Давно я не возвращалась к творчеству Андре Моруа. Когда-то читала его "Письма незнакомке ", но совершенно ничего не помню из сюжета, но что запомнилось, так это невероятный слог автора: атмосферный, лёгкий, чарующий, немного философско- наставнический, не спутаешь ни с кем.
Конечно большой плюс этого издания - обложка, пройти мимо сложно, а вот сюжет... лично меня не особо порадовал.
Если говорить вкратце, то мы наблюдаем за изменой мужа. Гийому Фонтену 58 лет, он известный французкий писатель, у него замечательная заботливая супруга Полина, они обеспеченные люди, можно сказать "высший свет парижского общества", но он все больше стал замечать за собой, что вся эта слава, богатство, постоянные встречи, обеды, ужины с известными людьми, которые совершенно не понимают его - все этого он не желал, это не его и не для него, он не хотел и никогда не стремился к такому.
Он никак не может написать новый роман, чувствует, что сам не верит в то что пишет, он теряет вкус к жизни и он уже не молод. И отчасти винит во всем Полину.
Гийом до Полины словно сознательно избегал успеха. Он вел уединенную жизнь, посвященную поискам счастья, своего личного счастья, в его представлении это чувственность, безделье, чтение...
У меня самого никогда не было никаких амбиций! Но эта женщина... и умная , и ловкая, и верная, и гордая, и настойчивая...Она воспользовалась мной, чтобы добраться до вершины
Полина изменилась с годами, по мнению супруга не в лучшую сторону. Ее все больше проявляющийся покровительственный, холодный тон в отношении мужа стал оскорбительным для Гийома, он ранил его. Пропала нежность, радость успехам, нет восхищения, нет восторгов, кажется что и той пылкой любви тоже больше нет.
Кто- то из друзей советует сменить обстановку, найти тихое место и там отдохнуть и поразмышлять, как он любит, но сам Гийом говорит так: "чтобы вновь обрести вкус к жизни ему нужно общение, общение с молодыми".
В один из дней его молодой друг- ученик Эрве Марсена приводит на ужин к семье Фонтен молодую красивую художницу Ванду. Так случилась первая измена.
Беря в руки данный роман я ждала историю романтичную, самую что ни есть романтичную французскую историю любви, ориентируясь на название и аннотацию, здесь она есть, но омрачена горечью измен.
Я склоняюсь, к тому, что книга просто не попала в мое настроение и показалась сюжетно банальной.
Не вызвал симпатии и главный герой Гийом. Такой мечтатель, местами слабохарактерный, ведомый. Из-за этого и читать его философские рассуждения, жалобы, мысли, переживания по поводу жизни в целом и жизни супружеской в частности было не так уж и интересно.
Зачем эти измены? С одной стороны я его немного понимала, когда рядом с тобой человек, который слишком многое решает за тебя- это давит сильно
Он начинает осознавать, что это влияние мешает ему, искажает его суть, лишает индивидуальности
но с другой - благодаря Полине ты стал известным человеком, модной персоной своего времени, твои романы, лекции популярны, обсуждаемы даже за пределами Франции и во многом это заслуга Полины. Ты ни о чем бытовом не заботишься, кроме писательства и все же, что не так? Надоело? Скучно? Слишком спокойно и хорошо?
Как бы Гийом себя не оправдывал, не взывал к жалости - нет, извините, но нет. Это "чудо любви", как говорит аннотация, всего лишь красивый оборот речи, в который мало веришь и не очень хочешь разбираться почему оно так важно герою.
Он ведь все понимал, что из этих интрижек мало что выйдет, он возможно делает больно своей жене, но все равно не отказывался от них, особенно в случае с Долорес - любовь? Я не поверила, с ее стороны так точно нет и быть не могло, как бы красивы не были ее слова, ее мечты рядом с ним и она сама.
Гийом хотел верить и обманываться, он это и делал, несмотря на предупреждения друзей и знакомых, несмотря на задетые чувства Полины, он видел как сильно она поменялась, узнав об изменах.
Мужчина так устроен... Он имеет право время от времени позволить себе несколько дней прожить в мечте
А женщина разве нет, ей так нельзя?
Я была на стороне Полины, ей было тяжелее в такой ситуации. Но почему же они не поговорили между собой раньше? Для меня осталось загадкой. Удивительно, но Полина даже отнеслась с неким пониманием ко всему, единственное, что для меня так и осталось непонятным - зачем было переписываться с Долорес? Встречаться? То, что хотелось посмотреть на любовницу - понятно, но общаться? Для чего? Странно как-то.
Может Долорес и вправду обладала некоей магией цыганки, что очаровывала всех мужчин вокруг и смогла понравиться даже Полине? Или все до банальности просто: Долорес действительно искусная актриса и на сцене и в жизни.
Можно в романе найти для себя темы для размышления, почитать разговоры французской богемы о литературе и искусстве, но я не до конца прочувствовала эту книгу. После прочтения я задумалась, а может ее лучше было бы прочесть тогда, когда ты будешь приближаться к возрасту героев, чуть ближе к старости. Когда поймешь, что молодость и ее страсти уже не вернуть и пытаться стоит ли ? Ради мимолётного мгновенья, разрушать многолетний брак?
Когда захочется подумать над таким, возможно, тогда этот роман раскроется по-иному, и как знать кто тогда из героев окажется ближе читателю.
Для себя оставлю роман, чтобы перечитать в будущем. А пока так, остановлюсь на сюжете, пускай и не особо понравившимся, но слог у Андре Моруа шикарный.
Я уже вовеки не забуду,
Что Лолита сделала со мной,
Ты мне подарила это чудо:
Осень жизни, ставшую весной.
Но сентябрьских роз горькая планида:
Суждено им скоро облететь.
Как боюсь я декабря Лолита,
Как хочу я больше не стареть.
- Прочитано 20: Андре Моруа "Сентябрьские розы"
- Издательство Азбука, серия "Азбука-классика"(мяг.обл., 224 с.)
- Личная оценка 3 из 5 ⭐
🍂🌹🍂 Не забывайте подписываться на канал , чтобы не пропустить выхода новых статей!