, он взял с собой жену. Пашиняна вообще не нашёл... Рахмон, как и на параде в Москве, оказался на почётном месте рядом с Путиным, опередив батьку Лукашенко и даже Моди, хотя нормализация отношений между Китаем и Индией едва ли не главная тема сейчас. Но, видимо, есть какие-то другие резоны у китайского церемониала", – отметил депутат Госдумы Михал Матвеев.
Оказаться на крайнем фланге было не самым обидным для Алиева. Его настроение испортилось ещё больше, когда Индия заблокировала вступление Азербайджана в организацию.
Ну и куда же без Александра Лукашенко. Президента Белоруссии тепло поприветствовали и хозяин саммита, и индийский премьер Моди, которого он чем-то рассмешил. Затем к Батьке подошёл поздороваться Эрдоган. Лидеры обнялись, после чего Лукашенко в знак хорошего расположения духа поднял большой палец. В ответ президент Турции показал тот же жест.
К слову, в Китай Лукашенко прилетел не с пустыми руками, а привёз гостинцы для Путина и Си: мешочки с картофелем.
"Собрал каждому президенту. Там подписано всё, льняные мешки. Ну, Путин, понятно, он меня просит картошки дать своей белорусской. Си Цзиньпину там эти мешочки аккуратненькие – "Первоцвет", "Бриз" и "Гарантия", а больше у меня нет", – поделился Александр Григорьевич с журналистами.
Серьёзный анализ ситуации показывает: Россия, Китай и Индия демонстрируют миру реальные контуры формирующегося многополярного мира, опровергая тезисы об изоляции нашей страны, активно продвигаемые в западных столицах. Вашингтон уже осознал новую реальность – о чём открыто заявляет Трамп, признавая растущую угрозу долларовой гегемонии со стороны таких объединений, как ШОС и БРИКС. Этот исторический процесс приобрел необратимый характер. Символично, что на Западе фотографию тёплого общения Путина, Си Цзиньпина и Моди окрестили "Медведь, Дракон и Слон" – аллегория, подчеркивающая серьезность намерений новых центров мировой силы.