Найти в Дзене
музыка | filumjazz

Seong-Jin Cho - "Debussy" 2017

С месяц назад в моём музыкальном мировоззрении произошёл очередной качественный скачок — я внезапно врубился в музыку импрессионистов. Произошло это благодаря фрагменту "Suite Bergamasque L.75 - III. Clair De Lune" Дебюсси, который я услышал в одной из серий последнего сезона сериала "Черное зеркало". Откуда такая точность? Зашазамил. Но я не остановился на добавлении только этой пьесы себе в плейлист, я пошёл дальше — решил почитать о композиторе и музыкальном направлении. И вот мне открылся целый пласт новой для меня музыки, которую я пробовал и раньше безуспешно штурмовать с разных сторон. В этот же раз Дебюсси оказался тем ключом, который отворил мне парадную дверь. Клод Дебюсси (Claude Achille Debussy) родился 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле, пригороде Парижа, во Второй французской империи (так называлась Франция в то время) в семье мелкого торговца — владельца небольшой посудной фаянсовой лавки. Когда Клоду исполнилось два года семья переезжает в Париж. Во время Франко-прусско

С месяц назад в моём музыкальном мировоззрении произошёл очередной качественный скачок — я внезапно врубился в музыку импрессионистов. Произошло это благодаря фрагменту "Suite Bergamasque L.75 - III. Clair De Lune" Дебюсси, который я услышал в одной из серий последнего сезона сериала "Черное зеркало". Откуда такая точность? Зашазамил. Но я не остановился на добавлении только этой пьесы себе в плейлист, я пошёл дальше — решил почитать о композиторе и музыкальном направлении. И вот мне открылся целый пласт новой для меня музыки, которую я пробовал и раньше безуспешно штурмовать с разных сторон. В этот же раз Дебюсси оказался тем ключом, который отворил мне парадную дверь.

Обложка Seong-Jin Cho - "Debussy"
Обложка Seong-Jin Cho - "Debussy"

Клод Дебюсси (Claude Achille Debussy) родился 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле, пригороде Парижа, во Второй французской империи (так называлась Франция в то время) в семье мелкого торговца — владельца небольшой посудной фаянсовой лавки. Когда Клоду исполнилось два года семья переезжает в Париж. Во время Франко-прусской войны (1870—1871 года) семья живёт в Каннах, где мальчик начинает брать первые уроки фортепиано. В 1872-м году, уже в десятилетнем возрасте, он поступает в Парижскую консерваторию. В консерватории он занимался прилежно, однако особыми исполнительскими талантами не выделялся.

"Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств Эрнеста Гиро. За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк. Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой, в её имении Плещеево[8]. Общение с семьёй Фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского, Бородина, Балакирева и близких к ним композиторов. В ряде писем фон Мекк к Чайковскому иногда упоминался некий «милый французик», который с восхищением отзывается о его музыке и превосходно читает партитуры. Вместе с фон Мекк Дебюсси посетил также Флоренцию, Венецию, Рим, Москву и Вену, где впервые услышал музыкальную драму «Тристан и Изольда», на добрый десяток лет ставшую предметом его восхищения и даже поклонения." — Википедия.

Избавиться от влияния Вагнера молодому композитору поможет знакомство с другим ярким французом — Эриком Сати. Сати был композитором довольно радикальных взглядов для своего времени и музыкально повлиял на многих современников включая Игоря Стравинского и Джона Кейджа. Эпохальное знакомство Дебюсси с Сати произошло в 1891 году, Эрик Сати в то время был тапёром "Трактира в Клу".

"Когда мы впервые встретились, <…> он был как промокашка, насквозь пропитан Мусоргским и кропотливо искал свой путь, который ему никак не удавалось нащупать и отыскать. Как раз в этом вопросе я его далеко переплюнул: ни Римская премия…, ни „премии“ каких-либо других городов этого мира не отягощали мою походку, и мне не приходилось тащить их ни на себе, ни на своей спине… <…> В тот момент я писал „Сына звёзд“ — на текст Жозефа Пеладана; и много раз объяснял Дебюсси необходимость для нас, французов, наконец, освободиться от подавляющего влияния Вагнера, которое совершенно не соответствует нашим природным наклонностям. Но одновременно я давал ему понять, что нисколько не являюсь антивагнеристом. Вопрос состоял только в том, что мы должны иметь свою музыку — и по возможности, без немецкой кислой капусты.

Но почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы уже давно видим у Клода Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека и прочих? Почему бы не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность?" — (Эрик Сати, из статьи "Клод Дебюсси", август 1922.)

Читая об импрессионистах я обратил внимание на то, как молодых композиторов прижимали их более старшие академические коллеги. Непросто с этим было и у Дебюсси, хотя из большой тройки этого направления — Сати, Дебюсси, Равель — нашему герою удалось завоевать наибольшее количество официальных наград при жизни, что всё равно не помогло вести в итоге безбедного существования.

Уж не помню точно по какой причине я выбрал для себя именно исполнение Чо Сон Чжина — корейца по происхождению, но оно очень хорошее. Краткая справка об исполнителе из Википедии:

"Чо Сон Чжин (кор. 조성진; род. 28 мая 1994, Сеул) — южнокорейский пианист. Окончил Высшую школу искусств в Сеуле. В настоящее время учится в Парижской консерватории у Мишеля Бероффа. В возрасте 10 лет был удостоен третьей премии на национальном конкурсе пианистов имени Фридерика Шопена и в дальнейшем много выступал с произведениями этого композитора. В сентябре 2008 г. в Москве Чо Сон Чжин победил на Московском международном конкурсе пианистов имени Шопена, вызвав высокую оценку председателя жюри Николая Петрова: "Чрезвычайно яркий музыкант, с прекрасным звуком, замечательной фразировкой. Видно, что это не то что его учитель научил. Для меня это было открытием".

По приглашению Петрова юный пианист спустя два месяца принял участие в фестивале «Молодой Кремль музыкальный» в Оружейной палате, исполнив в сольном концерте произведения Шопена, Скарлатти, Бетховена и Дебюсси и вызвав восторженный отзыв критика: "Такого пианиста <…> не приходилось слышать много-много лет. Это тем более поразительно, что он — «ничей»: не представляет никого из именитых профессоров, учится в не особенно знаменитой Сеульской академии музыки. «Ворожба», «волхование», «гипноз» — вот какие слова приходят на ум в связи с игрой Чо…"

В 2009 году Чо Сон Чжин выиграл Международный конкурс пианистов в Хамамацу, став самым юным победителем в его истории и первым представителем Азии, получившим первую премию.

В июне 2011 года Чо Сон Чжин стал лауреатом III премии на XIV Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. В 2015 году выиграл в Варшаве Международный конкурс пианистов имени Шопена."

Seong-Jin Cho - piano

P/S

По большей части, мой скромный блог — это рекомендательный сервис.
Решил попробовать собирать раз в месяц плейлист моих рекомендаций по мотивам публикаций и музыкальных впечатлений за месяц. Слушайте уже
одиннадцатый плейлист:

filumjazz - filumjazz - #11 (August 2025) | BandLink

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz