Найти в Дзене
sputnik.by

Друг, кумир, напарник: белорусские хоккеисты вспоминают Руслана Салея

Эксклюзив В сезоне-2011/2012 ярославский "Локомотив" должен был стать одним из фаворитов Кубка Гагарина, ведь в состав команды вошли выдающие игроки, в том числе и легендарный белорусский защитник Руслан Салей, но на взлете самолета в Минск их жизнь трагически оборвалась. Ровно 14 лет назад, 7 сентября 2011 года, хоккейная команда "Локомотив" отправлялась из Ярославля в Минск на стартовый матч нового сезона КХЛ против "Динамо", но через несколько секунд после взлета самолет разбился. В результате катастрофы погибли 44 человека – игроки, врач, администраторы, массажисты, представители тренерского штаба, а также семь из восьми членов экипажа. Выжили только двое – хоккеист Александр Галимов и бортпроводник Александр Сизов. Однако позднее игрок скончался в больнице от полученных травм. В той страшной аварии не стало и белорусского легендарного хоккеиста Руслана Салея. Своими воспоминаниями о том, каким Руслан был напарником по команде, каким был на льду и вне хоккейного поля, с корреспонде
Оглавление
© Getty Images / Bruce Bennett
© Getty Images / Bruce Bennett

Эксклюзив

В сезоне-2011/2012 ярославский "Локомотив" должен был стать одним из фаворитов Кубка Гагарина, ведь в состав команды вошли выдающие игроки, в том числе и легендарный белорусский защитник Руслан Салей, но на взлете самолета в Минск их жизнь трагически оборвалась.

Ровно 14 лет назад, 7 сентября 2011 года, хоккейная команда "Локомотив" отправлялась из Ярославля в Минск на стартовый матч нового сезона КХЛ против "Динамо", но через несколько секунд после взлета самолет разбился.

В результате катастрофы погибли 44 человека – игроки, врач, администраторы, массажисты, представители тренерского штаба, а также семь из восьми членов экипажа. Выжили только двое – хоккеист Александр Галимов и бортпроводник Александр Сизов. Однако позднее игрок скончался в больнице от полученных травм. В той страшной аварии не стало и белорусского легендарного хоккеиста Руслана Салея.

Своими воспоминаниями о том, каким Руслан был напарником по команде, каким был на льду и вне хоккейного поля, с корреспондентом Sputnik поделились белорусские хоккеисты.

До последнего не верил в случившееся

Бывший игрок команд НХЛ и КХЛ Андрей Костицын познакомился с Русланом Салеем, когда впервые был вызван в национальную сборную Беларуси.

Андрей Костицын, архивное фото
© Sputnik / Алексей Куденко
Андрей Костицын, архивное фото © Sputnik / Алексей Куденко

"Я тогда был еще, так сказать, начинающим хоккеистом, а Руслан – опытным игроком, который не первый раз выступал за сборную. Тогда я увидел его впервые. Потом мы уже много времени проводили вместе и на сборах, и на чемпионатах мира", – поделился воспоминаниями бывший хоккеист.

Когда Костицын и сам начал играть в Национальной хоккейной лиге (НХЛ), видеться игроки стали еще чаще, но не за океаном, а в основном на родине: хоккеисты вместе готовились в межсезонье на базе ледовой арены минской "Юности".

"Мы тренировались весь август – я, Руслан, мой брат Сергей и другие ребята. У нас была своя предсезонка, мы тренировались на льду и в зале, чтобы вернуться в свои команды полностью подготовленными к старту нового сезона. Затем мы разъезжались по своим клубам", – рассказал Андрей.

Бывший хоккеист вспоминает, что не только на льду Руслан помогал и подсказывал, но и давал жизненные советы. К тому моменту, как Андрей Костицын собирался уезжать играть за океан, Руслан в НХЛ провел почти 10 лет и был в этом плане более опытным.

Никлас Хагман из Финляндии и Руслан Салей из Беларуси борются за шайбу, зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити 2002
© Getty Images / Tony Marshall - EMPICS
Никлас Хагман из Финляндии и Руслан Салей из Беларуси борются за шайбу, зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити 2002 © Getty Images / Tony Marshall - EMPICS

"Мы много разговаривали об этом до моего отъезда, когда были в сборной. Он рассказывал, как там будет первое время, что может понадобиться и так далее. Потом, когда я уже уехал играть в Северную Америку, его слова и советы мне очень сильно помогли", – рассказал он.

После переезда в Канаду Андрей и Руслан тоже встречались и не только на льду, но совсем не часто. Их команды были в разных конференциях, поэтому за сезон могли сыграть между собой всего один раз. Но если время позволяло, всегда встречались за ужином перед игрой, а если график был сложным – пересекались между раздевалками после матча, чтобы пообщаться.

"Но на льду мы были соперниками. На льду, как говорится, друзей нет, это игровые моменты. Даже земляк все равно соперник", – добавил он.

Андрей вспоминает, что в общении Руслан был очень легким и приятным, а главное честным – всегда говорил в глаза и ничего не скрывал. С ним можно было поговорить на любые темы, он всегда был готов прийти на помощь. И на льду он был напарником, на которого можно положиться.

Руслан Салей в форме клуба Florida Panthers
© Getty Images / Eliot J. Schechter
Руслан Салей в форме клуба Florida Panthers © Getty Images / Eliot J. Schechter

"Он был очень трудолюбивым, много работал, и это было видно по его игре. Все отмечали его самоотверженность и отдачу на льду. И молодые ребята, и кто постарше, видели это и тоже тянулись за ним. Он всегда был готов поделиться своим опытом, что-то подсказать, направить, поэтому многие к нему обращались. Для многих он был кумиром и примером", – вспоминает собеседник агентства.

Но трагедия с "Локомотивом" внесла свои коррективы: "В этот день я еще был в Новополоцке (Андрей Костицын родом из Новополоцка. – Sputnik), но на днях уже должен был улетать в Канаду. И вечером тренировался с ребятами из ночной лиги, и кто-то из них сказал, что самолет упал. Я в это не поверил".

Андрей вспоминает, что позже действительно подтвердилось, что случилась авария.

"Но я все равно не мог поверить, что это произошло на самом деле, что самолет разбился и погибла вся команда. Время прошло, а в это до сих пор не хочется верить..." - признается он.

Сразу после аварии ходили разговоры, что Руслана не было в том самолете, что он отправился в Минск на машине.

"Я слышал историю, что вроде как за день до вылета команды в Минск, Руслан подходил к тренеру и просился поехать на машине, но ему не разрешили. А если бы отпустили? Но после уже случившейся трагедии, сложно рассуждать, что и как могло произойти, если бы..." – сказал бывший напарник по сборной Руслана Салея.

Настоящая глыба белорусского хоккея

Капитан и нападающий минского хоккейного клуба "Динамо" Андрей Стась познакомился с Русланом Салеем задолго до начала своей профессиональной карьеры.

Хоккеист Андрей Стась, архивное фото
© ХК "Динамо-Минск"
Хоккеист Андрей Стась, архивное фото © ХК "Динамо-Минск"

"Мой старший брат (бывший защитник сборной Беларуси и нынешний тренер ХК "Юность" Сергей Стась. – Sputnik) всегда старался брать меня с собой в раздевалку, где были все ребята, которые на то время играли в сборной. Для меня это было какой-то космозоной, что можно на них не только посмотреть, но и пообщаться. Я смотрел, у кого какие клюшки, кто как собирается на тренировку, как шутят и так далее. Для меня это все было маленьким праздником", – вспоминает капитан "зубров".

Первый раз в одной команде Андрей и Руслан сыграли в 2009 году на чемпионате мира в Швейцарии.

"Помимо тренировок и игр было также несколько командных мероприятий, на которых, собственно, и стало понятно, какой Руслан человек. Он все делал спокойно, рассудительно, где-то даже вальяжно. Но надо знать Руслана, чтобы понимать, о чем я говорю. Он был (да и есть в наших головах) солидным и внушительным, он – настоящая глыба белорусского хоккея", – поделился хоккеист.

По его словам, на льду Руслан всегда был надежным: "Когда выходил с ним на лед, всегда знал, что в обороне все будет четко, аккуратно и без лишних движений".

Алексей Терещенко (Россия) противостоит Руслану Салею и Сергею Демагину (оба Беларусь) в четвертьфинальном матче чемпионата мира по хоккею между сборными России и Беларуси 2009 года в Берне, Швейцария
© Getty Images / Mike Hewitt
Алексей Терещенко (Россия) противостоит Руслану Салею и Сергею Демагину (оба Беларусь) в четвертьфинальном матче чемпионата мира по хоккею между сборными России и Беларуси 2009 года в Берне, Швейцария © Getty Images / Mike Hewitt

Несмотря на то, что со дня трагедии с "Локомотивом" прошло уже 14 лет, Андрею этот день прочно врезался в память.

"Хорошо помню тот день. Я был у друга в гостях и узнал, что ребята вылетают из Ярославля к нам (Андрей Стась в то время также играл в "Динамо-Минск". – Sputnik), на следующий день у нас должна была быть игра. Но в интернете написали, что самолет разбился, и все начали узнавать новости", – рассказал он.

Андрей вспоминает, что в моменте было сказано, что Руслана в самолете не было.

"Говорили, что он то ли уехал в Минск на машине, то ли раньше улетел, то ли приезжал домой на выходные и тут остался до приезда команды. Но случилось то, что случилось", – вспоминает игрок.

По словам Андрея, эта авиакатастрофа стала для него настоящим шоком, так как до конца не приходило понимание, как это могло произойти, ведь никакого тумана или непогоды в тот не было. Но этого уже не изменить.

Нападающий Сергей Федоров (№91, Россия) пытается пройти Алексея Калюжного (№17, Беларусь) и Руслана Салея (№23, Беларусь), а вратарь Андрей Мезин (№31, Беларусь) спасает ворота во время зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити 15 февраля 2002 года
© Getty Images / Brian Bahr
Нападающий Сергей Федоров (№91, Россия) пытается пройти Алексея Калюжного (№17, Беларусь) и Руслана Салея (№23, Беларусь), а вратарь Андрей Мезин (№31, Беларусь) спасает ворота во время зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити 15 февраля 2002 года © Getty Images / Brian Bahr

"Когда я думаю о Руслане, я стараюсь вспоминать приятные и веселые моменты, которых на самом деле немало. Например, когда мы участвовали в Олимпийских играх в Ванкувере, по Олимпийской деревне ходил Арнольд Шварценеггер. И Руслан ходил примерно так же – в кожаной куртке, очках, такой своей вальяжной походкой. Лучше я буду помнить его таким", – добавил хоккеист.