Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Так получилось, что в день 2 сентября, в Москве с разницей в 9 лет родились два мальчика, которым предстояло стать одними из самых всенародно любимых актеров Советского Союза. Они были очень разные, играли в разных театрах и почти не снимались вместе, но оба были невероятно талантливы и любимы зрителями. Так давайте вспомним о них.
Леонов Евгений Павлович (1926–1994)
Об этом актере, как мне кажется можно говорить только в превосходных степенях. Обаятельнейший, любимейший, талантливейший. Ему было подвластно все. Комедия, сказка, драма. Его просто нельзя было не любить.
Родился в Москве 2 сентября 1926 года. Отец работал инженером на авиазаводе, мама занималась воспитанием маленького Жени и его старшего брата.
Во время Великой Отечественной войны вся семья работала на авиазаводе. Отец трудился в конструкторском бюро, мама была учетчицей, старший сын Коля был клепальщиком, а окончившего седьмой класс Женю приняли учеником токаря.
Осенью 1943 года поступил в Авиационный приборостроительный техникум имени Серго Орджоникидзе, где активно участвовал в художественной самодеятельности.
На третьем курсе ушёл из техникума и поступил на драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии при Московской областной филармонии.
В 1947 году был принят в Московский театр Дзержинского района, который в 1948 году преобразовали в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского.
Как и любой начинающий актер, на первых порах Женя Леонов был вынужден довольствоваться ролями амплуа «кушать подано». Все изменилось после того, как в 1950 году театр имени Станиславского возглавил Михаил Михайлович Яншин. Именно он дал молодому актеру шанс, доверив ему роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» по пьесе М. А Булгакова.
Нужно сказать, что Яншин сам много лет блистал в этой роли на сцене МХАТа и под его руководством Леонов справился блистательно и на следующий день после премьеры проснулся знаменитым.
С 1968 года — актёр Московского театра им. В. Маяковского. На этой сцене сыграл одну из лучших своих театральных ролей — Ванюшина-отца в пьесе С. А. Найдёнова «Дети Ванюшина».
В 1974 году Евгений Павлович вынужден был покинуть «Маяковку» из-за конфликта с художественным руководителем театра А. А. Гончаровым.
Сегодня трудно в это поверить, но ссора актера и режиссера произошла из-за того, что Евгений Павлович снялся в рекламе сети рыбных магазинов «Океан», а Андрей Александрович счел это занятием недостойным ведущего актера знаменитого театра и на общем собрании труппы предложил осудить недостойное поведение Евгения Павловича Леонова.
В итоге Леонов ушёл в Театр им. Ленинского комсомола, который буквально перед этим возглавил М. А. Захаров.
Служению на этой сцене он отдал последние 20 лет жизни и каждый спектакль с его участием становился событием.
Его Вожак в «Оптимистической трагедии»
Тевье в «Поминальной молитве»
и многие другие, служат подтверждением гениальности, великого русского актера.
Но, конечно, основная часть жителей СССР обожала Леонова за его кинороли, в первую очередь комедийные. Нужно сказать, что сниматься Евгений Павлович начал ещё в 1948 году дебютировав в короткометражке «Карандаш на льду», где главную роль сыграл знаменитый клоун.
В 50-е годы он снялся более чем в 10 фильмах, но по-настоящему знаменит стал после выхода на экраны знаменитой комедии 1961 года «Полосатый рейс».
Ну а потом были целый ряд искрометных комедий Григория Данелии, который снял Леонова во всех своих фильмах, начина с комедии «Не горюй»
замечательные работы с Эльдаром Рязановым
большие роли в фильмах Марка Захарова
и многие другие.
О каждой комедийной роли Евгения Павловича можно написать минимум статью, но ведь был и вполне серьезные драматические роли в фильмах.
и многие другие
Ко всему прочему Евгений Павлович неподражаемо озвучивал мультфильмы. Если бы он «подарил» свой голос одному только Винни Пуху, то уже вошёл бы в сокровищницу отечественной мультипликации, но его работы в этом жанре исчисляются десятками.
Народный артист СССР Евгений Павлович Леонов скоропостижно скончался 29 января 1994 года. Похоронен на 10 участке Новодевичьего кладбища. В 2021 году рядом с мужем упокоилась Леонова Ванда Владимировна.
28 июня 2001 года на Мосфильмовской улице, был торжественно открыт памятник Евгению Леонову, в образе одного из самых известных его киногероев Доцента.
В ночь с 16 на 17 октября 2015 года памятник был украден — снят с места и вывезен в фургоне «Газель». Нашли пропажу утром того же дня в пункте приема цветных металлов. К сожалению, в момент обнаружения, скульптура уже была распилена. Все виновные были арестованы и осуждены на два с половиной года каждый. 10 сентября 2016 года на том же месте был установлен новый памятник народному любимцу.
Гафт Валентин Иосифович (1935–2020)
Замечательный советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, поэт и писатель. Народный артист РСФСР.
Родился ровно 90 лет назад 2 сентября 1935 года в Москве. В 1957 году окончил Школу-студию МХАТ и в том же году дебютировал на сцене Театра имени Моссовета. Далее служил в театрах Сатиры, на Малой Бронной, имени Ленинского комсомола. С 1969 года и до конца жизни проработал в театре "Современник".
Был первым исполнителем роли Графа Альмавива в знаменитом спектакле театра Сатиры «Женитьба Фигаро».
Много и успешно снимался в кино. Особой любовью зрителей пользовались фильмы Эльдара Рязанова, в которых Валентин Иосифович создал целый ряд блестящих персонажей:
Валентин Гафт сыграл целый ряд яко выраженных киношных злодеев, среди которых особо хочется выделить: криминального авторитета Артура из фильма «Воры в законе»
Апполона Митрофановича Сатанеева в «Чародеях»
ну и конечно же Воланда в фильме «Мастер и Маргарита» 1994 года.
Валентин Иосифович Гафт, был не только удивительно талантливым и разноплановым актером, которому были подвластны любые роли в любых жанрах, но и замечательным поэтом.
Еще в советские времена по рукам ходили рукописные или напечатанные на машинке подборки его едких, но очень остроумных эпиграмм, написанных в основном на коллег по актерскому ремеслу.
Следует сказать, что добрая половина этих самых эпиграмм к Гафту не имела никакого отношения и стала причиной многочисленных обид, но были и те, кто сразу и по достоинству оценили его талант.
Например, его коллега по театральному цеху Александр Филиппенко говорил, что фамилию Гафт, следует расшифровывать как Гениальный Автор Феноменальных Текстов.
Впервые официально его стихи и эпиграммы были напечатаны в 1989 году. В дальнейшем было опубликовано еще 8 сборников его стихотворений, эпиграмм и воспоминаний.
Валентин Иосифович Был трижды женат. Под влиянием третьей жены Ольги Остроумовой принял православие.
Скончался замечательный актер 12 декабря 2020 года. Прощание прошло на сцене театра "Современник". Похоронен народный артист РСФСР Валентин Иосифович Гафт на 21 участке Троекуровского кладбища.
На этом мои уважаемые читатели и подписчики, позвольте сегодня прерваться. Как всегда, жду ваших комментариев, а пока всего доброго и до скорой встречи.