Не родись красивой
Красавицей Валечка Лихачёва не была. Особенно это бросалось в глаза на фоне её подруг, богемных тусовщиц предвоенной Москвы, – да-да, отпрыски влиятельных семейств того времени обожали проводить время вовсе не на комсомольских собраниях. Куда веселее было «зависать» в московских ресторанах, на чьей-нибудь уютной даче в Серебряном Бору или на его знаменитых на всю Москву пляжах.
С Юрой Нагибиным Валя, 20-летняя дочка легендарного пионера советского автомобильного производства и директора первого в стране автомобильного завода Ивана Лихачёва, познакомилась на вечеринке у общих друзей. Несмотря на молодость, Юра, как она слышала, уже был женат.
Воспитанная в консервативной семье Валя держала дистанцию в отношениях с новым знакомым, хотя и замечала интерес к себе, – родители наверняка не одобрят её дружбу с женатым молодым человеком. Мысль, что сама мгновенно и очень горячо влюбилась в красавчика Юру, Валя гнала прочь – она, невзрачная серая мышка, и Юра... Вместе? Нет, это немыслимо. Правда, доказывать себе собственную правоту получалось у Валечки из рук вон плохо.
Неожиданная помощь пришла откуда её меньше всего можно было ожидать – жена Нагибина Маша Асмус, падчерица профессора Литературного института философа В.Ф. Асмуса, быстро нашла ему замену, стоило Юре уехать на фронт. Развелись недавние молодожёны спокойно и быстро.
Высшая лига
По большому счёту Юру не слишком волновала внешность Валентины. Иван Лихачёв принадлежал к высшей советской хозяйственной элите – брак с его дочерью открывал Нагибину такую дорогу наверх, что захватывало дух. Это был пропуск в высшую лигу, что в миллион раз заманчивее, чем прелести всех самых ослепительных красавиц. Поженившись в 1943 году, молодые поселились на роскошной по тем временам государственной даче Ивана Лихачёва. Будущий писатель-фронтовик Юрий Нагибин не так уж много времени проводил в действующей армии – своё появление там он сам называл «поездками на фронт».
Подругам здесь не место
Мужа Валентина любила до исступления и отчаянно ревновала. Она была поглощена идеей не подпускать к нему ни одной коварной московской красавицы – и, надо сказать, преуспела в этом. Опасных подруг и молодых родственниц новоиспечённая жена истребила в своём окружении как класс. Дело поставила на широкую ногу: вскоре рядом с их парой остались только две женщины – мать мужа Ксения Алексеевна Каневская и мать жены Анна Николаевна Лихачёва. Ровесницы - обеим исполнилось по 45 лет, в те годы почтенные матроны.
Того, что её мать даст фору любой молоденькой кокетке, Валя как раз и не учла. И очень зря – женщина, которую увидел Нагибин, немедленно завладела его воображением. Незаметная Валентина ничем не напоминала мать - высокая, царственно статная Анна не поделилась с дочерью ни единой толикой своей красоты, ни одним изгибом своего манящего пышного тела. Как назло центром вселенной для неё был муж - выносить это стоило Юре большого труда. Молодой мужчина сходил с ума от одной мысли об Анне, однако ответом на его красноречивые взгляды была лишь отстранённая вежливость.
Крепость пала
Но редкая крепость не падает к ногам терпеливого завоевателя. Понемногу лёд со стороны тёщи начал таять – зять взял за правило предлагать ей выпить по рюмочке, пока муж вечно пропадает на своей ответственной работе, а дочь отлучилась по делам. Для сближения и семейного взаимопонимания.
Очень быстро они сблизились настолько, что оказались в супружеской спальне Анны Николаевны и её мужа Ивана Лихачёва. Началось это ещё в военные годы и продолжалось несколько лет. Нагибин не скрывал своей привязанности к тёще, однако вряд ли кто-нибудь мог осознавать её истинную природу.
Гром грянул в 1948 году. Иван Лихачёв с дочерью уехали из дома, но изменили планы и вернулись раньше намеченного – опереточный сюжет, не так ли? Звуки, исходившие из спальни, не оставляли шансов ошибиться в их происхождении. Распахнув дверь, Лихачёв взревел, как раненый зверь. А его дочь, столько лет оберегавшая свой семейный очаг от подруг, застыла, как изваяние.
«Без штанов»
Через мгновение почти обнажённый Нагибин выпрыгнул в окно. Советский высший свет талантливый писатель покинул, по выражению его четвёртой жены Аллы, «без штанов». Шумного выяснения семейных отношений не последовало: Анна Николаевна осталась с мужем, который простил её, потому что сильно любил. А Валентина, с которой Нагибин развёлся сразу же после случившегося, быстро нашла утешение в лице одного молодого музыканта. Свято место, как известно, пустует недолго.
С новым мужем они родили двоих детей и жили долго и вполне счастливо. Родители Валентины помирились и о прошлом не вспоминали. Мужа Анна пережила всего лишь на четыре года. После его смерти в 1956 году она сникла, стала болеть и ушла из жизни в 62 года.
***
Юрий Нагибин прославился как яркий прозаик, журналист и сценарист. Он женился ещё четыре раза, в числе его избранниц была знаменитая поэтесса Белла Ахмадулина. Откровенная повесть «Моя золотая тёща» увидела свет в 1994 году, когда Ивана Лихачёва и его супруги давно уже не было на свете. Скорее всего, Лихачёв мог потребовать от бывшего зятя молчать об этой истории, пока они с женой были живы.