Найти в Дзене

Монополия — asset-light сегмент смягчает эффект ДКП

Монополия — asset-light сегмент смягчает эффект ДКП

Монополия отчиталась за 1П 2025 — посмотрим на результаты компании, бизнес которой состоит из традиционного и asset-light сегментов:

— Общая выручка: 24,13 млрд руб (-18,5%).

— Себестоимость: 22,83 млрд руб. (-18,3%)

— Валовая прибыль 1,3 млрд руб. (против 1,7 млрд руб. годом ранее)

— Опер. убыток: 1,09 млрд руб.

Отрицательная динамика вызвана в первую очередь спадом в секторе традиционных грузоперевозок. Однако, основной приоритет и локомотив компании — это перевозки через цифровую платформу (грубо говоря, сервис, на котором Монополия зарабатывает, не имея при этом необходимости в обслуживании собственного автопарка — asset-light сегмент). Этот сегмент устойчив. Несмотря на просадку в тяжелом сегменте грузоперевозок, выручка в asset-light практически не изменилась: 18,8 млрд руб в 1П 2025 против 19,3 млрд руб в 1П 2024. А валовая прибыль по этому сегменту компенсировала убыток по Монополия Тракинг.

Логистический сектор, безусловно, также зависит от состояния ДКП. Сжатие спроса и процентное давление на компании реального сектора с лагом нашло отражение и в грузоперевозках. Традиционный рынок грузоперевозок находился под навесом предложения — мощности и транспорт в виду высоких ставок и избыточного ввода транспорта в 2023 году превышали спрос (также отчасти из-за влияния ДКП на активность компаний-клиентов), поэтому тарифы на грузоперевозки снизились, что негативно повлияло на этот стрим в выручке Монополии.

Помимо ситуации в секторе, также высокие ставки оказали влияние на рост процентных расходов в 1-м полугодии 2025 года. При этом необходимо понимать, что большая часть заёмных средств пошла на инвестиции в платформу, которые имеют скорее отложенную рентабельность, хотя уже сейчас мы видим, что цифровая часть бизнеса имеет положительную динамику, в отличие от традиционной asset-heavy модели. Эта часть бизнеса будет драйвить общий рост компании в будущем, и в дальнейшем раскроет свой положительный эффект.

Валовая прибыль составила 1,3 млрд руб. Большая часть снижения валовой прибыли обусловлена динамикой классического asset-heavy сегмента (перевозки собственным парком). Сегмент очень чувствителен к тарифам перевозки, которые были под давлением в первом полугодии.

Несколько лет назад компания начала двигаться от модели традиционного перевозчика в сторону цифровой платформы (asset-light модели). Сегодня это приоритетное для компании направление, и по нему хорошая динамика: валовая прибыль цифровых сегментов выросла на 25% год к году до 1,9 млрд руб., а EBITDA– на 24% до 1,7 млрд руб., то есть операционная эффективность в этом направлении сохранена.

Высокий долг — в основном связан с вложениями в развитии платформы. Как видим, спрос на цифровые сервисы в логистике продолжает расти. Однако для выстраивания необходимой инфраструктуры нужны инвестиции, которые в текущих условиях сектора невозможно профинансировать за счет операционной деятельности.

Автопарк грузовиков по рыночной стоимости оценивается в сумму — порядка 17 млрд рублей. Общая долговая нагрузка (чистый долг) на 30 июня 2025 года составляет 17,2 млрд руб, то есть долг покрывается стоимостью автопарка. В базовом сценарии уменьшение долговой нагрузки предполагается за счет реализации грузовиков водителям-предпринимателям, которые продолжат работать на платформе в «Монополии Бизнес» и формировать дополнительную выручку компании.

Сегодня наблюдаются первые признаки восстановления рынка грузоперевозок, которые должны помочь операционным результатам компании в будущем. Сохранение этого тренда во втором полугодии 2025 позволит сбалансировать спрос и предложение и приведет к росту тарифов. Мы ожидаем, что при продолжении разворота ДКП Монополия с ее передовой технологической платформой будет одним из главных бенефициаров на российском логистическом рынке.

Читать на смартлабе: https://smart-lab.ru/mobile/topic/1199940/