Найти в Дзене
Кириллица

Почему русские крестьяне всегда спали одетыми

Оглавление

Представление о комфорте — понятие относительное. Для русского крестьянина еще в начале XX века роскошью была не пуховая перина, а теплый угол в собственной избе. Его сон был подчинен суровому ритму сельскохозяйственного года, вековым традициям и практичной простоте быта, где у каждой вещи было свое строгое место.

Где спали в избе

Пространство избы было четко зонировано, и место для сна выбиралось не случайно, а по принципу близости к теплу. Печь была главным элементом избы: она кормила, грела и была лучшей кроватью. Просторная лежанка на печи была самым теплым и престижным местом. Его по праву занимали старики, чьи кости нуждались в сухом тепле. Молодежь могла спать здесь лишь в отсутствие старших. Деревянные настилы, устраиваемые между печью и стеной на уровне потолка, были вторым по теплоте местом. Здесь было безопасно и уютно, поэтому полати обычно отводили детям и подросткам.Вдоль стен стояли широкие лавки, на которых спали другие члены семьи. Мужчина-хозяин часто имел свой постоянный угол — «коник» (лавку с резным конским грифом), где он работал и отдыхал. Младенцы спали в подвешенных к потолку люльках.Спать на полу было обыденной практикой, особенно в многодетных или бедных семьях. Постелью служила солома, прикрытая дерюгой или просто верхней одеждой.

Как отмечает доктор исторических наук Владимир Безгин, даже в 20-х годах XX века кровати были редкостью и признаком достатка. Исследования в Томском округе показывали, что на кроватях спало лишь немногим более половины жителей, остальные — на полу, печи и полатях. В теплое время года крестьянин мог устроить себе ночлег просто под березой или в сарае – на мешках с зерном, завернувшись в кусок дерюги.

Кровать – это роскошь

Необыкновенный аскетизм русских крестьян отметил доктор исторических наук Владимир Безгин в статье «Традиции крестьянского быта конца XIX – начала XX веков (пища, жилище, одежда)», которая вышла в «Вестнике Тамбовского государственного технического университета» (№ 4 за 2005 г.). Исследователь указывает, что вся мебель в крестьянском доме обычно состояла из одного стола и нескольких лавок, располагавшихся вдоль стен.

Даже элементарные скамейки и табуретки имелись не у всех, что уж тут говорить про кровати, которые считались явным признаком роскоши и богатства.

«Многоходовочка»: как Берия «свалил» Ежова

А кандидат исторических наук Владимир Шаламов обратил внимание, что у многих сельских жителей еще сто лет назад и вовсе не было кроватей. На этот факт ученый указал в статье «К вопросу о гигиене сна крестьянства в 1920-1930-е гг.», которая опубликована в «Известиях Иркутского государственного университета» (серия «История», № 2 за 2012 г.).

В. А. Шаламов сослался на результаты исследования, проведенного санитарным врачом А.Н. Лаптевым в Томском округе. По данным медработника, в 20-х годах ХХ века на кроватях спало лишь немногим более половины местных жителей, на полу – около 40%, на печи – 5,34%, на полатях – 3,12% и на нарах – 0,83%.

Кстати, под нарами в данном случае подразумеваются не тюремные лежанки, а широкие деревянные лавки, располагавшиеся в деревенских избах.

Два периода для сна

Русские крестьяне были людьми занятыми, особенно много они работали в весенне-летний период, когда им буквально некогда было спать. Во время страды мужчины, женщины и дети трудились от рассвета до заката, по 13-15 часов в сутки. Если добавить к этому еще и домашние хлопоты, ложившиеся на плечи женщин, то можно только посочувствовать сельским жительницам.

Впрочем, у крестьянок была возможность частично компенсировать свой недосып после обеда, когда практически все жители России отдыхали один-два часа. Причем, делали это, где придется. Пообедав, работники могли, например, прикорнуть у ближайшего стога сена, чтобы затем продолжить работу с новыми силами.

Известный историк Василий Сиповский (1844-1895 гг.) в своем трехтомнике «Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах» написал: «Послеобеденный сон требовался обычаем, от которого отступать считалось чуть ли не грехом. Если принять в расчет, что предки наши вставали с рассветом, то отдых среди дня после довольно продолжительного труда был для рабочего человека необходим, а богатых людей располагал ко сну и сытный обед».

То есть, прикорнуть после обеда почитали своим долгом представители всех сословий. Иностранцев часто удивлял такой русский обычай.

В зимнее время, когда продолжительность светового дня резко сокращалась, русские крестьяне дорожили каждым часом. Они вставали с рассветом, мастерили что-либо, ездили в лес за дровами, кормили скотину и занимались другими хозяйственными делами, пока солнце не скрывалось за горизонтом. Необходимости в послеобеденном отдыхе у них не было, но ложились спать они также два раза в сутки.

Похороны в СССР: во сколько они обходились гражданам

Дело в том, что сельские жители ужинали на закате и вскоре отправлялись в царство Морфея. Отдохнув 4-5 часов, крестьяне просыпались около полуночи и начинали заниматься своими делами. Набожные люди молились, молодые супруги миловались, хозяйки месили тесто, мужчины играли в карты. То есть, каждый проводил это время с пользой для себя. Затем, около трех часов ночи, крестьяне снова ложились спать, чтобы проснуться с рассветом.

И летом, и зимой у сельских жителей обычно было по два периода для сна в течение суток.

В одежде и платке

Многие исследователи отмечают, что спали русские крестьяне в той же одежде, которую носили днем. Причем, женщины даже не снимали платков. Никаких ночных сорочек или пижам у них не было вплоть до середины ХХ века. Нагишом крестьяне тоже не ложились. Существует несколько научных версий, объясняющих сон в одежде.

Большинство специалистов уверены, что виной всему – народные суеверия. Сельские труженики считали, что сон – это своеобразное путешествие человеческой души в потусторонний мир. Не случайно в русских народных сказках и былинах так четко проводится аналогия между сном и смертью. И отправиться в иное измерение без одежды, как минимум, невежливо по отношению к духам, там обитающим.

Кроме того, суеверные люди считали, что без одежды человек становится уязвимым перед нечистой силой, так что душой и телом с легкостью может овладеть бес. Особенно это относилось к женщинам. В народе считалось, что черти часто засматриваются на молодых красавиц, которым лучше спать в одежде – подальше от греха.

Еще один суеверный страх, распространенный среди крестьян, упомянули авторы книги «Боже, спаси русских!» (Москва, 2011 г.) Андрей Ястребов и Ольга Буткова. Они написали: «Женщины должны спать в закрытой одежде и платке, так как смерть может постигнуть в любой момент, а без платка женщина не может быть представлена на Суд Божий».

Впрочем, желая увидеть вещий сон о суженом, молодые девушки иногда смело ложились спать голыми, сняв с себя буквально все – даже нательный крестик, чтобы получить возможность пообщаться с духами.

Другая версия более прозаичная: у крестьян не было постельного белья. Соломенные тюфяки довольно жесткие, а подстилки из овчины могли быть недостаточно чистыми, в отличие от одежды, которую регулярно стирали. Вот люди и спали, не раздеваясь.

Кандидат исторических наук В.А. Шаламов в своей вышеназванной статье сообщает: «Неустроенность крестьянского быта проявлялась и в постельном белье. Оно зачастую вовсе отсутствовало. Однако конкретных цифровых сведений не имеется. Вероятно, наличие постельного белья зависело от зажиточности семьи и расстояния до города».

Есть и третья гипотеза, указывающая на то, что одежда защищала крестьян во время сна от различных насекомых: пауков, муравьев, клопов и т.п. Они водились в деревенских избах в большом количестве, ведь никаких инсектицидных средств в те времена просто не существовало.

Солома, овчина, рогожа…

В стихотворении «Порча» поэта Ивана Никитина (1824-1861 гг.) есть такие строки:

«Невестка за свежей соломкой сходила,

На нарах в сторонке ее постлала,

К стене в изголовье зипун положила,

Присела на лавку и прясть начала».

Действительно, постелью русским крестьянам часто служила подстилка из соломы, прикрытая рогожей. Вместо подушки бедные люди обычно использовали теплые вещи: старые зипуны, армяки, шубы. Ими и укрывались в холодное время года. Пуховые перины, подушки и шерстяные одеяла были настоящей роскошью, недоступной для большей части сельских жителей.

В статье В.А. Шаламова приведены воспоминания историка А.В. Краснова, содержащиеся в его книге «Ветры времени и жизнь (Записки ветерана войны и труда)». Родители автора жили в Рязанской губернии. Историк написал о своем детстве: «Спальных кроватей не было. На пол расстилали солому, на нее – дерюгу и спали прямо на полу всей семьей; только дед и бабка спали на печи».

Ночное ведро

Тогда как дворяне для известных целей использовали фарфоровые «ночные вазы», крестьяне обходились более прозаичными ведрами, старыми лоханями или горшками. Морозными зимними ночами, когда выходить из теплой избы во двор совсем не хотелось, люди просто ставили в сенях специальную емкость, в которую справляли малую нужду.

А для маленьких детей делали специальные ночные горшки с крышками, которые обязательно находились возле лежанок. Содержимое этих ведер, лоханей и горшков люди просто выливали утром в отхожее место.

Почему писатель Варлам Шаламов не уважал Солженицына

Ген Сталина: у каких известных людей он присутствует

Зачем Англия почти сто лет скрывала своё участие в убийстве Распутина